Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

 

 

2. Материалистическая  диалектика и ее альтернативы.

Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диалектика начала восприниматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика  приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы:

Диалектика выступает  как учение о единстве мира и месте  человека, функционирования  всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В этих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают:

 I.  Объективная диалектика – все формы связи в реальности.

 II. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека.

    а. Стихийная  форма: нет худа без добра.

    б. Теоретическая  форма.

Исторические формы  диалектики:

  1. Античной философии: диалектика, для которой характерно понимание мира как живого организма.
  2. Немецкой классической философии (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея).
  3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Диалектика, как целостная  теоретическая система включает в себя:

  1. принципы
  2. концепции
  3. категории
  4. законы.

 

1. Принцип – основополагающая  идея мировоззрения.

     а. Принцип  единства мира.

     б. Принцип развития.

 Эти принципы отражены  в определении диалектики.

2. Концепция – основополагающая  идея, которая развернута в систему  утверждений.

 Две главные концепции  диалектики:

     А. Концепция всеобщей  связи – концепция детерминизма.

     Б. Концепция развития.

3. Категория – основа суждения.

 Аристотель выделял 10 категорий:  места, отношения и т.д. 

В средние века разгорелся спор между  нуменалистами и реалистами о  природе общих категорий. Для  реалистов общие понятия существуют реально. Для нуменалистов общие понятия не имеют бытия, это всего лишь колебания воздуха. Кант разработал теорию априорных форм рассудка. Категории по Канту – априорные (врожденные) формы рассудочной деятельности. Кант выделяет 12 категорий. Гегель понимал категории как общие формы  самопознания абсолютной идеи, у него больше 100 категорий. Гегель делает акцент на саморазвитии понятий. Категории – не сама реальность, а отражение всеобщих форм самой реальности в сознании человека. Категории субъективны по форме и объективны по содержанию

4. Закон – определенная форма  связи между явлениями, которая  характеризуется постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения  имеют следующие формы:

  • отношения относительной изолированности.
  • Отношения связи:

-постоянной зависимости

-дискретного действия.

       Среди  форм связи выделяется закон.

Детерминизм бывает в двух видах:

    1. Механистический (Лапласовский): характерна абсолютизация механических явлений.
      1. Диалектический: наличие многих форм связи.

Помимо механических форм есть и другие формы детерминации:

1. каузальная

2. системная

3. структурная

4. кондиционарная (детерминация условиями)

5. номонологическая (детерминация  законами)

Законы детерминации выражаются в  связи между такими философскими категориями, как единичное и общее. В единичном находит свое отражение общее. Второй закон детерминации – закон проявления сущности. Сущность – глубокая основа вещей. Явления есть обозначения сущности. В каждом явлении обнаруживается сущность. Третий закон детерминации диалектики – закон доминирования содержания над формой. Аристотель постулировал детерминирующую роль формы над содержанием. У Канта есть учение о чистых формах. В современной диалектике поддерживается неразрывная связь между содержанием и формой. Определяющая роль содержания над формой. Роль формы также велика.

Структура – инвариант  во взаимоотношениях элементов. Комбинация элементов приводит к появлению  новых качеств. Системы бывают суммативными (агрегативными, например, рукоделие) и  органическими (например, организм). Целое характеризуется новым качеством, которое возникает в результате взаимодействия элементов, из которых оно состоит. Существует также закон причинности: все в мире причинно обусловлено. Признаки причинно-следственных отношений:

-предшествование причин  следствию.

-необратимость причины  и следствия.

Случайность – форма  нашего познания, ничего случайного в  мире нет.

Индетерминизм – отрицание  закономерностей между явлениями. Современная наука различает  две формы взаимосвязи между явлениями: необходимая и случайная. Динамическая связь (между явлениями существует жесткая зависимость). Статистическая связь (в больших совокупностях объектов выражаются случайные взаимодействия).

Вторая концепция детерминизма – концепция развития. Есть диалектическая и метафизические концепции развития. В последних развитие вообще отвергается или развитие понимается как уменьшение или увеличение уже существующего. Недиалектическая трактовка развития: развитие есть лишь в некоторых ограниченных областях реальности, развитие – это эволюционный процесс, который происходит без скачков. В другой концепции, развитие – это беспричинные взрывы, цепь несводимых друг к другу перерывов, спонтанный, свободный и лишенный детерминации процесс. С позиции диалектической концепции развитие выступает как многогранный процесс, описываемый тремя законами:

        1. Закон единства и борьбы противоположностей.
        2. Закон перехода количества в качество.
        3. Закон отрицания отрицания.

Движение характеризуется  такими свойствами как абсолютность, противоречивость. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью, появлением нового, внутренней противоречивостью.

Рассмотрим более подробно три закона развития, описанных выше.

  I. Этот закон раскрывает источник процесса развития. Противоречия – это единство противоположностей, оно и выступает как причина всего происходящего. Противоречия – отношения противоположностей. Отношения можно разделить на отражения изолированности (лед и огонь не могут существовать вместе), отношения зависимости (площадь круга зависит от радиуса), отношения действия.

 Противоречия:

  1. Существенные и не существенные.
  2. Возможные и действительные.
  3. Физические, биологические, социальные.

Движущая сила физических противоречий связана с изменением соотношения вещества и поля. Социальные противоречия характеризуются действием на трех уровнях:

    1. Отношения между  двумя субъектами. Реализация противоречий на уровне сущности.
    2. Реализация противоречий на уровне социальных интересов.
    3. Реализация противоречий на уровне социальных действий (митинги, акции протеста)

Противоречия, выражаемые действием, могут переходить друг в  друга, побеждать друг друга.

Противоречия:

  1. Антагонистические.
  2. Неантагонистические.

Антагонизм – это  конфликт. Есть два способа регулирования противоположностей:

    1. умело сочетание их.
    2. упразднение одной из противоположности.

Любое явление противоречиво, противоречия выступают как движущая сила и как источник развития. Противоречия многообразны.

II. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие?, раскрывает механизм развития. Развитие осуществляется на основе накопления количественных измерений и перехода их в качественные.

Качество – целостная устойчивая совокупность, характеризующая внутреннюю определенность. Количество – выражает сходство вещей с другими вещами и внешнюю определенность вещей.

 Каждая вещь выступает  как единство количественных  и качественных свойств. Мера  – это границы количественных  измерений, в рамках которых  вещь сохраняется в том виде, в котором была. С превышением меры происходит скачок. Скачок – это форма перехода вещи из одного качественного состояния в другое. Скачок выступает как разрешение противоречий, возникших на прошлой фазе. Скачки бывают внутри- и межсистемные, физические, биологические и социальные. Эти законы бывают и в обществе, и в сознании.

III. Этот закон раскрывает направленность процесса развития. Был сформулирован Гегелем. Отрицание – действие, выражающее процесс превращение вещи в нечто существенно иное. Отрицание характеризуется такими компонентами:

  1. упразднение старой формы объекта.
  2. сохранение каких-то свойств объекта.
  3. появление чего-то иного.

Виды отрицания:

    1. деструкция (механическое разрушение).
    2. снятие (сохранение элементов, тех или иных свойств объекта: например, развитие техники).
    3. трансформация (изменение вещи как системы при переходе от одной стадии к другой).

Типы отрицания:

  1. Естественные (физические, биологические, химические)
  2. Исторические
  3. Логические.
  4. Отрицание через действие.

В истории философии  развитие понималось как движение по кругу. Развитие в древности понималось как постоянный регресс. Также некоторые философы (например, Гегель) понимали развитие как прогресс. Развитие имеет форму спирали: сохраняются некоторые элементы прошлых форм реальности, но на более высоком уровне. Развитие предполагает упразднение отживших форм.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в различных системах. Основоположник синергетики – Пригожин. Он получил Нобелевскую премию за исследование диспансивных???? (диссипативных) систем. Синергетика не может заменить диалектику.

 

 

§4 Проблемы сознания.

 Сознание – фундаментальное  понятие социологии, психологии  и философии. Сознание является  основополагающей философской категорией. Существует несколько концепций  сознания:

1.Субстациональная концепций сознания – сознание понимается как особая субстанциональная вещь, не требующая для своего существования других вещей. Человеческое сознание является частичкой мирового сознания.

2.Атрибутивная концепций сознания – сознание является всеобщим атрибутом материи. 3.Натуралистическая концепций сознания – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: сознание – простое отправление физиологических процессов. Б)Монистический материализм: сознания не существует, существует только материалистические процессы.

 К натуралистической  концепции можно отнести трактовку  сознания Фрейда, который понимал  сознание, как функцию бессознательных  процессов. Фрейд выделял 3 компонента  в структуре человека: 1) сфера  бессознательного: биологические инстинкты,  деструктивное начало человека (либидо). 

 Сверх Я(супер эго)àэго(я)ßоно(Id) – социальная структура, навязанная обществом. Сознание – область вытеснения. Сублимация – преобразование энергии полового влечения в позитивные положительные сферы человеческой культуры.

4 Экзистенциальная концепция сознания и феноменологическая концепция.

Автором феноменологии был Э. Гуссерль. Сознание определяется свойством интенциональности (это свойство сознания быть сознанием  о чем-то, сознание всегда предметно, «сознание о…»). Сознание – субъективная реальность, экстенсивная в пространственном отношении. Сознание – неразрывная связь индивидуума с предметом познания.

В структуре сознания выделяют: 1.Ноэзис – интенциональное переживание, сам процесс мышления – это субъективный аспект. 2. Ноэма, активно несущая смысл – воспринимаемое  как таковое, конституированный в мышлении объект  - объективный аспект. Ноэма направляет ноэзис, ноэзис же является актом направленного сознания, это способ данности предметаèсознание порождает предмет. Во временном контексте сознание – это экстенсивная реальность. Ретенция – это первичная память. Протенция – это ожидание будущего. Таким образом, сознание – это живое расстояние. В экзистенциализме сознание – это перспективная реальность.

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе