Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:23, реферат
Вся деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Но культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приёмы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приёмы, а также уровень мышления.
Введение.
1. Понятие культура. Культура и цивилизация.
2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентность.
4. Массовая культура и антикультура.
Заключение.
Список используемой литературы.
Определенный уровень
гуманизма. Даже в ранних цивилизациях,
если там и не господствуют представления
о праве каждого человека на жизнь
и достоинство, то, как правило, в
них не приемлют людоедства и человеческих
жертвоприношений. Разумеется, и в
современном цивилизационном
Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.
Эти признаки цивилизации
возникают не обязательно сразу
все вместе. Какой-то может сформироваться
в конкретных условиях позднее или
раньше. Но отсутствие этих признаков
ведёт к упадку определенного
общества. Эти признаки обеспечивают
минимум защищенности человека, обеспечивают
эффективное использование
Все это свидетельствует
о том, что трудно дать строгое
определение понятию
2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
Определения материальной и
духовной культур. Материальная и духовная
культуры – два фундаментальных
вида, две стороны культуры, находящиеся
в процессе постоянного взаимодействия,
взаимоопосредования и
Материальная
культура – это культура, которая
включает в себя предметы, явления,
процессы, выполняющие (или выполнявшие)
одновременно социально-
Духовная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
Материальная культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую и физическую культуры. Духовная культура, в свою очередь, включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.
Взаимосвязь видов материальной
и духовной культур. Материальная культура
вместе с цивилизацией образуют основу
духовной. Существенные изменения в
видах духовной культуры коренятся
в фундаментальных структурных
преобразованиях видов
Впечатляющим примером «трансмутационных»
воздействий стилей архитектуры
на стили живописи может служить
эволюция форм конструктивизма в
градостроительстве первой половины XX
в. в направлении усиления функциональности
(от Корбюзье – до Вальтера Гропиуса
и Мис ван дер Роэ). Данная эволюция
сопровождалась экспансией так называемого
интернационального стиля, жестко подчинившего
форму функции и односторонне
воплотившего новую урбанистическую
концепцию «дом – машина для жилья».
Это, в свою очередь, повлекло за собой
беспорядочное размножение и
обмельчание художественных течений
конструктивизма и
Культура, цивилизация, природа
избавляются от многовекового
3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентность.
В истории человечества культура возникает в тот момент, когда человек утрачивает инстинктивную программу поведения. Чтобы выжить, он должен был создать новую, уже не природную среду обитания, новую экологическую нишу — культуру. Культура в этом случае выступает как механизм адаптации человека к миру. С этого момента культура противостоит природе как искусственное создание человека. К выработке такого механизма оказалась способной лишь та ветвь наших предков, которая смогла развить сознание — разум.
Между деятельностью человека и культурой существует органическая связь. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнем деятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой. Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит все ступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество. Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память. В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она — закономерный результат космического развития, положительное направление мирового процесса, противоположного росту энтропии.
Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Но личностная форма культуры никогда не была и не может быть простым слепком с ее общих форм. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее. Поэтому культура личности может опережать или отставать от культуры общества.
Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает З. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.
Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность — деятельностно-практическое проявление духовности. Культура — это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.
Об интеллигентности речь пошла потому, что ее, как и цивилизованность, нередко отождествляют с культурностью. А интеллигентными как раз считаются те люди, которые образованы, учены, обладают знаниями разного рода. Интеллигенция по определению – это разумная, образованная, умственно развития часть жителей (В. Даль), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом [1]. И поскольку таким образом в разряд интеллигенции попадают ученые, учителя, врачи, инженеры, люди искусства и т. д., – постольку кажется, что это – духовно ведущий слой народа, который создает, развивает и распространяет культуру, сохраняет и творит ее ценности. И что поэтому сама интеллигентность (и ее носитель интеллигенция) – неоспоримая ценность культуры.
4. Массовая культура и антикультура.
В самом начале XX в. прозвучали
мрачные предсказания О. Шпенглера
о "закате Европы", о гибели высокой
культуры, о постепенном замещении
культурных (духовных) ценностей ценностями
цивилизации в их грубо материальном
воплощении. К середине века культурпессимистические
настроения стали выражаться через
понятия "массовое общество" и "массовая
культура". В целом пессимизм
культурологов основывается на том,
что общий фон культуры XX в. оказался
значительно ниже того уровня, к
которому приучили интеллигенцию ушедшие
в прошлое XVII-XIX вв. - "золотая эпоха"
европейской культуры. В чем же
конкретно усматриваются
Постепенный процесс демократизации
общественной жизни, достижение высокого
материального уровня, техническое
оснащение основных производственных
процессов привели к
Выражение "массовая культура" употребляют обычно с чувством пренебрежения, имея в виду нечто, "растворенное в пресной воде большинства". Но понятие массовой культуры может быть осмыслено и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативней смысл выражения "массовая культура" заключается в том, что часто не массам предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама "культура", подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня, шокирующего подлинную воспитанность: умной, высокообразованной массе преподносится нечто серое, примитивное, а порой и специально одурманивающее.
Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих. Ведь и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Для того чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры в руках человека.
Итак, в самом широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Она есть воплощение того своеобразного, нового процесса на земле, отдельные продукты которого являются только человеческими требованиями и никогда не могли бы быть порождены природой. Культура разветвляется на самые различные области или сферы, главные из которых: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять только исходя из развития культуры или из истории культуры; вырождение культуры создает или бескультурье или «рафинированную культуру», т.е. примитивную. В старых культурах наблюдается под час усталость, пессимизм, застой и упадок. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры.
В современном обществе уровень
развития культуры любой страны измеряется
объемом создаваемых в ней
материальных и духовных ценностей,
масштабом их распространения и
глубиной усвоения их людьми, каждым человеком.
Оценивая, например, уровень духовной
культуры общества данной страны, важно
знать, сколько она имеет памятников
культуры, музеев, театров, заповедных
мест, консерваторий, библиотек, университетов,
научно-исследовательских
Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат воли к самоформированию народа или отдельного человека, в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ним комфорта.
Следует подчеркнуть, что
культура реально существует как
исторически сложившаяся