Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

На этом этапе мифологического  мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме, т. в. форме графических символов: 
сила Ян:–— 
сила Инь: – –

Знак

Название

Образ

Свойства

1

–—

–—

–—

Цянь  
(творчество)

небо

крепость

2

–  –

–  –

–  –

Кунь  
(исполнение)

земля

самоотдача

3

–  –

–  –

–—

Чжэнь  (возбуждение)

гром

подвижность

4

–  –

–—

–  –

Кань  (погружение)

вода

опасность


В книге перемен Вселенная  предстает как меняющаяся реальность, процесс перемен начинается в Тань Цзы (великий предел, крайняя конечность, полюс). Из Тань Цзы порождаются две силы–Ян и Инь, из которых рождается усин.

Рассмотрим более подробно основные школы: Даосизм и конфуцианство–две  основные школы, которые выступают как вечные оппоненты друг друга.

  1. Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао.

Дао–это сложное философское  понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно.

Познание Дао–это  цель существования человека. Его  можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало – это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней. Нельзя ставить себя впереди явлений, но и нельзя ставить себя сзади них.

Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие  для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

  1. Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.

Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства–культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии–учение о благородном и низком человеке.

Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория  учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

  1. Фа Цзя (законники). Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес. На 15 лет установилась империя Цинь, была преодолена разруха. Принцип того времени: книги–в огонь, ученых–в яму. Вскоре режим был свергнут. Вскоре установилась империя Хань, которая сделала синтез конфуцианства и легизма. В 136 г. до н.э. Конфуцианство стало государственной идеологией. Вскоре выработалась система, при которой замещение государственных должностей происходило в результате экзаменов. Государственные служащие заучивали огромное количество текстов.

«Сосредоточенность есть субстанция мудрости, мудрость является функцией сосредоточенности»,- писал   Конфуций.

Древнеиндийская философия

Древнеиндийская цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной  Индии поникли арийские племена. В основе мировоззрения новой  индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды:

  1. Ригведа           ü
  2. Самаведа        î   Малые
  3. Яджурведа     ì    Веды
  4. Атхарваведа  þ
  5. Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.
  6. Атхарваведа –собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время  передавались из уст в уста из поколения  в поколение. Вскоре сложились также  и тексты:

  1. Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов).
  2. Араньяки (тексты для отшельников).
  3. Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии).

1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:

  1. Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания).
  2. Кшатрии (сословие воинов).
  3. Вайшви (каста земледельцев).
  4. Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).

К 6 в. до н.э. в Индии  происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В результате кризиса  появляются Упанишады, на основе которых  сформировались радикальные философские  системы–Даршаны:

  1. æНьяя (основоположник–Гаутама).
  2. èВайшешика (основоположник–Канада).
  3. æСанкхья (Капила).
  4. èЙога (Патанджаль).
  5. æВеданта Бедараян).
  6. èМиманса (основоположник–Шанкара).

Все эти системы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса  сформировались 3 неортодоксальные системы:

  1. Джайнизм.
  2. Буддизм.
  3. Локаята.

Наиболее важными школами  были Санкхья и Веданта. Санкхья  – дуалистическая концепция, она  принимает в качестве первоначала  две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерывном  движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша (дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун (нитей):

  1. Саттва (состояние умиротворенности);
  2. Раджак (состояние активности);
  3. Тамаг (состояние пассивности).

С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Майя – иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана, скрывает от нас Брахмана. Сансара – круговорот перерождений; человек, умирая, сбрасывает оболочку, и душа его продолжает жить в другом облике. Карма – закон справедливого воздаяния, плоды деяний.

 Основоположником  следующей системы Джайнизма  – был Махавира, который жил  в 4 веке до н.э. Джайнизм  – наиболее рационалистическая  доктрина, спасение понимается как  результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика. Акаша – пространство, которое включает Локо (мир) и Алоко (вакуум). Единица измерения – Адаша (атом пространства и атом времени ). Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы (не причинение вреда ничему живому), с помощью совершения добрых дел.

Буддизм

Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, наследный принц  царства шакьев (623- 544 г. до н.э.). Он был  выходцем из Царекогорода (Отшельники из рода Шакьев). Он долго ищет истину, живет аскетом. В основе буддизма лежат 4 благородные истины:

  1. Жизнь есть страданье.
  2. Причиной страдания является желание.
  3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.
  4. Есть путь избавления от страданий ( восьмеричный ).

Средний путь Будды –  отвержение крайнего аскетизма, ритуалов и т.д. Страдание порождается привязанностью к существованию. Важнейшее представление о реальности : Шунья – пустотность реальности, отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление. Страдания – результат непрерывных колебаний, возникновения и уничтожения дхармы. Дхарма – первичная единица реальности (психо-физические вспышки энергии), вспышки жизненной энергии. Различаются обусловленные и не обусловленные кармой дхармы. Высшей целью человеческого существования является достижение нирваны (состояния полной удовлетворенности, самодостаточности, полной гармонии бытия, отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на самом себе). Нирвана в дальнейшем понимается как абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. Изречения Будды собраны в книге «Дхаморике». Мысль Будды: «Чтобы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложь же как мысль может сделать еще худшее». Во 2 веке до н.э. при Омоне буддизм стал доминирующей идеологией Индии, к 3-9 вв. н.э. он был почти вытеснен из Индии. В буддизме состояние нирваны достигается на основе буддистской йоги – Дхьяны.

 

Чарвака (Локаята) – радикальная диссидентская школа, порвавшая все связи с предыдущей культ. традицией. Локаята в переводе – это «связанное с земным миром», чарваками называли материалистов авторы сочинений позднего средневековья. Основные позиции – мир такой, каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала: земля, воздух, огонь, вода. Сознание возникает из них. Душа – это тело, особенность которого - сознание. Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.

 

Античная философия.

Возникла в 6 в. до н.э. и была до 6 в. н.э. Основные периоды:

  1. Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)
  2. Классический период (5-4 вв. до н.э.), Сократ, Платон, Аристотель.
  3. Эллинистический – римский период (4-5 в. до н.э.)

Предфилософия. Идеологических основ для свободного мышления не было. Впервые античная философия возникла в ионии (средиземноморье). Досократики (Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность.

     Характеристика античной философии – космоцентризм.

В центре внимания досократиков проблемы природы (фюзис - φυσιζ). Природа –  это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь  единый корень, исток, первоначало –  «архэ».

Первый философ - Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимандр, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало, беспредельное, из которого образуются остальные элементы. Анаксимен полагал в качестве архэ воздух. Гераклит считал, что:

  1. Первоначало есть огонь
  2. Реальность – непрерывный процесс становления (реальность похожа на реку, в которую нельзя ступить дважды)
  3. Противоречие – источник изменения и превращения вещей (борьба противоположностей создает все вокруг).
  4. Логос – это мировой разум и космический закон, в соответствии с которым происходят изменения вещей.

«Признак мудрости –  согласится, не мне, но логосу внемли, что  все едино » (Гераклит).

  1. Философия Пифагора

Пифагор считал, что первоначало  всего - это число (все пронизано  количественным отношением).

Числа

Совершенные                                                               несовершенные

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе