Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.

Оглавление

Понятие культуры в философии…………….………………………………3
Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
Единство и многообразие современной мировой культуры,
ее особенности………………………………………………………………………….14
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Культура и философия.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАОЧНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Контрольная работа на тему:

 

«Философия и культура»

 

 

 

Выполнил: студент II курса: Варик Алена Анатольевна

 

 

 

Проверил: канд. социологических наук, доц. кафедры социально-гуманитарных наук

Л.П.Марьина

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Содержание.

 

 

 

 

  1. Понятие культуры в философии…………….………………………………3
  2. Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
  3. Единство и многообразие современной мировой культуры,

ее особенности………………………………………………………………………….14

  1. Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура  и философия.

 

Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и

цивилизация.

 

Основная идея темы:   Культура — это мир, высших творений, созданный и

создаваемый человеком в  ходе своей деятельности.

 

Н.К.Рерих:   «... культура есть любовь к человеку.   Культура  есть

благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и

утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение.

Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

 

 

Понятие культуры в философии

                                

Культура как явление  общественной  жизни  является  объектом  изучения  для

многих наук. Ее исследуют  история  и  эстетика,  психология  и  социология,

археология, этнография. Например,  этнографию  интересует  культура  этноса,

т.е.  конкретной  народности,  нации  или  всего  народа.  Эстетика  изучает

художественную  культуру,  которая  создается  в  рамках   различных   видов

искусства. Каждая наука  реализует свой специфический  интерес  при  изучении

этого сложного феномена.

Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она

рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной

жизни. Философия стремится  ответить на вопросы о том,  что  такое  культура,

какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет  в

социализации  человека.   Философию   интересуют   самые   общие   проблемы,

касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин  «культура»  весьма  многозначен.  В  специальной  и   художественной

литературе можно встретить  многие десятки его толкований. Так,  в  обыденной

жизни   под   культурой   обычно   понимается   уровень   образованности   и

воспитанности человека, в  отличие  от  невежества  и  невоспитанности.  Для

эстетики  культура  —  это  многочисленные  произведения   профессионального

искусства и народного  творчества. В общественной  жизни  широко  применяются

такие понятия,  как  «культура  мышления»,  «культура  речи»,  «политическая

культура», «культура производства»  и др.  Что  же  такое  культура  с  точки

зрения философии?

Впервые этот термин был  применен римским  оратором  и  философом  Цицероном.

Под культурой он понимал  позитивное воздействие философии  на  ум  человека.

По  его  мнению,  философия  есть  «культура  ума»,  тонкий  инструмент  для

познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с  личным  совершенством

человека. Культура — это  богоподобие человека,  самопознание,  его  служение

Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под  культурой  стало  пониматься  соответствие  человека

высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально  развитый

человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели  на  культуру  как

на    воплощение    разумного.    Соответственно,     культурность     нации

противопоставлялась ими  варварскому состоянию народов, их дикости.  Культура

измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью  считалось  сделать  всех

людей счастливыми.

В то же историческое время  появилась и пессимистическая трактовка  культуры,

критика ее негативных сторон и противопоставление  культуры  природе.  Такую

позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура  является  источником

несправедливости  и  зла  в  обществе.  По   его   мнению,   она   разрушает

нравственность людей  и не делает их  более  богатыми  и  счастливыми.  Руссо

считал, что все пороки в человеке  идут  не  от  природы,  а  от  достижений

культуры.  Он  делал  категоричный  вывод  о  том,  что  человеческие   души

развращались по мере того,  как  совершенствовались  науки  и  искусства,  и

поэтому  образованные  нации  (например,   Египет,   Греция)   легче   всего

становились добычей иноземных  завоевателей. Руссо призывал жить  в  согласии

с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять  на  лоне

природы и в соответствии с ее требованиями.

В  немецкой  классической  философии  культура  воспринималась   как   сфера

духовной  свободы  человека.  Эта  философия   решительно   разделила   весь

окружающий мир на мир  природы и мир культуры. Подчеркивалось,  что  культура

— это мир идей и вещей, созданный в  ходе  человеческой  деятельности.  Рост

культуры рассматривался как один из законов истории общества.  Такой  подход

наиболее отчетливо проявился  в творчестве И.Гердера. Он обосновывал  идею  о

том, что культура - это  прогресс в развитии способностей человеческого  ума.

Важнейшим проявлением культуры является, по мнению  философа,  язык.  Каждый

народ  создает  свою  собственную  самобытную  культуру,  которая  выполняет

цивилизующую функцию.

В  классической  марксистской  философии  XIX  в.  понятие  культуры   стало

употребляться  для  характеристики  творческих  сил  человека  и  совокупных

результатов   его   деятельности.   В    марксизме    подчеркивалась    идея

обусловленности культуры  конкретным  способом  материального  производства,

характером  общественно-экономической   формации   и   исторической   эпохи.

Считалось,  что  культура  всегда  носит   конкретно-исторический   характер

(первобытная, буржуазная  и т.д.), а ее высшим  проявлением   станет  культура

коммунистического общества. В марксизме исследовались различные

проявления культуры —  культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки  понятия культуры появились  в  философии  на  рубеже

XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и  рассматривал ее  лишь

как средство для подавления и порабощения  человека  с  помощью  правовых  и

иных норм, предписаний  и  запретов.  По  мнению  философа,  это  необходимо,

поскольку человек есть существо природное и  властолюбивое,  антикультурное.

Только сверхчеловек (сильная  личность)  сможет  разорвать  сковывающие  его

путы  культуры  и  силой  своей  энергии  и  влечений  стать   свободным   и

независимым.

О.Шпенглер в своей теории «локальных культур»  отрицал  прогресс  в  истории

культуры и наличие  в ней  органического  единства  разных  культур.  По  его

мнению,  вся  культура  распадается  на  ряд  независимых   и   неповторимых

организмов. Они не связаны  друг с другом  и  закономерно  проходят  в  своем

развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был  убежден  в

том, что единой  общечеловеческой  культуры  не  существует.  Он  выделял  и

характеризовал восемь локальных  культур — египетскую, индийскую,  китайскую,

греко-римскую, византийско-арабскую,  западноевропейскую,  культуру  народов

майя  и  русско-сибирскую.  Все  они  рассматривались  им  как  существующие

независимо друг от друга  и  самостоятельно.  Подобные  идеи  развивал  также

английский социолог и  историк А.Тойнби в теории «цикличности»  культуры.

Основатель психоанализа З.Фрейд исходил  из  идеи  вечного  и  неустранимого

противоречия между человеком  и культурой.  По  его  мнению,  человек  —  это

существо исключительно  природное, наделенное  совокупностью  потребностей  и

инстинктов. Культура  же  враждебна  человеку,  поскольку  она  ограничивает

свободу его действий. Уже  первобытный коллектив был инструментом  подавления

человека с  помощью  норм  и  запретов.  С  той  поры  «техника»  подавления

человека стала куда более  совершенной и разнообразной.  Фрейд  был  убежден,

что современный человек  является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными  предками,  и  эта тенденция в итоге погубит все человечество.

  В XX в. имелись и  иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях

(Д.Белл, Р.Арон и др.) культура  сводилась прежде всего к   достижениям  науки

и  техники,  которые  якобы   способны   обеспечить   стремительный   прорыв

человечества в блестящее  будущее. Напротив, в докладах Римского  клуба  было

сделано ударение на необходимости  совершенствования,  прежде  всего  самого

человека, если он желает выжить в условиях  обострения  глобальных  проблем.

А.Швейцер полагал, что  современная  культура  призвана  быть  прежде  всего

«живой этикой»,  в  основе  которой  должно  лежать  благоговение  ко  всему

живому.  Быть  культурным  в  наше  время  означает  активно  способствовать

сохранению жизни на нашей  планете.

  В русской философии   понятие  культуры  традиционно   имело  прежде  всего

высокое нравственное наполнение. В этом  проявился  дух  православия  с  его

идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между  всеми  людьми

и народами. Зло есть то, что  разрушает жизнь и мировую  гармонию.  Напротив,

Добро - это творение жизни  и гармонии в  ней.  В  этом  и  состоит  основное

предназначение человеческой  культуры  как  сгустка  морали  и  мудрости.  В

русской философии  подчеркивалась  самобытность  отечественной  культуры  во

всех ее проявлениях —  образ жизни и  традиции,  формы  экономической  жизни.

Культура России своеобразна, как и  сама  «русская  душа»,  мировоззрение  и

мироощущение россиянина. В ней очень большую роль  играет  духовное  начало,

культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится  на

пересечении двух потоков  мировой истории и  культуры  —  Востока  и  Запада.

Именно поэтому она  «обречена»  на  диалог  с  другими  культурами  и  имеет

богатейшие возможности  для духовною обогащения благодаря  такому диалогу.

  Как видим, в истории  философии выделялись и изучались   различные  стороны

культуры.  Суммируя  все  сказанное  выше,  ответим  на  вопрос  о  сущности

культуры с позиций  философии.

Информация о работе Философия и культура