Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:51, реферат
Философский язык Канта отличается предельной сухостью и строгостью, он нередко заявлял о своей приверженности “духу основательности”, свойственной немецкой философии, и решительно выступал против “гениальничающего свободомыслия”, поверхностно-популярного просветительства и разного рода попыток “парить в беспредельных просторах воображения”, апеллировать к “метафизическим грезам” и поэтическим метафорам.
Введение - 3 -
Возникновение философии культуры Канта - 4 -
Концепции культуры в немецкой классической философии Канта - 5 -
Сущность философии культуры Канта - 8 -
Проблемы относительного и абсолютного в этических взглядах Канта - 12 -
Заключение - 15 -
Литература: - 16 -
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БГТУ
Предмет “Культурология”
Тема
“Философия культуры И. Канта”
Выполнил:
студент группы 10-ПО1
Климов И.Н.
Преподаватель:
к. п. н., доцент каф. “ФИиС”
Дзюбан
В.В.
Брянск 2011
Оглавление
Введение - 3 -
Возникновение философии культуры Канта - 4 -
Концепции культуры в немецкой классической философии Канта - 5 -
Сущность философии культуры Канта - 8 -
Проблемы относительного и абсолютного в этических взглядах Канта - 12 -
Заключение - 15 -
Литература: - 16 -
Философский
язык Канта отличается предельной сухостью
и строгостью, он нередко заявлял
о своей приверженности “духу
основательности”, свойственной немецкой
философии, и решительно выступал против
“гениальничающего
У
Канта нет ни одной работы, специально
написанной по проблеме культуры. По предметному
указателю к сочинениям мыслителя
легко установить, что термин “культура”
употребляется им довольно редко, разбросан
по работам различных периодов. Более
того, зачастую Кант вкладывает в это
понятие весьма различное содержание,
в зависимости от контекста и
темы исследования: “физическая культура”,
“культура разума”, “культура умения”,
“моральная культура” и т.д.
Начиная
с античности, именно философия становится
для человека основной формой осознания
им своей культуры, что отличает
европейскую культуру от других культур,
где подобную функцию выполняют
мифология и религия. В этом смысле
философию культуры можно назвать
культурным самосознанием европейского
человека, его знанием о собственной
культуре. Само возникновение философии
культуры явилось следствием демифологизации
культуры в античности и ее отделения
от религии (секуляризация) в новое время.
Именно европейская культура в ее секуляризованном
виде сделала философию главным органом
своего самопознания и самоосмысления.
В
более узком значении философия
культуры возникает в составе
классической философии нового времени,
когда понятие культуры из термина
обыденного языка становится самостоятельной
философской катего-рией. Уже в
эпоху Просвещения слово “
Немецкая
классическая философия - это важный
этап в истории мировой философской
мысли, который охватывает почти
целое столетие (с середины XVIII до
середины XIX в.). Немецкая классическая
философия выступает как
Основоположником
немецкой классической философии является
И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у
Канта теснейшим образом
Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.
В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:
1. культура
умения - навыки, умение пользоваться
определенными вещами для
2. культура
общения - развитие задатков
3. моральность - развитие нравственных качеств человека.
Кант проводит различие между культурой и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием. [5, c.121]
Это внешняя воспитанность, благопристойность, учтивость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основывается не на внутренней свободе, а на формальной дисциплине людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических устремлений, а придает последним всего лишь респектабельный характер. [2, c.531] Поэтому и в условиях цивилизации сохраняются взаимное соперничество и вражда между индивидами, народами и государствами. Выходом из этого состояния может стать только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности является центральным звеном культурного прогресса, высшей целью культурного развития.
Проблемы
нравственности и этики (учение о
морали) Кант рассматривает в работе
"Критика практического разума"
(1788). Этика Канта оказывается
теснейшим образом связанной
с религией, с верой в бога.
Кант отрицал теоретические
Кант пытается определить специфику морали.
1. Он
обосновывает положение о том,
что мораль должна иметь
2. Мораль не может быть обусловлена какими-то внешними факторами - расчетом, выгодой, стремлением к счастью или наслаждению.
Нравственное
поведение вообще не может иметь
внешних мотивов. Единственным внутренним
мотивом нравственного
В сжатом виде учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив - это нравственный закон, безусловное предписание, как следует поступать человеку.
Категорический императив Канта основан на конфуцианской и библейской заповеди: поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Другая формулировка категорического императива Канта звучит следующим образом: относись к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственных целей.
Проблемы
эстетики и искусства Кант излагает
в работе "Критика способности
суждения" (1790). В ней идет речь
о нашей способности
Кант
определяет прекрасное как гармоничную
форму, "целесообразное без цели".
[5, c.415]
В критической философии Канта человек, как известно, существо двойственное; он одновременно принадлежит миру «природы», т. е. явлений, феноменов, и царству «свободы», т. е. «вещей в себе», ноуменов. Человек в ряду явлений включен в необходимые цепи причинно-следственных связей, как физических, так и психических. Он же в качестве субъекта морального императива долга, который устанавливает его свободная воля, свободен. «Природа» (в кантовском ее понимании, отличном от привычного) — это все, что существует в пространстве и во времени, область возможного опыта, «сущее», — все, о чем можно сказать, что оно «есть». В царстве «свободы», напротив, речь идет не о том, что «есть», а о том, что должно быть, происходить, хотя бы никогда и не происходило.
Ответить на вопрос, как в контексте этого противопоставления можно осмыслить историю и культуру философским образом, не просто. В контексте проблематики «Критики чистого разума» историческая наука может быть понята как описательное знание происходивших событий, поступков, фактов. Во всем происходившем во времени не только нет свободы, но, строго говоря, нет и самой истории как некоторой ценностной совокупности событий и фактов (точно так же, как нам в опыте не дан «мир в целом»), и нет оснований искать какой-то смысл истории. В отличие от Руссо, Вико и Гердера Кант полагал, что теоретическая философия истории в форме науки в принципе невозможна, ибо философия всегда исходит из рациональных априорных принципов, тогда как историческое знание основано на фактах, эмпирично. [5, с.613]
Впоследствии, однако, обнаружилось, что философия истории, по Канту, все же возможна и даже необходима, хотя в ином качестве: не как философская теория исторического процесса, а как наш субъективный способ ее философского осмысления в соответствии с предполагаемыми нами целями природы. В научном познании природы и истории сам вопрос о каких-то целях неправомерен, однако наша телеологическая способность суждения может как бы примыслить природе цели, рассматривать ее так, «как если бы» некие цели ей присущи. Тогда окажется, что люди и народы незаметно для себя движутся к совершенно им неведомой цели и реализуют историю «по плану природы». Важно лишь не забывать: Кант нигде не утверждает, что «цели» и «план» природы действительно «есть», что они объективно существуют, напротив, на самом деле их нет (иначе они были бы познаваемы научно-теоретическим способом), — это всего-навсего наша точка зрения на историю, возможность судить о ней таким образом. Телеологическая философия истории у Канта является конструированием истории такой, какой она должна бы быть, если бы в ней реализовывались цели природы; из соотнесения того, что фактически происходило, с тем, что должно бы быть «по целям», события и поступки обретают смысл в целостном историческом процессе, и этот смысл придаем им мы. [2, c.63]
Но
и при телеологическом