Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

В остальном мире он различает две  субстанции:

  1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)
  2. Духовная субстанция (характеризуется единством)

  Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.

Учение о  методе у Декарта.

Метод Декарта – дедуктивный (от общего к частному, или от общего к общему). Правила метода 1) не принимать за И-ну ничего, что не признается таковым с очевидностью. Избегать поспешности и предубеждений. 2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы. 3) придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы от предметов простых к более сложным. 4) делать подробные и всеохватывающие перечни, чтобы убедиться, что ничто не пропущено.

Интуиция (используется в пункте1) -  внутреннее просветление, высшее единство познавательных сил человеческого духа, исходный пункт цепи дедукции, не чувственный, а интеллектуальный свет. Это интеллектуальная интуиция порожденная светом разума, она не требует напряжения памяти, непосредственна.

Радикальное сомнение и принцип cogito Декарта.

Сомневаться можно и  нужно во всем содержании нашего знания (недостоверность чувственного восприятия: палка опущенная в воду, отсутствие границы между явью и сном Þ недостоверность и призрачность наших знаний о внешних вещах, вкл. собственное тело)Þ мы погружаемся в пучину сомнений, но можем выбраться опираясь на один надежный момент: факт наших сомнений, выражающий определенной состояние наших мыслей – cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую). В этой истине никто сомневаться не может – она высшая из наших интуиций. Проведенное до конца радикальное сомнение упирается в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет. Сомневающийся в то время, когда он сомневается, не может не существовать.

Теория врожденных идей и проблема заблуждения Декарта

Познавательная деятельность человека слагается из 3-х классов идей: 1) идеи получаемые человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, 2) идеи, образующиеся в уме на основе идей первого рода, 3) врожденные идеи – наиболее важные для познания (влияние платонизма – независимы от внешних предметов, действующих на чувства, ясны, отчетливы, просты, независимы от воли). Так же существуют врожденные аксиомы – они представляют собой связь между понятиями нашего  мышления (а=в, в=сÞ а=с). Врожденность означает не наличие, а предрасположенность к появлению идей. Мышление само по себе не ошибается, т.к. оно мыслит, но не отрицает и не утверждает. Решение принадлежит воле – это способность желания, которая толкает разум за пределы того, что им еще не познаноÞ человеческое заблуждение.

 

Философия Спинозы.

Бенедикт  Спиноза  родился в 1632 и умер в 1677. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть Бог. Бог – последняя основа бытия и истинности, существование Бога с этой точки зрения более необходимо, чем существование самого многообразного мира – иначе его (мира) не было бы. Утверждает познаваемость Бога исходя из интуитивного присутствия в нашем уме идеи актуальной бесконечности. Бог вездесущ, имманентен природе (свойственный, внутренне присущий) – в этом – проявление пантеизма Спинозы. Бог-субстанция (актуальная бесконечность, континуум) – природа производящая, а мир вещей – природа порожденная. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:

протяжение

мышление

  Субстанцию характеризуют  модусы – единичные конкретные  вещи. Вещи – модусы, т.е единичные  порождения субстанции – это  самоограничение актуально-бесконечного  существа.

 Спиноза детерминист  (всё в природе строго упорядочено). Важнейший принцип гносеологии Спинозы изложен в его труде – «Этика». Существуют три вида познания:

  1. чувственное (недостоверный источник знаний)
  2. понимание (противопоставляется чувственному)
  3. интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)

 Спиноза отвергает  свободу воли. Воля есть разум  человека. Спиноза – детерминист  (никаких случайных явлений быть  не может, случайность – результат  нашего незнания причин). Свобода  отожествляется с познанием необходимости.  Спиноза разработал концепцию интеллектуальной любви к Богу: в человеке заложено желание постичь мир в целом, в его единстве. Смерть – это возвращение в единую субстанцию. В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным. Порядок и связь идей – это то же, что и порядок вещей.

 

Философия Джона  Локка (1632-1704 гг.)

 

  Это английский  философ. Он продолжал линию  эмпиризма, начатую Бэконом. Основное  сочинение – «Опыт о человеческом  знании». Он опровергает Декартову  концепцию врождённых идей. Человеческий разум – чистая доска, на которой опыт оставляет свои следы – знания. Опыт бывает внешним (жизненный опыт, в котором выражено воздействие внешних по отношению к человеку вещей и обстоятельств на его органы чувств – его идеи мы получаем через органы чувств), где различают первичные и вторичные качества. Первичные качества – это протяжённость, масса, и т.д.  Вторичные – цвет, звук и т.п. Опыт бывает и внутренним – рефлексия (познание души о своей собственной деятельности,  опыт, получаемый через самонаблюдение – это идеи собственной деятельности внутри себя, и особенно идеи психических состояний), из внутреннего опыта вытекают идеи состояния человеческого духа. Разум соединяет или разъединяет простые идеи и формирует более общие понятия, идеи, субстанции и т.д.

  Истина для Локка – соединение  или разъединение идей сообразно  действительности. Познание Локк  делит на:

    • интуитивное
    • демонстративное (истины математики, бытия, бога)
    • сенситивное (наименее ясное, основанное на ощущениях)

  Локк – автор  концепции буржуазного либерализма. Локк придерживался концепции естественного права – люди рождены свободными, они являются хозяевами своей судьбы. Государство не должно узурпировать права. Локк разработал идею парламентской монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Выдвинул идею религиозной терпимости. Развивал идеи протестантства.

 

Философия эпохи  Просвещения.

  Философия этой  эпохи связана с утверждением  в Европе буржуазных отношений.  Крупнейшие философы эпохи –  Вальтер, Руссо (деисты), Гольбах, Дидро, Гельвеций (материалисты). Общая идея эпохи – принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью). Французские просветители своими идеями подготовили французскую буржуазную революцию. Французские материалисты продолжали линию, заложенную во Франции Декартом (природа – стройная механическая система, человеческое тело – сложная машина). Для французских материалистов природа – самодостаточная сущность. В природе имеет место непрерывный круговорот вещества, движения и силы. Для французских материалистов природа, Вселенная и материя – синонимы. Эти материалисты – представители воинственного атеизма. Человек рассматривался как неотъемлемая частица природы. В теории познания материалисты продолжали линию гносеологического сенсуализма (познания нам дают органы чувств). Основные сочинения Ламетри – «Человек – машина». Разум – способность комбинировать ощущения. Познание – это пассивное копирование реальности с помощью органов чувств. Материализм во Франции был механическим (законы механики – законы которым всё подчиняется). В своём учении об обществе французские материалисты «скатывались» на позицию идеализма – разумная организация жизни возможна на основе внесения в общество законов. Развивается идея общественного прогресса (неуклонного развития человеческого разума). В Англии просвещение было представлено Локком. Крупнейшие представители немецкого просвещения – Шиллер и другие.

 

 

Немецкая классическая философия.

  Основоположник –  Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители  – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема  активности субъекта человеческого разума и познания.

 

Философия И. Канта.

  Родился и всю  жизнь прожил в Кенигсберге.  В его деятельности различают  2 периода:

докритический (до 1770)

критический (с 1770)

  Его произведения:

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791).

  В 1755 вышла «Всеобщая естественная  история и теория неба», в  которой он разработал теорию  происхождения мира из туманности. Затем Кант внёс вклад в  понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант совершил в философии коперниканский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Кант сформировал основные философские вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

  Область познаний  ограничена сферой явлений обыденного  и научного опыта (явления) могут быть познаны эмпирическими средствами, но это лишь наши субъективные представления о предмете и констатация существования предмета вне нашего сознания; так же Кант выделяет «вещи-в-себе» (ноумены) – сфера выходящая за пределы чувственного опыта, это непознаваемые, внеопытные понятия такие как Бог, свобода, вера; так же, это вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно «вещи-в-себе».

  Агностицизм (важная особенность  кантовской философии) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

  Априоризм (вторая  особенность кантовской философии)  – мир явлений познаётся на  основе наличия в сознании  врождённых познавательных форм.

  Познавательные способности:

  • Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.
  • Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.

  Благодаря наличию  категорий обеспечиваются объективная  всеобщность.

  Кант выделил несколько  основных категорий:

Количество (единое множество)

Качество (реальность, ограничения)

Отношение

Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).

  • Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

  И. Кант выдвинул  идею чистого разума: космос, как  единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.

  Антиномии (противоречия) чистого  разума: они возникают, когда разум  выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте».

  Явления или феномены  – это продукт деятельности  самого сознания; в этом Кант  – субъективный идеалист. Однако  он в то же время материалист,  т.к. он настаивает на наличие  причин в себе.

  Практический разум – это морали, область отношений с другими людьми. Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга.

  Кант писал: «поступай  так, чтобы максима (правило) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «поступай так, чтоб другой человек никогда не был средством для тебя, а целью» – это – категорический императив Канта (общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения).

  В своих философских  работах И. Кант отвечал на  вопрос «на что я могу надеяться». Человек может надеяться на  Бога. Бытие Бога невозможно доказать  логическими аргументами, но признать  его существование необходимо, т.к., если мы не сделаем этого, тогда нет возможности согласовать доброе поведение, требуемое моральным законом, со злом в мире (обществе). Кант подчёркивает антагонизмы в истории развития. Конечная цель развития человеческого общества – гражданский мир.

 

Философия других немецких философов.

  Развитие немецкой  классической философии связано  с критикой кантовских вещей  в себе.

  1. Одним из представителей этой философии был Фихте, который отвергал учение о вещах в себе. Особенность его философии – последовательный объективный идеализм. Реальность – это результат развёртывания познающего я.
  2. Другим  известным представителем немецкой философии был Г.В.Ф. Гегель (1770 - 1831 гг.), который тоже отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами:

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе