Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Вся деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Но культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приёмы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приёмы, а также уровень мышления.

Оглавление

Введение.
1. Понятие культура. Культура и цивилизация.
2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентность.
4. Массовая культура и антикультура.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по философии Word.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

 

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. ШУХОВА

 

КАФЕДРА

 ЭНЕРГЕТИКА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:    Философия

На тему:   Философия и культура.

 

Жданов Андрей Александрович

студент


Второго курса   группы  ЭТД-21

Дистанционного отделения

 

 

 

                            Белгород, 2011.

 

 

 

                                        План

Введение.

  1. Понятие культура. Культура и цивилизация.
  2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
  3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентность.
  4. Массовая культура и антикультура.

Заключение.

Список используемой литературы.

                                   Введение

В последней четверти ХХ в. человечество вступило в новую  стадию своего развития – стадию построения информационного общества. Наиболее развитые промышленные страны Северной Америки, Западной Европы, Юго-Восточной  Азии уже поднялись на его первую ступень, а также к пониманию  того, что общество знаменует создание новой цивилизации и ведёт  к существенным трансформациям в  системе современных культур  каждой нации и культуры человечества в целом.

Вся деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Но культура – это не только результат  человеческой деятельности, но и исторически  сложившиеся способы труда, и  признанные приёмы поведенческих актов  человека, и манеры общения, именуемые  этикетом, и способы проявления своих  чувств, и приёмы, а также уровень  мышления.

Из этого следует, что  феномен культуры – важнейший  объект исследования, подразумевающий  проблемы целостности общества, механизма  функционирования социальных отношений, взаимоотношений общества и природы. Понятие культуры является фундаментальным  и для разработки философии человека, понимания его смысложизненных  ориентаций, возможностей нравственного  выбора, границ свободы. Вне культуры человек представляет  собой либо неясный хаос чувств, неоформленных  жизненных потребностей, либо пассивный  отпечаток, лишённый индивидуальности, неспособный к самостоятельному поступку, к рефлексивной деятельности. По словам одного из героев произведения А. Грина «Бегущая по волнам», человек  хочет «остаться собой и быть всем», но вне мира культуры, мира человеческих возможностей, человек не может реализовать  своё стремление.

В связи со всем выше упомянутым, целью моего реферата является анализ феномена культуры в философии. Но данная цель предполагает решение следующих  задач: выяснить возникновение и  значение культуры, понять, чем отличается культура от цивилизации, установить взаимосвязь  культуры и человека.

 

 

     1. Понятие  культура. Культура и цивилизация.

Б. Малиновский (1884-1942) - английский социолог. С помощью функционального  метода Малиновский использовал  понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей. Малиновский одним  из первых занимался разработкой  институциональных форм культуры и  выявил их реальную жизненную функцию. В его концепции функционирования культуры появился термин "изолят". Он аргументировал понятие культурного обмена, как процесс, во время которого существующие формы социальной системы более или менее быстро трансформируются на другие.

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий филолог и философ. Своеобразное философствование оказало мощное влияние  на современную теорию культуры. Все  процессы, происходящие в мире, все  явления природного и психологического характера Ницше рассматривает  как различные проявления "воли к могуществу". "Культура-это  лишь тоненькая яблочная кожура над  раскаленным хаосом".

Освальд Шпенглер(1880-1936) - немецкий философ-идеалист. Вслед за Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как "организм", который обладает жестким единством  и обособлен от других культур. Культура возникает, развивается и отмирает. Культура отрицается цивилизацией. Превращение  культуры в цивилизацию совпадает  с превращением творчества в бесплодие, героических "деяний" в механическую работу.

Данилевский Н.Я.(1822-1885) - русский  философ, выдвинул идею "культурно-исторических типов" (цивилизаций). Они находятся  в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждая цивилизация  проходит в своем развитии периоды  возмужания, старения и гибели. С  точки зрения Данилевского, наиболее перспективный культурно-исторический тип- это "славянский тип".

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - венский  психиатр. Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведет к  уменьшению человеческого счастья  и усилению чувств вины и неудовлетворенности  из-за подавления желаний.

Слово " культура" - в  лексиконе практически каждого  человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под  культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать " трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура - это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл - этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

В 20 веке, благодаря исследованиям  антропологов, изучавших примитивные  народы, снова появляется новое значение. У австралийских аборигенов было выявлено то, что объединяет их с  самыми цивилизованными народами мира - система убеждений и ценности, выраженная через соответствующий  язык, песню, танцы, обычаи, традиции и  манеры поведения, с помощью которых  упорядывается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни, либо всего общества, либо какой-то его части.

Современное научное определение  культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Верования и  взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

- Понятия (концепты). Они  содержатся главным образом в  языке. Благодаря им становиться  возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму,  цвет и вкус предметов окружающего  мира, но в разных культурах  мир организован по-разному. Таким  образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

- Отношения. Культуры  не только выделяют те или  иные части мира с помощью  понятий, но также выявляют, как  эти составные части связаны  между собой - в пространстве  и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на  основе причинной обусловленности  (“пожалеть розгу - испортить  ребенка”). В нашем языке имеются  слова, обозначающие землю и  солнце, и мы уверены, что земля  вращается вокруг солнца. Но до  Коперника люди верили, что дело  обстоит наоборот. Культуры часто  по-разному истолковывают взаимосвязи.  Каждая культура формирует определенные  представления о взаимосвязях  между понятиями, относящимися  к сфере реального мира и  к сфере сверхъестественного. 

- Ценности. Ценности - это  общепринятые убеждения относительно  целей, к которым человек должен  стремиться. Они составляют основу  нравственных принципов. Разные  культуры могут отдавать предпочтение  разным ценностям (героизму на  поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный  строй устанавливает, что является  ценностью, а что не является.

- Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют  поведение людей в соответствии  с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная  система включает множество законов,  запрещающих убивать, ранить других  людей или угрожать им. Эти  законы отражают, насколько высоко  мы ценим жизнь и благосостояние  личности. Точно так же у нас  существуют десятки законов, запрещающих  кражу со взломом, присвоение  чужого имущества, порчу собственности  и пр. В них отражено наше  стремление к защите личной  собственности. Ценности не только  сами нуждаются в обосновании,  но и, в свою очередь, сами  могут служить обоснованием. Они  обосновывают нормы или ожидания  и стандарты, реализующиеся в  ходе взаимодействия между людьми.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни  людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую  в жизни животных выполняет генетически  запрограммированное поведение.

 

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время  в определённый уровень развития общества или общество, достигшее  культурологии и других гуманитарных науках, под цивилизацией чаще всего  понимают определённого этапа в  своем развитии. Подразумевается, что  в первобытную эпоху истории  человечества все народы, все племена  еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч  лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых  принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается  высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и  духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и  цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами  о судьбах культуры, цивилизации  и даже всего человечества.

Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл  от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три  основных значения этого слова. В  первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже  не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигмаплюрализм отдельных  разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Для выработки более или  менее точного определения цивилизации  необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, А. Тойнби - цивилизациями, П. Сорокин - метакультурами.

Все эти социальные и культурные суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят  за пределы географических или расовых  границ. Однако, подобно глубинным  течениям, они определяют шире цивилизационной  схемы. И каждый по-своему прав. Ибо  нет современной науки без  учета и обоснования статуса  наблюдателя.

О. Шпенглер в своей книге  «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера  цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе  творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой  на смену приходит цивилизация.

В рамках этой концепции  получается, во-первых, что цивилизация  означает омертвление культуры, а  во-вторых, что цивилизация - переход  не к лучшему, а к худшему состоянию  общества.

Концепция Шпенглера стала  широко известной, правда с ней больше полемизировали, чем соглашались. Например, великий гуманист А. Швейцер оценил теорию Шпенглера как попытку  узаконить право на существование  цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических  духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н. Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация.

Следует заметить, что Бердяев  и Швейцер считали различение культуры и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя  указывали, что французские исследователи  предпочитают слово «цивилизация» («civilisa-tion»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для  обозначения примерно одних и  тех же процессов.

Но большинство исследователей все же не сводят различие между  культурой и цивилизацией к особенностями  национальных языков. В большинстве  научных и справочных изданий  цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная  с определенной культурой и имеющая  ряд признаков, отличающих цивилизации  от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие  признаки цивилизации.

Наличие государства как  определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы  жизнедеятельности всего общества.

Наличие письменности, без  которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.

Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену  родовым обычаям. Система законов  исходит из равной ответственности  каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право - отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи - признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм - рудимент клановых, родовых отношений

Информация о работе Философия и культура