Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.
Периодизация:
1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.
а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.
б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.
в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.
Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.
2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский.
а) Ранняя схоластика (IX – XI в).
б) Зрелая схоластика (XI – XII в).
в) Поздняя схоластика (XII – XIII в).
Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274).
Особенности средневековой философии.
В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи.
а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;
б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру;
Философия эпохи Возрождения или Ренессанса.
Это был период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Это был период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период (греческая культура времен Перикла), когда человек существовал как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Пантеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Эта эпоха отвергает аскетизм (отказ от чувственной ориентации).
Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Для эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях человека. Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует в художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Основная тенденция эпохи – гуманизм. В науке тоже были сделаны выдающиеся открытия (Коперник). Великие философы эпохи – Джордано Бруно (1548-1600), Н.Кузанский (1401-1464).
Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Бог есть все во всем , но в свернутом виде. Творение мира развертывание этого свернутого всего. Бог – бесконечное бытие. Кузанский считал, что в бесконечности не может быть центров и периферии, - это была почва для гармонической модели Вселенной Николая Коперника. Человек может бесконечно приближаться к истине, никогда не достигая полного познания. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.
Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. В бесконечности теряется разница между большим и малым. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество, например, муравьем или всеми другими существами. Бруно – пантеист (пантеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.
Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией.
Философия Нового времени.
Этот период философии начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая особенность этого периода – ослабление влияния религии и церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось усиление науки в обществе.
Социально-исторические и естественнонаучные предпосылки философии Нового времени.
Основные особенности
Новое мировоззрение наиболее ярко проявляется в философии Ф. Бекона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.)
Философия Ф. Бэкона
Ф. Бэкон был политиком, однако его политическая карьера оборвалась на самом пике. Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органон», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органон» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бэкон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бэкон считал, что «Знание – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:
Помимо вышеприведённой
критической части, он
Бэкон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У Бэкона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего- то похожего на современную академию наук.
Суть индуктивного метода исследования природы (от частного к общему) состоит в постепенности образования новых понятий. Перед этим методом стоит задача не предвосхищать, а истолковывать факты. Эмпирический метод в понимании Б. означает необходимость максимальной опоры на разум в анализе фактов. Индукция через простое перечисление – детская ступень в развитии индукции, т.к. выводы ее лишь подтверждают доказываемое положение. Истинная индукция дает максимально достоверные и новые выводы (на основании исследования случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению). Это изучение важно, т.к. люди склонны обращать внимание на факты, подтверждающие интересующий их тезис, и закрывать глаза на факты противоречащие ему. Учет фактов не должен полагаться ни на веру, ни на чувства.
Стадии исследования: собирание различного материала, необходимого в природе (минералы, металлы и т.п.). Исследовать присущие им наиболее общие св-ва – легкость, холодность и т.п. Для раскрытия причин этих св-в необходимо составить три списка 1) список случаев присутствия, 2) случаев отсутствия, 3) случаев, в кот. исследуемое свойство присутствует в различной степени. Сбор этих случаев – подготовительная стадия индуктивного вывода. В итоге устанавливается наличие общего свойства во всех случаях указанных в таблице.
Другим великим
философом того времени
Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе