Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

(нечетные)                                                                          (четные)

У Пифагора космос – порядок, гармоничная система явлений.

  1. Философия Элеатов

Представители школы  – например Зенон, считали, что существует только бытие, небытия вовсе нет. Бытие – это мысль, мышление: «Одно  и тоже есть мысль, и то, о чем мысль, существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти ».

Бытие не подчиняется  смерти, цельное все, без конца, ему  не разыщешь начала, оно неизменно  и неподвижно. Для элеатов характерно сферомышление (неизменность, постоянство мышления). Это мышление противоречило органам чувств. Зенон (ученик, последователь этого учения) сформулировал Апории – логические парадоксы:

  1. Дихотомия (деление пополам: чтобы пройти путь, надо пройти его половину; чтобы пройти половину, надо пройти половину половины и т.д. поэтому движение немыслимо)
  2. Парадокс движения (Ахиллес и черепаха: Ахиллес не сможет никогда догнать черепаху т.к. она тоже движется).

 Чувственно воспринимаемый  мир - это не подлинная реальность.

 

 

 

Философия Атомистов.

Демокрит попытался разрешить противоречия между видимой и скрытой реальностью. Демокрит считал, что бытие – это атомы (неделимые), которые вечны, неизменны, находятся в постоянном движении. Существует пустота (небытие). Ощущение дает не ложные знания. Есть темное познание (с помощью органов чувств) и светлое познание (с помощью разума, мысли). Доказательство атомистической теории: если атомов нет, то зернышко можно делить до бесконечности, следовательно, зернышко можно приравнять к горе.

Софисты

Софисты – учителя  мудрости – первые профессионалы в области образования – брали деньги за обучение (Протагор, Горгий). Они не строили систем мироздания, их функция – распространение знаний. Развитие демократических тенденций в полисе, необходимость владения искусством слова повели за собой широкое распространение софистики.

Софисты расширяют проблемное поле философии, перемещая свой взгляд с устройства мироздания на человека. Провозгласили человекомерность мира – Протагор: "Человек есть мера всех вещей". Эта доктрина истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и что когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не прав.

Так же софисты расширяют  проблемное поле философии – они  вводят в философию понятия критики и обоснования, т.е. всякое знание, которое претендует на достоверность должно быть обоснованно. Своими новациями софисты ввергли философию в кризис – т.к. мерой всех вещей является человек, значит, у каждого может быть своя истина. Отдельный человек выступает конечной инстанцией оценки вещей – «Я являюсь мерой вещей моего мира» - это означает, что уничтожается мир истины, понятие «истина» у софистов утрачивает смысл и человек может обладать лишь мнением. Мнения могут быть полезными и вредными (либо помогают в политической карьере, либо нет) – софисты же учили заменять вредные мнения полезными и доказывать полезные мнения.

 

Классический  период  античной философии.

1) Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.), который был

выходцем из Афин. Внешняя угроза (персы) потребовала консолидации ресурсов и сил греков.

Началось сооружение флота. Афины стали центром строительства  флота. Там были сконцентрированы огромные финансовые и сырьевые ресурсы. Это  привело к развитию философии  в Греции. Одним из первых философов был Сократ. Его ученик, Платон, писал свои труды в форме диалога со своим учителем Сократом. Именно в такой форме до нас и дошла философия Сократа: философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека. Сущность человека – это его бессмертная душа, о которой человек должен заботиться прежде всего. Для человека важно знать, что такое добро и зло, тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме» - это один из важнейших тезисов Сократа.

Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический  метод: общение с людьми проходило  в форме наводящих вопросов. Метод  сократической иронии: «Я знаю, что я ничего не знаю» - путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию, майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы. Ирония и майевтика – две стороны сократического метода.

Сократ был осужден  на смерть и умер, выпив кубок  с ядом.

2) Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона

(427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил  из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея Блага ( высшее добро)

Платон возвел занятие  математикой в ранг религиозной  деятельности. Душа состоит из 3 частей:

  1. Разумная.
  2. Волевая (стремление человека к славе и т.д.).
  3. Чувственная (или аффективная)

Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя  конями, где возница - это разум (рассудочная  часть души), один конь – «вожделение» (волевая часть), другой конь – «пыл» (аффективная часть). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:

  1. Мудрецы
  2. Войны (доминирует волевое начало)
  3. Земледельцы (чувственное начало преобладает).        

 

Философия Аристотеля

 

Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – ликей (перипатетическая школа). Был учителем А. Македонского. Аристотель – универсальный гений античного мира. Огромный вклад внес в развитие античной логики. “Органон” – сбор логических трактатов. Интересовался физикой, этикой, соц. философской этикой и др. Занимался метафизикой. Обозначает и определяет философию в качестве первой науки. Только во II в. до н.э. его сочинения были обнародованы. Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.

Аристотель – философ  – аналитик. Философия Аристотеля показывает колебания м/у материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том, что существует мир идей, независимый от вещей. Идеи не могут существовать без вещей, они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала:

  1. Материя.
  2. Форма.
  3. Действие.
  4. Цель (конечная причина).

Соотношение м/у материей и формой очень сложное: материя  – то из чего состоят вещи, форма  – проект вещи, ее сущность, алгоритм, по которому вещь построена..

Понятие “бытие” неоднозначно. Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страдания, места, времени, положение, обладание.

Бытие как, акт и потенция. Актуальное бытие – реализовано в реальности. Потенциальное бытие – реализовано в будущем, это лишь возможность бытия – сфера неоформленной материи. Актуальное бытие имеет больший приоритет. Бытие – истина. Принадлежит собственному интеллекту. Бытие в собственном точном значении – субстанция или сущность, под которыми понимает материю или форму, их синтез.       

Форма – алгоритм организации  вещей - начало активное, материя –  инертное (пассивное) начало. Форма  имеет аналог с понятием “энергия”. Аристотель разрабатывает учение о  существовании сверхчувственной идеи, где он говорит о чистом мышлении самого себя (мышления).

Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и  форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.

    • изменение в качестве
    • изменение по месту
    • изменение в кол-ве
    • изменение в субстанции

Наряду с богом существует еще 55 субстанций. Душа – форма тела. Различает 3 формы:

  • вегетативная
  • чувствующая
  • разумная

Человек – существо социальное политическое “животное” гражданин  своего полиса. Цель жизни – достижение счастья через соблюдение инертности. Высшая форма деятельности – научно – политическая теория. Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества. Рациональная форма политической жизни – создание полиса. Разделяет следующие формы правления:          

                  Правильные:                                                          Неправильные:

                   монархия      тирания

                   аристократия                олигархия

                   полития                демократия

 

Эллинистический (римский) период.

 

Эллины – греки, Эллинизм связан с походами Александра Македонского. Создание универсальной,  божественной монархии: все равны в правах и классах – идея А. Македонского. После разрушения полисной системы эта идея укоренилась. Меняется общий духовный климат социальной жизни общества, возрастает скептический взгляд на жизнь. 147 год до н.э. – Греция попадает под влияние Рима, следовательно, греко-римский период – конец эллинизма. В Александрии возникают новые философские школы. Продолжали существовать и школы Платона и Аристотеля.

Новые школы:

  • школа Эпикура (341-279 г.г. до н.э.)
  • школа стоицизма
  • школа скептицизма
  • школа неоплатонизма

Эпикур – материалист, возрождает идеи Демокрита (идеи атомистов).

Задачи философии –  практическая потребность, искусство  правильной жизни. Развивает философию… Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель философии – освободить человека от страха. Особенно от страха смерти. Вносит изменения в демократическую доктрину. Человек может самостоятельно достичь равновесия и покоя.

Стоицизм. Делает акцент на практическое познание. Учение о бытии подчиняется познанию. Человек ставит на первое место твердость духа, практическое отношение к реальности.

Космос – огонь, мир  – космический огонь. Огонь –  “логос”, мир – живой организм, пронизанный огнем. Все окружающее нас в мире телесно. Космический  пожар очищает мир: идет повторение прежних норм реальности.

Материя – разум, активное начало. Форма -  неразрывное, пассивное начало.

Пантеизм – бог во всех вещах. Идея судьбы начала развиваться; ничего нельзя изменить в мире, но можно  изменить свое отношение к миру. Мировое целое – вечно и  абсолютно.

Идеал апатии, невозмутимости, вечности духа. Люди – граждане космоса. Все в мире упорядочено. Нужно уметь видеть гармонию. Следовать идеалу – следовать бесстрастию природы. Все люди равны в социуме. Уравниваются рабы, варвары. Представители социума: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Наше неблагополучие от нашего неправильного восприятия. Все усилия нужно направлять на понимание и любовь к космосу. Человек должен готовить себя к смерти. Он должен постоянно заниматься философией, чтобы не бояться смерти.

Скептицизм. Основоположник Пирон. Усиление мотивов субъективизма, индивидуализма. Пирон считал, что истинного знания о реальности человек получить не может, поэтому не следует делать никаких утверждений, что приведет к гармонии жизни.  Наши волнения связаны с тем, что мы взяли на себя ответственность  утверждать, делать утверждение о реальности.

Неоплатонизм. Основоположник – Плотин (204-270 н.э.). Проблема абсолютного (единого) бытия – неограниченной потенции. Бытие – бесконечное богатство, сверхжизнь. Оно есть причина всего и самой себя, самопродуцирующая активность, источник.  Процесс эманации (творческого истечения):  мировой разум (Нус) содержит в себе идеи Þ мировая душа содержит платоновские души Þ возникает космос Þ материя – неопределенное бесконечное начало. Цель жизни – познание бытия.

 

Особенности античной философии.

 

  1. Это философия свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.
  2. Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.
  3. Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе