Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

§ 1. Философия: круг её проблем и роль в обществе.

 

  1. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
  2. Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
  3. Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

 

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный  (цельные знания).
  2. Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
  3. Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
  4. Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

 

Мировоззрение функционирует  на двух уровнях:

  1. Жизненно-практический.
  2. Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

  1. Мифологическое.

Возникает в глубокой древности и характеризуется  следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир  включает два аспекта:

  • Де хронический (рассказ о прошлом).
  • Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

  1. Религиозное.

 Религия возникла  на очень ранних этапах развития  человечества вместе с мифологией.

Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).

Особенности религиозного мировоззрения:

 Наличие культовой  системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых  отношений человека со сверхъестественным  миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

 Основная функция  религии - помочь человеку преодолеть  приходящую, изменчивую сторону  реальности и приобщиться к  неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

  1. Философское.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира

( понимания с позиции  знания).

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

 У Платона и Аристотеля  философия – это совокупность  теоретических знаний, накопленных  человечеством. Философия выступает  в роли матери науки.

 Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу)

 

Основные проблемы и темы философского мировоззрения:

  1. Что такое бытие? Какова сущность мира?

 Онтология – наука  о бытии.

Два основных подхода  к решению проблем онтологии:

  1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

  1. Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).
  2. Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).
  3. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был  наивным: реальность объясняли через  ту или иную первооснову, атомы и  т. д.

  1. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

 Объективный (духовная  первооснова (первоначало) существует  объективно, т. е. независимо от  человека. Представители: Платон, Гегель).

 Субъективный (принимает  в качестве первоначала сознание  субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

  1. Можно ли познать мир?

 Гносеология –  учение о познании.

Течения гносеологии:

  • Мир нельзя познать:
  1. Скептицизм (Пиррон).
  1. Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).

Агностицизм (нельзя познать  сущности вещей): Юм, Кант.

  • Познаваемость мира:
  1. Рационализм (мир познается с помощью разума).
  1. Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается  с помощью интуиции).

  1. Какова природа ценностей?

Аксиология – учение о ценностях.

  1. Человеческое действие.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

 

Основные черты мифологического мышления:

Философия представляет собой духовную интеллектуальную дисциплину, возникшую в 7 – 5 в. до н. э. Одновременно в различных точках планеты: в  Индии, Китае, Греции. Этот факт означает, что философия не является внеисторическим свойством человеческого сознания. Ей предшествовал другой тип мышления – мифологический (архаический). Важно уяснить, что это понятие не является оценкой, т. е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:

1. Нерасчлененная ценность  мира богов, человека и природы  (природное явление объясняется  непосредственным влиянием богов,  т. е. нет абстрактного представления  о 

едином законе, который  описывает взаимоотношения людей и богов).

2.Отсутствуют различия  субъекта и объекта – человека  и мира; мир понимается по образу  и подобию человека, а человек  – по образу мира.

3.Мифологическое знание  неразрывно связано  со своим  осуществлением в ритуале, т.  е.

некоторая ситуация воспринимается, во-первых, как соразмерная божественному порядку, во-вторых, существует способ влияния на эту ситуацию. Мифологическое мышление рецептурно.

4.Всякое ритуальное  действие имеет целью поддержания  шаткого мирового порядка, поэтому  не существует различия между такими сферами деятельности как искусство, религия, наука, философия.

5.Из вышесказанного  вытекает символизм архаического  мышления – не существует явлений  самих по себе, они являются  символами божественной воли, каждое  явление вызывало ассоциацию  с мифом данного племени. По различным причинам мифологический тип мышления рушится, на смену ему приходит философия, т. е. членораздельная речь.

  

Философия в  контексте культуры.

Начало философии можно  определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

  Культуру будем  рассматривать в разделах “Искусство”,  ”Наука”, ”Религия”, сравнивая  каждую из этих сфер с философией.

  • Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

     Религиозным  актом сверх рациональной веры  разрывается тождество обыденной

     личности  и осуществляется порыв к Подлинной  реальности.

     Философия  – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

     объясняющее  мир естественными причинами.  Философия рефлексивна (зная что-то,

     философ  должен знать себя, познающего  это что-то).

  • Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.
  • Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир  человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется  готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.    

 Мораль характеризуется  различием сущего и должного. Философия не говорит о том,  что должно быть, но описывает  сущее. 

 

 

§2.  Исторические типы философии.

 

  Философия – социокультурная  мера цивилизованности общества.

  Отличия восточной философии  от западной:

  • Восточная философия делает акцент на традицию, большой интерес к внутреннему миру человека, акцент на моральные проблемы, интуитивные формы восприятия мира, основная форма познания мира – созерцательность (пассивное восприятие).
  • Западная философия интересуется познанием внешнего мира, активизм; европейская философия дала возможность развитию в Европе естествознания.

 

Древнекитайская философия.

Древнекитайская цивилизация  – одна из древнейших на планете. В 6 в. до н. э. Там возникла философия. Для китайской философии характерно единство противоположностей:

 

                                                           Ян                                                              Инь


                                                           день                                                          ночь 


                                                           небо                                                         земля

                                                          свет                                                          тьма

                                                          тепло                                                       холод

 

Взаимодействие противоположных  сил порождает природные первоначала–усин:

  1. Вода
  2. Огонь
  3. Земля
  4. Металл
  5. Дерево.

Высокого уровня достигает  материальное производство. Классизация  общества, конфликты в обществе–именно  эти факторы стали основой для развития философии в Китае. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.

В этот период возникло 6 основных философских школ:

  1. Даосизм (Лао Цзы)
  2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))
  3. Моизм (Мо Цзы)
  4. Инь-ян-цзя
  5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)
  6. Фа-цзя (легизм, законники).

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе