Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.
В остальном мире он различает две субстанции:
Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.
Учение о методе у Декарта.
Метод Декарта – дедуктивный (от общего к частному, или от общего к общему). Правила метода 1) не принимать за И-ну ничего, что не признается таковым с очевидностью. Избегать поспешности и предубеждений. 2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы. 3) придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы от предметов простых к более сложным. 4) делать подробные и всеохватывающие перечни, чтобы убедиться, что ничто не пропущено.
Интуиция (используется в пункте1) - внутреннее просветление, высшее единство познавательных сил человеческого духа, исходный пункт цепи дедукции, не чувственный, а интеллектуальный свет. Это интеллектуальная интуиция порожденная светом разума, она не требует напряжения памяти, непосредственна.
Радикальное сомнение и принцип cogito Декарта.
Сомневаться можно и нужно во всем содержании нашего знания (недостоверность чувственного восприятия: палка опущенная в воду, отсутствие границы между явью и сном Þ недостоверность и призрачность наших знаний о внешних вещах, вкл. собственное тело)Þ мы погружаемся в пучину сомнений, но можем выбраться опираясь на один надежный момент: факт наших сомнений, выражающий определенной состояние наших мыслей – cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую). В этой истине никто сомневаться не может – она высшая из наших интуиций. Проведенное до конца радикальное сомнение упирается в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет. Сомневающийся в то время, когда он сомневается, не может не существовать.
Познавательная деятельность человека слагается из 3-х классов идей: 1) идеи получаемые человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, 2) идеи, образующиеся в уме на основе идей первого рода, 3) врожденные идеи – наиболее важные для познания (влияние платонизма – независимы от внешних предметов, действующих на чувства, ясны, отчетливы, просты, независимы от воли). Так же существуют врожденные аксиомы – они представляют собой связь между понятиями нашего мышления (а=в, в=сÞ а=с). Врожденность означает не наличие, а предрасположенность к появлению идей. Мышление само по себе не ошибается, т.к. оно мыслит, но не отрицает и не утверждает. Решение принадлежит воле – это способность желания, которая толкает разум за пределы того, что им еще не познаноÞ человеческое заблуждение.
Философия Спинозы.
Бенедикт Спиноза родился в 1632 и умер в 1677. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть Бог. Бог – последняя основа бытия и истинности, существование Бога с этой точки зрения более необходимо, чем существование самого многообразного мира – иначе его (мира) не было бы. Утверждает познаваемость Бога исходя из интуитивного присутствия в нашем уме идеи актуальной бесконечности. Бог вездесущ, имманентен природе (свойственный, внутренне присущий) – в этом – проявление пантеизма Спинозы. Бог-субстанция (актуальная бесконечность, континуум) – природа производящая, а мир вещей – природа порожденная. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:
протяжение
мышление
Субстанцию характеризуют
модусы – единичные конкретные
вещи. Вещи – модусы, т.е единичные
порождения субстанции – это
самоограничение актуально-
Спиноза детерминист
(всё в природе строго
Спиноза отвергает
свободу воли. Воля есть разум
человека. Спиноза – детерминист
(никаких случайных явлений
Философия Джона Локка (1632-1704 гг.)
Это английский
философ. Он продолжал линию
эмпиризма, начатую Бэконом.
Истина для Локка – соединение
или разъединение идей
Локк – автор концепции буржуазного либерализма. Локк придерживался концепции естественного права – люди рождены свободными, они являются хозяевами своей судьбы. Государство не должно узурпировать права. Локк разработал идею парламентской монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Выдвинул идею религиозной терпимости. Развивал идеи протестантства.
Философия эпохи Просвещения.
Философия этой
эпохи связана с утверждением
в Европе буржуазных отношений.
Немецкая классическая философия.
Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания.
Философия И. Канта.
Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его деятельности различают 2 периода:
докритический (до 1770)
критический (с 1770)
Его произведения:
«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791).
В 1755 вышла «Всеобщая естественная
история и теория неба», в
которой он разработал теорию
происхождения мира из
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Область познаний
ограничена сферой явлений
Агностицизм (важная
Априоризм (вторая
особенность кантовской
Познавательные способности:
Благодаря наличию
категорий обеспечиваются
Кант выделил несколько основных категорий:
Количество (единое множество)
Качество (реальность, ограничения)
Отношение
Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).
И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.
Антиномии (противоречия) чистого
разума: они возникают, когда разум
выходит за пределы своей
Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания; в этом Кант – субъективный идеалист. Однако он в то же время материалист, т.к. он настаивает на наличие причин в себе.
Практический разум – это морали, область отношений с другими людьми. Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга.
Кант писал: «поступай так, чтобы максима (правило) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «поступай так, чтоб другой человек никогда не был средством для тебя, а целью» – это – категорический императив Канта (общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения).
В своих философских
работах И. Кант отвечал на
вопрос «на что я могу
Философия других немецких философов.
Развитие немецкой
классической философии
Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе