Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости ». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревает. Устаревать могут знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать.

Оглавление

1. Введение
2. Закономерности развития культуры
3. Философия и искусство
4. Философия и мораль
4.1. Нравственное сознание
4.2. Эстетическое сознание
5. Философия и религия
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная Филосоия.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

  1. Введение
  2. Закономерности развития культуры                                                                               
  3. Философия и искусство 
  4. Философия и мораль
    1. Нравственное сознание
    2. Эстетическое сознание
  5. Философия и религия
  6. Заключение
  7. Библиографический список
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.
 

    Философия – греческое  слово  и  в  переводе  на  русский  язык  означает «любовь  к  мудрости ».  Это  древнейшая  наука,  и  в  то  же  время  она  всегда  молодая,  потому  что  идеи,  выдвинутые  мыслителями,   никогда  не  устаревает. Устаревать могут  знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования  человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку  они живут среди других людей, поскольку постольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестью, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходиться чаще всего самому. Люди небыли бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской интуицией, которые нас часто подводят.

    Изучение   философии  позволяет  нам  узнать   мудрые   советы   относительно   осмысленной   жизни,  относительно  добра  и  зла,   понять   свое  собственное  место   и  предназначение   в  обществе   и место   человека   а мироздании,  выработать   свое   отношение к таким   феноменам,  как судьба,  счастье,  любовь,  смерть.  Изучение  философии можно сделать   человека  умным.  Быть  умным – значить   уметь    правильно    распоряжаться   своей жизнью,   уметь   предусматривать   последствия   своих   поступков,   уметь быть  счастливым   и   влюбленным  в жизнь   человеком.

    Философия культуры - это раздел философии, исследующий  сущность и значение культуры.

    Термин  “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

    С точки зрения своего внутреннего  строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества – орудия труда и  техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда  людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и  воспитания человека, язык, право и  др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке  этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К  ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

    Материальная  культура - все, что создано человеком. Она служит целям преобразования природы с помощью знаний и  орудий труда, что символизирует  выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках). Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали «культурой» те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — «натуры». Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.

    Культура  духовная - умение видеть и чувствовать  мир человеческой жизни. Человек  отличается от других живых существ способностью развиваться духовно. Физический труд сыграл, безусловно, важную роль в развитии человека, но трудиться способны и многие представители животного мира и даже мира насекомых (например, муравьи). Этот факт дает основание считать, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд. Существует точка зрения, что культура производна от слова (культ) – от совокупности действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, (общался) с ними. Важнее, чем обработка земли, было создание тотемных столбов, молитвенных дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть совершение чисто человеческих действий, преображавших душу человека. И сама обработка земли была священным обрядом, частью культа - похороны зерна как разъятого тела бога и затем возрождение этого бога в виде выросших растений. Так же как обработка зерна или приручение животных первоначально носили культовый, религиозный характер, так и исскуство в своих первых проявлениях выполняло священную функцию – заклинало злые силы. И техника, работа с первыми орудиями труда, первые согласованные действия в совместном труде целиком находились в рамках религиозного обряда. Лишь постепенно утрачивался, выветривался религиозный смысл многих действий, - и оставался утилитарный набор операций и инструментов.

    Русский мыслитель П.Флоренский писал, что  культура как бы отщепляется от культа. Она является “вместилищем” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Духовная культура выполняет социализирующую функцию, играет главную роль в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры. 

  1. Закономерности  развития культуры
 

    Каждое  общество осуществило свой отбор  культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В  одном обществе к технологии относятся  с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания  людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после  смерти.

    В результате такого отбора прошлые и  нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопределяет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.

    Необходимо  различать понятие прогресса  в истории, духовной жизни, в сфере  науки, техники и искусстве. Уже  в доклассовом обществе материальная и духовная культура обособились  друг от друга, так как творцами одной  из них стали трудящиеся, а другой – духовная элита (жрецы, вожди, художники). Эти факторы объясняют неравномерность развития культуры не только среди народов, населяющих различные уголки земного шара, но и в рамках каждого отдельно взятого государства, в зависимости от этапа его исторического, политического и экономического развития, а также воздействия факторов окружающей среды (например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры). Разделение общества на общественные классы и сословия способствовало формированию в недрах одного и того же общества разных культур, однотипных в своей основе, но имеющую разную ценностную ориентацию.

    Огромное  влияние на равномерность развития культуры общества оказывает политическая составляющая. Следует отметить, что  когда ориентации и культурные ценности начинают рассматриваться исключительно  с партийных и классовых точек  зрения, духовная жизнь общества зачастую оказывается сведенной к вражде партий, классов и культур. Везде, где культивировалось враждебное отношение  к культурным традициям прошлой  культуры страны и к ее истории, можно  наблюдать застой и даже регресс  в развитии и материальной и духовной культуры (советское общество, Китай  периода «культурной революции»). Так достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим.

    Время от времени единство культуры может  всерьез нарушаться воздействием какой-либо очень отличной от нее культуры, а тем самым иногда даже разрушаться и замещаться другим. Нормальным процессом взаимодействия культур является процесс, в ходе которого тот или иной народ перенимает у своих соседей некоторые элементы культуры, в то же время отвергая другие, и это принятие или отвержение определяется природой самой культуры как системы. Элементы, перенимаемые или «заимствуемые» у соседей, обычно перерабатываются и видоизменяются по мере того, как встраиваются в уже существующую культурную систему. Культурная диффузия предопределяет взаимопроникновение культур друг в друга. Процессы пространственно-временного распространения образцов культуры приводят к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию. Стоит отметить, что взаимодействие и взаимопроникновение культур друг в друга не нарушают их самобытность и внутреннюю структуру в том случае, если система является устойчивой. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Устойчивостью характеризуются те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием при условии активного «вертикального» взаимодействия между поколениями. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению.

    Выделение человека из мира живых существ предполагает наличие орудийной деятельности, языка и общих символов духовной культуры, закрепленных в вещах, предметах и знаках. В процессе своего становления с момента рождения до самой смерти человек живет в определенных культурных условиях. Он сначала овладевает, а затем несет и развивает имеющиеся в обществе культурные традиции.

    Традиция  не есть нечто застывшее, некие нормы  поведения, идеи, обычаи, обряды, передающиеся из поколения в поколения в  течении длительного времени. Традиция – это передача «от сердца к сердцу», сохранение самого творческого духа, некой первоосновы, которая пронизывает все и вся, на основе которой и можно выстроить все внешние проявления традиции. Она побуждает нас превыше всего ценить в человеческой жизни не умное, не оригинальное, не приятное, а просто долговечное – то, с чем можно жить всегда.

    Среди многообразных закономерностей, которые  характеризуют культуру и которые  стремится открыть культурологи, можно выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:

    1. Общесоциологические. Они связаны  с тем, что культура есть  общественное, а не природное  явление. Более того, культура  есть часть общества, имеющая  свои собственные, отличные от  целого общества, закономерности.

    2. Общеформационные. Эти закономерности  связывают культуру с определённой  формой общественной жизни, придающей  ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной  жизни.

    3. Конкретно-формационные. Эти закономерности  определяются законами действия  конкретной общественно-экономической  формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура  рабовладельческой формы общества  в чем-то отличается от культуры  феодализма. Например, при феодализме  устанавливается определенная иерархия  в системе ценностей, отражающая  иерархию феодальной собственности.  При рабовладении система ценностей  строится иначе, по линии свободный  - раб.

    4. Цивилизационные закономерности  в развитии культуры. Они связаны  с действием закона общественного  разделения труда. В соответствии  с формами, которые принимает  этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".

Информация о работе Философия и культура