Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)
    1. Закон единства и борьбы противоположностей.
    1. Закон перехода количественного изменения в качественное.
    2. Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.
  • Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез

Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма)

Качество, количество, мера

Сущность, явление, действительность

Понятие, объект, идея и  т.д.

  • Мировой разум порождает природу и развивается в ней.
  • Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе.

  Субъективный дух  – форма индивидуального бытия.

  Объективный дух  – форма надындивидуального бытия.  Сюда можно отнести право, мораль, нравственность, гражданское общество, государство.

  Абстрактный дух  – к нему можно отнести искусство,  религию и философию.

  Религия – высшая  форма самопознания абсолютного  духа.

  В своих сочинениях  Гегель имеет идею противоречия  между методом и системой. Для  Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать любую форму бытия как временную, которая должна уступить место более высокой форме. Система философии приходит к заключению самопознания самой себя. Философия – конечный разум, что противоречит методу. Не только философия имеет свой конец, но и история имеет свой конец – политические реалии Германии во время, когда жил Гегель.

  Таким образом,  Гегель был крупнейшим представителем  диалектико-идеалистической философии.

  1. Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.

 

Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)

 

  Маркс и Энгельс  в студенческие годы были гегельянцами, однако под влиянием Фейербаха  переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику.

  1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии.
  2. Исторический материализм.

  Практическая деятельность  людей – преобразование природного  мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций.

  1. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.

  Маркс сосредоточил  внимание на анализе процессов  отчуждения в обществе. Отчуждение  – это процесс, в результате  которого результаты деятельности  человека становятся «господином»  человека.

  Главным источником отчуждения  является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе.

  Скоро появилось  неокантианство и неогегельянство.  В неокантианстве основой были  своеобразие социальных явлений  и способы познания этих социальных  явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа.

 

Артур Шопенгауэр (философия жизни)

В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской философии и считал учение Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» – это основное сочинение Шопенгауэра, которое легко читается и переиздается по сей день. Суть его философии в названии сочинения. Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть в себя. Подлинную сущность человека составляет не разум, а воля (космическое начало). Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом познания, это орган выживания существа в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается к наследию индийской философии. Он – основоположник философии жизни, продолжателями которой были Ницше и Бергсон.

 

Фридрих Ницше

Один из оригинальнейших  мыслителей ХІХ века немецкий философ  Фридрих Ницше принадлежал к  направлению, получившему название «философии жизни». Центральное понятие этого направления – «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого неуловимого рациональными методами познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования – противопоставляется традиционному для западной философии понятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому.

Опираясь на указанный  подход, Ф. Ницше попытался очертить новую модель взаимоотношения человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой размышлений Ф. Ницше стала  концепция «Смерти Бога». Это метафорическое изречение означало, что христианская мораль, служившая основой для системы высших духовных ценностей европейской цивилизации перестала быть таковой: «…Рассматривать природу, как если бы она была доказательством Божьего блага и попеченья; интерпретировать историю к чести божественного разума как вечное свидетельство нравственного миропорядка и нравственных конечных целей; толковать собственные переживания, как их достаточно долгое время толковали набожные люди, словно бы всякое стечение обстоятельств, всякий намек, все было измышлено и послано ради спасения души: со всем этим отныне покончено»

Ницше рассматривает  жизнь сквозь призму биологии. Он считает, что сущность реальности выражает не воля к жизни, а воля к власти (под  властью же понимается жизнь – условия естественного отбора).  Он враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде всего мораль и христианство. По Ницше нормальное состояние общества – это господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, у которого воля к власти активизирована. Ницше выступал против философии. Ницше выступает против нарастания социализма и демократии.

Анри Бергсон

Французский философ, был продолжателем  линии жизни. Он умер после первой мировой войны. «Творческая эволюция»  – главное сочинение Бергсона. Творческий порыв – иррациональный процесс. Жизнь – непрерывный творческий процесс с созданием новых форм. Жизнь демонстрирует антиэнтропийную направленность. Материя – выпавший в осадок дух, утративший свою энергию. Адекватный способ познания реальности – это интуиция, которая является более развитым инстинктом. Интеллект устроен по принципу кинематографа: он, имея дело с мёртвой реальностью, дробит реальность на картинки и создаёт иллюзию жизни.

 

 

Позитивизм.

  Основоположник –  французский философ О. Конт. Первоначально  кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур. Философии. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии:

  1. Мировоззрение мифологическое
  2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).
  3. Позитивная стадия

  Основная особенность позитивизма  – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не обращаться к метафизике; философия допускается как инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Конт и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки.

  Позитивизм прошёл  три стадии:

  1. Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г. Спенсера.
  2. Эмпириокритицизм:

  Основоположник –  Э. Мах . Другим известным представителем  был Авенариус. Это учение возникло  в начале ХХ века. В это время  были сделаны многие важные  научные открытия. Мах пытался  дать теоретическую базу для  нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.

  1. Неопозитивизм – аналитическая философия (Поппер, Дж. Остин), и логический позитивизм (Шлик, Карнап, Гедель).

 

Философия ХХ века.

  В ХХ веке в  философии продолжалась позитивистская  линия. 

  Основные направления  философии ХХ века:

  1. Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.

а) Неопозитивизм –  противопоставление научного эмпиризма  философским абстракциям.

б) Экзистенциализм –  существование понимается, прежде всего, как представление страдающего индивидуума о действительности.

в) Феноменология

г) Персонализм 

  1. Структурализм

а) Неотомизм – философия  католицизма

б) Психоанализ

в) Герменевтика – в  качестве главной гносеологической проблемы выдвигалась проблема понимания.

г) Постмодернизм –  культура понимается как субъективно  и произвольно интерпретируемые тексты и мысли.

  1. Научный материализм

а) критический рационализм

  1. Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.

 

Неопозитивизм.

  Представители: Бертран  Рассел, Шлик, Витгенштейн, Карнап  и др. Неопозитивизм прошёл в  своём развитии определённую  эволюцию:

  1. Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип верификации: сведение сложных высказываний к более простым. Карнап сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.
  2. Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась антиметафизическая установка.
  3. Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Кун, Поппер, Фейерабенд. Они разработали концепцию эпистемологического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе