Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

 

Антисциентистские концепции. (отказ от принятия методов классической науки (естествознания)  в исследовании человека)

1. Психоанализ.

Он возник в результате деятельности З.Фрейда (Юнга, Э. Фромма). Психика человека имеет определенную самостоятельную динамику, во внутреннем мире человека огромную роль играют подсознательные  процессы, которые не артикулируют сознанием, а, наоборот, могут руководить деятельностью человека.

Сверх-Я (Супер-Эго) – социальная структура, навязанная обществом???…это сфера наших идеалов, то, каким человек хочет быть

Я (Эго) – личность, сознание

Оно (Ид) – бессознательное или подсознание – сюда загоняются сексуальные стремления, которые могут сублимироваться (возвышаться) до превращения в творческую силу фантазии.

Инстинкт либидо - сознательное начало. Либидо (лат. Libido – желание, влечение, стремление), как энергия, основа эроса присутствует во всех субстанциях организма и психики человека. Основными формами существования либидо, как сексуальной энергетической и динамической силы являются противоположные по направленности Объект-Либидо (т.е. либидо, ориентированное на какой-либо внешний объект и привязанное к нему) и Субъект-Либидо (Эго-Либидо, нарциссическое Либидо, ориентированное на собственное «Я» и «привязанное» к нему)

 Фрейд не ограничился разработкой  методики лечения внутреннего  мира человека, он считал, что  все результаты человеческой  деятельности являются результатами сублимации (трансформации человеческой сексуальной энергии в продуктивную деятельность).

Эрих Фромм пытался  соединить психоанализ с марксизмом. Стремится преодолеть фрейдовский  биопсихологизм в трактовке человека, связывает человеческие страсти не с инстинктивной, а с социальной природой человека.. страсти обладают исторической природой (напр. потребности в любви, свободе, разрушении, садизм, мазохизм) являются ответом на специфические потребности и коренятся в характере, который, по Фромму, является заменой слаборазвитых у человека инстинктов.

Юнг пересмотрел природу  бессознательного, оно представляет сферу архетипов (человеческих первообразов) – содержание коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное идентично  у всех людей и образует всеобщее основание духовной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики является наследуемым, а не приобретенным фактором. Динамика архетипов (например, образов героя, демона) лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Понятие Либидо употреблял преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой).

2. Экзистенциализм.

Философия экзистенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзистенциализм  возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзистенциализме выражены идеи гуманитарной интеллигенции. Экзистенциализм – философия  человеческого существования. Предшественниками экзистенциалистов в 19 веке были датские философы Кьеркегор, Гуссерль (он основоположник феноменологии).

Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития:

  1. чувственная (символ-Дон Жуан)
  2. этическая (чувство долга)
  3. стадия страдания

Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гуссерль разработал концепцию сознания как «интенциональность» – направленность; сознание, это всегда сознание «о чем-то», т.е. сознание существует только при осознании предмета.

Экзистенциализм различает следующие существования:

 А. Подлинное существование.

Понимается как интенсивное  внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует  сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает.

 Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзистенциализм бывает:

  • Религиозный (Хайдеггер, Шестов): только в  стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”.
  • Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в пограничных ситуациях (на границе жизни и смерти)

Экзистенциализм настаивает на том, что человек в любой  ситуации должен сохранять свою человечность. Экзистенциализм поднимает проблемы стандартизации, нивелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку.

 

12. Русская  философия 19 – начала 20 века.

Развитие философии  в России началось с принятием  христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская философия достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники считали, что  история России -  тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гносеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской философии обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Федоров развивал философию  доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Федоров первым обосновывает неизбежность космической экспансии человека. Все это должно базироваться на этическом отношении к космосу. Нравственность должна распространяться не только на всю природу, в том числе и на неорганическую. Федоров сначала работал учителем в гимназии, затем – библиотекарем. Особенность русской философии – интуитивизм (Флоренский, Лопатин). В русской философии была выдвинута идея транссубъективности чувственных данных

 

ГЛАВА II.

 

1. Проблема  бытия в философии.

Проблема бытия –  важнейшая проблема философии. Антология  – учение о бытии. Философия с  глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элеатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элеатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенциализме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько  подходов к трактовке бытия и  небытия:

  • Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
  • Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
  • Есть только небытие (Чанышев).

 

Есть такая категория -  существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как  то, что может быть описано физическими  законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении математики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзистенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

 А. Субстанция –  неизменная реальность.

 Б. Субстанция –  изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

  1. Вещи.
  2. Свойства.
  3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная  философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции  материи:

  1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.
  2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).
  3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:
  • Объективность.
  • Познаваемость.
  • Структурность.
  • Субстанциональность.

Материя существует через  дискретные материальные структуры, материи  вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный  атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

  • Всеобщность.
  • Универсальность
  • Объективность.
  • Абсолютность (нет вещей неподвижных).
  • Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как  проявление объективного духа.

Атрибуты материи:

  1. Движение существует в 3-ех формах.
  2. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

 а. По носителю

 б. По взаимодействию.

 в. По законам.

Существуют три основные формы движения материи:

  1. социальная        
  2. биологическая       (носители – клетка, организм)
  3. химическая            (носитель – молекула)
  4. физическая            (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

 

Формы движения материи  связаны причинно-следственными  связями, более высокая форма  основана на более низких формах.

В философии в понимании  реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к  принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное???? (перцептивное) и концептуальное пространство и время.

 

 

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе