- Закон единства и борьбы противоположностей.
  - Закон перехода количественного изменения в качественное.
- Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.
  - Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез
Бытие, небытие, наличное 
бытие (элементарная форма)
Качество, количество, мера
Сущность, явление, действительность
Понятие, объект, идея и 
т.д.
  - Мировой разум порождает природу и развивается в ней.
- Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе. 
  Субъективный дух 
– форма индивидуального бытия.
  Объективный дух 
– форма надындивидуального бытия. 
Сюда можно отнести право, мораль, 
нравственность, гражданское общество, государство.
  Абстрактный дух 
– к нему можно отнести искусство, 
религию и философию.
  Религия – высшая  
форма самопознания абсолютного 
духа.
  В своих сочинениях 
Гегель имеет идею противоречия 
между методом и системой. Для 
Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать 
любую форму бытия как временную, которая 
должна уступить место более высокой форме. 
Система философии приходит к заключению 
самопознания самой себя. Философия – 
конечный разум, что противоречит методу. 
Не только философия имеет свой конец, 
но и история имеет свой конец – политические 
реалии Германии во время, когда жил Гегель. 
  Таким образом, 
Гегель был крупнейшим представителем 
диалектико-идеалистической философии.
  - Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.
 
Философия Маркса 
(1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)
 
  Маркс и Энгельс 
в студенческие годы были гегельянцами, 
однако под влиянием Фейербаха 
переходят на позицию материализма, 
не отвергают гегелевскую диалектику.
  - Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии. 
- Исторический материализм.
  Практическая деятельность 
людей – преобразование природного 
мира и преобразование людьми самих себя – 
является основой изменений в культуре 
философии и т.д. Это обобщение утверждается 
в масштабе всей мировой истории, для всех 
времён и народов. Основной принцип материализма 
– принцип первичности общественного 
бытия по отношению к общественному сознанию. 
Основу бытия составляют материальные 
отношения, которые существуют в обществе, 
например производственные отношения, 
бытовые, отношения, связанные с продолжением 
рода. Совокупность производственных 
отношений формирует экономический базис 
общества. Производственные отношения 
и силы производства образуют способ производства. 
Развитие общества – естественный процесс 
смены общественно-экономических формаций. 
  - В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.
  Маркс сосредоточил 
внимание на анализе процессов 
отчуждения в обществе. Отчуждение 
– это процесс, в результате 
которого результаты деятельности 
человека становятся «господином» 
человека.
  Главным источником отчуждения 
является отчуждение производителя, 
в результате чего человек оказывается 
отчуждённым от средств производства. 
Процессы отчуждения происходят при капитализме. 
Таким образом в обществе нарастает борьба. 
Нужно отстранить производителя от средств 
производства путём революции. Марксистская 
философия получила широкое распространение 
в обществе. 
  Скоро появилось 
неокантианство и неогегельянство. 
В неокантианстве основой были 
своеобразие социальных явлений 
и способы познания этих социальных 
явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг 
пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился 
иррационализм, который исходил из неразумности 
реальности. Способом постижения иррациональной 
реальности является иррациональные инстинктивные 
способности человеческого духа.
 
Артур Шопенгауэр (философия 
жизни)
В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма. 
Он считал себя подлинным наследником 
кантовской философии и считал учение 
Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» 
– это основное сочинение Шопенгауэра, 
которое легко читается и переиздается 
по сей день. Суть его философии в названии 
сочинения. Он считал, что Кант ошибался, 
когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. 
Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть 
в себя. Подлинную сущность человека составляет 
не разум, а воля (космическое начало). 
Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом 
познания, это орган выживания существа 
в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается 
к наследию индийской философии. Он – 
основоположник философии жизни, продолжателями 
которой были Ницше и Бергсон.
 
Фридрих Ницше
Один из оригинальнейших 
мыслителей ХІХ века немецкий философ 
Фридрих Ницше принадлежал к 
направлению, получившему название «философии жизни». Центральное понятие этого направления 
– «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого 
неуловимого рациональными методами познания, 
и в то же время творческого и созидательного 
для каждого человека существования – 
противопоставляется традиционному для 
западной философии понятию бытия как 
чему-то неизменному, основополагающему, 
умопостигаемому. 
Опираясь на указанный 
подход, Ф. Ницше попытался очертить 
новую модель взаимоотношения человека 
и мира, где бы предпочтение отдавалось 
не миру, а самому человеку. Исходной 
точкой размышлений Ф. Ницше стала 
концепция «Смерти Бога». Это метафорическое изречение означало, 
что христианская мораль, служившая основой 
для системы высших духовных ценностей 
европейской цивилизации перестала быть 
таковой: «…Рассматривать природу, как 
если бы она была доказательством Божьего 
блага и попеченья; интерпретировать историю 
к чести божественного разума как вечное 
свидетельство нравственного миропорядка 
и нравственных конечных целей; толковать 
собственные переживания, как их достаточно 
долгое время толковали набожные люди, 
словно бы всякое стечение обстоятельств, 
всякий намек, все было измышлено и послано 
ради спасения души: со всем этим отныне 
покончено» 
Ницше рассматривает 
жизнь сквозь призму биологии. Он считает, 
что сущность реальности выражает не 
воля к жизни, а воля к власти (под 
властью же понимается жизнь – условия естественного отбора).  Он 
враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде 
всего мораль и христианство. По Ницше 
нормальное состояние общества – это 
господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, 
у которого воля к власти активизирована. 
Ницше выступал против философии. Ницше 
выступает против нарастания социализма 
и демократии.
Анри Бергсон
Французский философ, был продолжателем 
линии жизни. Он умер после первой 
мировой войны. «Творческая эволюция» 
– главное сочинение Бергсона. 
Творческий порыв – иррациональный 
процесс. Жизнь – непрерывный творческий 
процесс с созданием новых форм. Жизнь 
демонстрирует антиэнтропийную направленность. 
Материя – выпавший в осадок дух, утративший 
свою энергию. Адекватный способ познания 
реальности – это интуиция, которая является 
более развитым инстинктом. Интеллект 
устроен по принципу кинематографа: он, 
имея дело с мёртвой реальностью, дробит 
реальность на картинки и создаёт иллюзию 
жизни.
 
 
Позитивизм.
  Основоположник – 
французский философ О. Конт. Первоначально 
кант начал дистанцироваться от гегелевского 
учения. Идеал позитивизма – положительные 
значения. Гегель развивал натур. Философию 
и пренебрежительно относился к науке. 
О. Конт начал с отрицания натур. Философии. 
Конт считал, что человечество в своём 
развитии прошло три стадии:
  - Мировоззрение мифологическое
- Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).
- Позитивная стадия
  Основная особенность позитивизма 
– антиметафизическая направленность. 
Наука – сама себе философия. Вторая 
особенность позитивизма – феноменализм 
(наука в своём понимании реальности должна 
описывать явления, а не обращаться к метафизике; 
философия допускается как инструмент, 
который помогает науке получить дополнительные 
знания). Конт и позитивизм в целом отводили 
философии роль науки. Философия должна 
заниматься обобщением срезов реальности, 
которые дают разные науки.
  Позитивизм прошёл 
три стадии:
  - Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г. Спенсера.
-  Эмпириокритицизм:
  Основоположник – 
Э. Мах . Другим известным представителем 
был Авенариус. Это учение возникло 
в начале ХХ века. В это время 
были сделаны многие важные 
научные открытия. Мах пытался 
дать теоретическую базу для 
нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть 
элементы мира – ощущения. Ощущения – 
это нейтральные по своей природе элементы. 
Любое явление – это комбинация ощущений. 
Для Маха метафизика – это наука о природе 
ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.
  - Неопозитивизм – аналитическая философия (Поппер, Дж. Остин), и логический позитивизм (Шлик, Карнап, Гедель).
 
Философия ХХ 
века.
  В ХХ веке в 
философии продолжалась позитивистская 
линия. 
  Основные направления 
философии ХХ века:
  - Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.
а) Неопозитивизм – 
противопоставление научного эмпиризма 
философским абстракциям.
б) Экзистенциализм – 
существование понимается, прежде всего, как представление страдающего 
индивидуума о действительности.
в) Феноменология
г) Персонализм 
  - Структурализм 
а) Неотомизм – философия 
католицизма
б) Психоанализ
в) Герменевтика – в 
качестве главной гносеологической 
проблемы выдвигалась проблема понимания.
г) Постмодернизм – 
культура понимается как субъективно 
и произвольно интерпретируемые 
тексты и мысли. 
  - Научный материализм
а) критический рационализм
  - Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.
 
Неопозитивизм.
  Представители: Бертран 
Рассел, Шлик, Витгенштейн, Карнап 
и др. Неопозитивизм прошёл в 
своём развитии определённую 
эволюцию:
  - Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип верификации: сведение сложных высказываний к более простым. Карнап сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.
- Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась антиметафизическая установка.
- Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Кун, Поппер, Фейерабенд. Они разработали концепцию эпистемологического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.