Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

 

Философия средневековья. (II – III вв. н.э. – XV в)

 

 

Периодизация:

1)  Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

   а)  Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.

   б)  Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.

   в)  Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2)  Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский.        

   а)  Ранняя схоластика (IX – XI в).

   б)  Зрелая схоластика (XI – XII в).

   в)  Поздняя  схоластика (XII – XIII в).

Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274).

 

Особенности средневековой  философии.

 

В Ветхом и Новом Заветах  находились революционные для философии  идеи.

  1. Идея монотеизма (учение о едином Боге);
  2. Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);
  3. Мир понимается как результат творения из ничего – креационизм;
  4. Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру);
  5. Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании);
  6. Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);
  7. Идея первородного греха;
  8. Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;
  9. Идея спасения;
  10. Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;
  11. Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог;
  12. Провиденциализм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога;
  13. Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели;
  14. Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу;
  15. Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру;   

 

 

Философия эпохи  Возрождения или Ренессанса.

 

Это был период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Это был период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период (греческая культура времен Перикла), когда человек существовал как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Пантеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Эта эпоха отвергает аскетизм (отказ от чувственной ориентации). 

Идеал – гармоничный  человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Для  эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях человека. Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует в художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Основная тенденция эпохи – гуманизм. В науке тоже были сделаны выдающиеся открытия (Коперник). Великие философы эпохи – Джордано Бруно (1548-1600),  Н.Кузанский (1401-1464).

Кузанский выдвинул новые  моменты трактовки Бога, был одним  из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Бог есть все во всем , но в свернутом виде. Творение мира развертывание этого свернутого всего. Бог – бесконечное бытие. Кузанский считал, что в бесконечности не может быть центров и периферии, - это была почва для гармонической модели Вселенной Николая Коперника. Человек может бесконечно приближаться к истине, никогда не достигая полного познания. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется  Богу. Познание понимается как преодоление незнания.

Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная  бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной  системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел  средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим  и самым малым во вселенной. В бесконечности теряется разница между большим и малым. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество, например, муравьем или всеми другими существами. Бруно – пантеист (пантеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.

Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией.

 

 

Философия Нового времени.

 

Этот период философии  начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая особенность этого периода – ослабление влияния религии и церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось усиление науки в обществе.

Социально-исторические и естественнонаучные предпосылки философии Нового времени.

    • Социально-историческая ситуация повлияла на ритм теоретизирования (ряд революций 17 в.), зарождение нового способа производства, становление национальных государств
    • Эпоха Возрождения сыграла существенную роль в расшатывании средневекового мировоззрения (пантеизм (отождествление Бога и природы, рассматривает природу, как воплощение божества) Кузанского)
    • Гелиоцентризм Коперника ведет к десакрализации космоса
    • Деизм (признает Бога творцом мира, ног отвергает его участие в жизни природы и общества, в отличии от теизма, кот. рассматривает мир, как осуществление божественного промысла) позволяет сосуществовать религиозному мировоззрению и научной картине мира
    • Галилей – родоначальник классической науки, без его формальной установки наука невозможна «Истина, доступная человеческому разуму, столь же абсолютна, как божественное знание. Философское познание разворачивается под знаком вечности – результаты не претендуют на временную значимость»
    • падение авторитета церкви и рост авторитета науки. С этими двумя чертами связаны и другие. В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными.

Основные особенности философии  Нового времени

    • Антиавторитаризм и опора на индивидуальное «Я» - ф-я НВ самоутверждалась в преодолении стиля схоластики – это школьная философия, пустословие, которое вырождается в оперировании словами, которые не относятся к вещам. Авторитет, традиции безжизненны – им противопоставляется индивидуальный поиск истины. Каждый человек обладает непосредственным доступом к истине благодаря наличию разума. Философия трактуется как авторское предприятие – ф-ф начинает с нуля, с себя. Необходимо полагаться лишь на простые свидетельства своего разума. Ф-я НВ носит авторский х-р. Ф-ф строит систему знаний основываясь на свидетельствах своего разума – наблюдается анархия системы.
    • Рационализм (лат - разумный) «Знание - сила» - знание трактуется как средство повышения могущества человека в освоении и преобразовании им природы. С одной стороны – подчеркивалась самоценность ф-кой И-ны, с др. – служит практическим целям. Внешний мир – материал, не имеет внутренней активности, преобразовываемый человеком.
    • Вера в изначальную рациональную упорядоченность мира. Как у греков, но в ф-фии НВ важную роль играла идея Бога. Ф-я не является религиозной, т.к. Бог не участвует в мировом процессе и человеческом познании. Бог выступает в качестве символа разумности мироздания, соразмерности познающего разума и мира. Мир сам устроен разумно, поэтому он познаваем.
    • Возникновение проблемы  метода философии и научного познания. Все от природы способны познавать истину, но эта способность употребляется по-разному, поэтому не всегда приводит к истине. Необходимо разработать правила, дисциплинирующие ум, правила научного метода, следуя которым философ не может заблуждаться. Он гарантированно познает истину.

Новое мировоззрение  наиболее ярко проявляется в философии  Ф. Бекона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.)

Философия Ф. Бэкона

 

Ф. Бэкон был политиком, однако его политическая карьера оборвалась на самом пике. Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органон», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органон» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бэкон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бэкон считал, что «Знание – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:

  1. Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума. Антропоморфизация – перенесение на природу человеческих качеств и свойств (антропоморфный = человекоподобный). В природе целей не существует. Эти идолы нельзя искоренить, их можно только нейтрализовать.
  2. Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием, особенностями психики и физиологии. Человек скорее верит в истинность того. Что предпочитает, страсти пятнают и портят разум. Преодоление этих идолов возможно с помощью коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.
  3. Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов. Порождаются речевым общением людей, когда они воображают будто «разум повелевает словами» - это логические ошибки (подмены понятий, правдоподобные, а не истинные выводы и т.п.). Чтобы избежать этих идолов необходимо помнить, что слова – лишь знаки, символы, а 100% я объективность существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам.
  4. Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии. Это слепая вера в авторитеты.«Истина – дочь времени, а не авторитета».

 Помимо вышеприведённой  критической части, он разработал  и позитивную часть, в которой  важную роль отдаёт методу. Метод  эмпирической индукции – всё  знание может быть получено  лишь с помощью экспериментов  и индукции (движения от частного  к общему). Опыты бывают:

  1. плодоносные – они приносят практическую пользу
  2. светоносные – они проявляют фундаментальные знания

Бэкон возрождает примеры  атомистики, то есть материя – деятельна  и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У Бэкона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего- то похожего на современную академию наук.

Индуктивный метод Бэкона

Суть индуктивного метода исследования природы (от частного к общему) состоит в постепенности образования новых понятий. Перед этим методом стоит задача не предвосхищать, а истолковывать факты. Эмпирический метод в понимании Б. означает необходимость максимальной опоры на разум в анализе фактов. Индукция через простое перечисление – детская ступень в развитии индукции, т.к. выводы ее лишь подтверждают доказываемое положение. Истинная индукция дает максимально достоверные и новые выводы (на основании исследования случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению). Это изучение важно, т.к. люди склонны обращать внимание на факты, подтверждающие интересующий их тезис, и закрывать глаза на факты противоречащие ему. Учет фактов не должен полагаться ни на веру, ни на чувства.

Стадии исследования: собирание различного материала, необходимого в природе (минералы, металлы и т.п.). Исследовать присущие им наиболее общие св-ва – легкость, холодность и т.п. Для раскрытия причин этих св-в необходимо составить три списка 1) список случаев присутствия, 2) случаев отсутствия, 3) случаев, в кот. исследуемое свойство присутствует в различной степени. Сбор этих случаев – подготовительная стадия индуктивного вывода. В итоге устанавливается наличие общего свойства во всех случаях указанных в таблице.

Философия Р. Декарта

    Другим великим  философом того времени является  французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, – Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с  онтологии(изучение проблемы бытия) на гносеологию(теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог.

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе