- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон перехода количественного изменения в качественное.
- Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.
- Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез
Бытие, небытие, наличное
бытие (элементарная форма)
Качество, количество, мера
Сущность, явление, действительность
Понятие, объект, идея и
т.д.
- Мировой разум порождает природу и развивается в ней.
- Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе.
Субъективный дух
– форма индивидуального бытия.
Объективный дух
– форма надындивидуального бытия.
Сюда можно отнести право, мораль,
нравственность, гражданское общество, государство.
Абстрактный дух
– к нему можно отнести искусство,
религию и философию.
Религия – высшая
форма самопознания абсолютного
духа.
В своих сочинениях
Гегель имеет идею противоречия
между методом и системой. Для
Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать
любую форму бытия как временную, которая
должна уступить место более высокой форме.
Система философии приходит к заключению
самопознания самой себя. Философия –
конечный разум, что противоречит методу.
Не только философия имеет свой конец,
но и история имеет свой конец – политические
реалии Германии во время, когда жил Гегель.
Таким образом,
Гегель был крупнейшим представителем
диалектико-идеалистической философии.
- Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.
Философия Маркса
(1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)
Маркс и Энгельс
в студенческие годы были гегельянцами,
однако под влиянием Фейербаха
переходят на позицию материализма,
не отвергают гегелевскую диалектику.
- Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии.
- Исторический материализм.
Практическая деятельность
людей – преобразование природного
мира и преобразование людьми самих себя –
является основой изменений в культуре
философии и т.д. Это обобщение утверждается
в масштабе всей мировой истории, для всех
времён и народов. Основной принцип материализма
– принцип первичности общественного
бытия по отношению к общественному сознанию.
Основу бытия составляют материальные
отношения, которые существуют в обществе,
например производственные отношения,
бытовые, отношения, связанные с продолжением
рода. Совокупность производственных
отношений формирует экономический базис
общества. Производственные отношения
и силы производства образуют способ производства.
Развитие общества – естественный процесс
смены общественно-экономических формаций.
- В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.
Маркс сосредоточил
внимание на анализе процессов
отчуждения в обществе. Отчуждение
– это процесс, в результате
которого результаты деятельности
человека становятся «господином»
человека.
Главным источником отчуждения
является отчуждение производителя,
в результате чего человек оказывается
отчуждённым от средств производства.
Процессы отчуждения происходят при капитализме.
Таким образом в обществе нарастает борьба.
Нужно отстранить производителя от средств
производства путём революции. Марксистская
философия получила широкое распространение
в обществе.
Скоро появилось
неокантианство и неогегельянство.
В неокантианстве основой были
своеобразие социальных явлений
и способы познания этих социальных
явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг
пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился
иррационализм, который исходил из неразумности
реальности. Способом постижения иррациональной
реальности является иррациональные инстинктивные
способности человеческого духа.
Артур Шопенгауэр (философия
жизни)
В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма.
Он считал себя подлинным наследником
кантовской философии и считал учение
Гегеля бредом. «Мир как воля и представление»
– это основное сочинение Шопенгауэра,
которое легко читается и переиздается
по сей день. Суть его философии в названии
сочинения. Он считал, что Кант ошибался,
когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы.
Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть
в себя. Подлинную сущность человека составляет
не разум, а воля (космическое начало).
Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом
познания, это орган выживания существа
в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается
к наследию индийской философии. Он –
основоположник философии жизни, продолжателями
которой были Ницше и Бергсон.
Фридрих Ницше
Один из оригинальнейших
мыслителей ХІХ века немецкий философ
Фридрих Ницше принадлежал к
направлению, получившему название «философии жизни». Центральное понятие этого направления
– «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого
неуловимого рациональными методами познания,
и в то же время творческого и созидательного
для каждого человека существования –
противопоставляется традиционному для
западной философии понятию бытия как
чему-то неизменному, основополагающему,
умопостигаемому.
Опираясь на указанный
подход, Ф. Ницше попытался очертить
новую модель взаимоотношения человека
и мира, где бы предпочтение отдавалось
не миру, а самому человеку. Исходной
точкой размышлений Ф. Ницше стала
концепция «Смерти Бога». Это метафорическое изречение означало,
что христианская мораль, служившая основой
для системы высших духовных ценностей
европейской цивилизации перестала быть
таковой: «…Рассматривать природу, как
если бы она была доказательством Божьего
блага и попеченья; интерпретировать историю
к чести божественного разума как вечное
свидетельство нравственного миропорядка
и нравственных конечных целей; толковать
собственные переживания, как их достаточно
долгое время толковали набожные люди,
словно бы всякое стечение обстоятельств,
всякий намек, все было измышлено и послано
ради спасения души: со всем этим отныне
покончено»
Ницше рассматривает
жизнь сквозь призму биологии. Он считает,
что сущность реальности выражает не
воля к жизни, а воля к власти (под
властью же понимается жизнь – условия естественного отбора). Он
враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде
всего мораль и христианство. По Ницше
нормальное состояние общества – это
господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек,
у которого воля к власти активизирована.
Ницше выступал против философии. Ницше
выступает против нарастания социализма
и демократии.
Анри Бергсон
Французский философ, был продолжателем
линии жизни. Он умер после первой
мировой войны. «Творческая эволюция»
– главное сочинение Бергсона.
Творческий порыв – иррациональный
процесс. Жизнь – непрерывный творческий
процесс с созданием новых форм. Жизнь
демонстрирует антиэнтропийную направленность.
Материя – выпавший в осадок дух, утративший
свою энергию. Адекватный способ познания
реальности – это интуиция, которая является
более развитым инстинктом. Интеллект
устроен по принципу кинематографа: он,
имея дело с мёртвой реальностью, дробит
реальность на картинки и создаёт иллюзию
жизни.
Позитивизм.
Основоположник –
французский философ О. Конт. Первоначально
кант начал дистанцироваться от гегелевского
учения. Идеал позитивизма – положительные
значения. Гегель развивал натур. Философию
и пренебрежительно относился к науке.
О. Конт начал с отрицания натур. Философии.
Конт считал, что человечество в своём
развитии прошло три стадии:
- Мировоззрение мифологическое
- Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).
- Позитивная стадия
Основная особенность позитивизма
– антиметафизическая направленность.
Наука – сама себе философия. Вторая
особенность позитивизма – феноменализм
(наука в своём понимании реальности должна
описывать явления, а не обращаться к метафизике;
философия допускается как инструмент,
который помогает науке получить дополнительные
знания). Конт и позитивизм в целом отводили
философии роль науки. Философия должна
заниматься обобщением срезов реальности,
которые дают разные науки.
Позитивизм прошёл
три стадии:
- Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г. Спенсера.
- Эмпириокритицизм:
Основоположник –
Э. Мах . Другим известным представителем
был Авенариус. Это учение возникло
в начале ХХ века. В это время
были сделаны многие важные
научные открытия. Мах пытался
дать теоретическую базу для
нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть
элементы мира – ощущения. Ощущения –
это нейтральные по своей природе элементы.
Любое явление – это комбинация ощущений.
Для Маха метафизика – это наука о природе
ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.
- Неопозитивизм – аналитическая философия (Поппер, Дж. Остин), и логический позитивизм (Шлик, Карнап, Гедель).
Философия ХХ
века.
В ХХ веке в
философии продолжалась позитивистская
линия.
Основные направления
философии ХХ века:
- Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.
а) Неопозитивизм –
противопоставление научного эмпиризма
философским абстракциям.
б) Экзистенциализм –
существование понимается, прежде всего, как представление страдающего
индивидуума о действительности.
в) Феноменология
г) Персонализм
- Структурализм
а) Неотомизм – философия
католицизма
б) Психоанализ
в) Герменевтика – в
качестве главной гносеологической
проблемы выдвигалась проблема понимания.
г) Постмодернизм –
культура понимается как субъективно
и произвольно интерпретируемые
тексты и мысли.
- Научный материализм
а) критический рационализм
- Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.
Неопозитивизм.
Представители: Бертран
Рассел, Шлик, Витгенштейн, Карнап
и др. Неопозитивизм прошёл в
своём развитии определённую
эволюцию:
- Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип верификации: сведение сложных высказываний к более простым. Карнап сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.
- Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась антиметафизическая установка.
- Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Кун, Поппер, Фейерабенд. Они разработали концепцию эпистемологического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.