Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.

Оглавление

Понятие культуры в философии…………….………………………………3
Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
Единство и многообразие современной мировой культуры,
ее особенности………………………………………………………………………….14
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Культура и философия.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

  Термин «культура»  переводится  с  латинского  языка  как  «возделывание»,

«уход»,  «обработка»,  «почитание»  и   т.п.   В   основе   культуры   лежит

деятельность человека как  основной способ  его  существования  в  мире.  Эта

деятельность весьма разнообразна но форме  и  сферам  своего  проявления  и,

следовательно, культура тоже многолика. Однако  культура  —  это  не  только

живая  деятельность  человека,  но  и  ее  предметные  воплощения,  а  также

отношения  между  людьми  как  ее  творцами.  Культура  —   это   сложнейший

социальный организм, который  рождается,  живет  и  умирает,  уступая  дорогу

новым культурным явлениям.

  Культура есть философское   понятие  для  характеристики  развития  сил  и

способностей человека как  деятеля. В своей действительности она  включает  в

себя сущностные силы человека; процесс их применения  (труд,  деятельность);

предметные  воплощения  этой  деятельности  (идеи,  вещи);  отношения  между

людьми как членами  общества (традиции, нравы и пр.).  Культура  —  это  все,

созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком  мир.  Это  «вторая

природа», существующая наряду  с  обычной  природой.  Культура  представляет

собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии  с  замыслом

человека как ее творца. Ее краткая формула  может  быть  изложена  следующим

образом:  культура  =   живая   деятельность   человека   +   овеществленная

деятельность человека. В  своей реальности она  представляет  собой  комплекс

достижений человечества.

  Раскрывая сущность  культуры,, следует  сделать   одно  важное  примечание.

«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» —  спрашивал  русский

философ П.А.Флоренский. Принято  считать, что  культура  есть  лишь  то,  что

отвечает  высоким  гуманным  критериям  и  служит  интересам   общественного

прогресса и благу общества. Культурно только то, что  нравственно.  Вряд  ли

умение убивать людей  можно отнести к культуре. В  противном случае Гитлера  и

Сталина  мы  бы  причислили  к  числу  самых  культурных  людей  в   истории

человечества.  Подобные  явления  указывают  на  наличие  в   обществе   так

называемой  антикультуры.  К  сожалению,  она  тоже  весьма  разнообразна  и

свидетельствует  о  весьма  противоречивом  бытии   человека   в   мире,   о

трагичности его существования.

  С точки зрения  своего внутреннего строения  культура имеет два  слоя.  Во-

первых, это материальная культура человечества —  орудия  труда  и  техника,

жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами  навыки  труда  людей.

Во-вторых, это духовная  культура,  которая  включает  совокупные  знания  и

методы  познания,  формы  мышления.  Сюда  относятся  также  и  общественное

сознание, система образования  и воспитания человека, язык, право  и др.  Есть

и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке  этих двух  пластов

(слоев) и представляют  собой их органический синтез.  К  ним  можно  отнести

политическую культуру как  единство  политического  сознания  и  политической

деятельности. Это и художественная культура как мир произведений  искусства,

каждый из которых несет  в себе один или  же  много  художественных  образов,

нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

  Духовный слой  в   культуре  играет  особо  важную  роль.  По  определению

С.Л.Франка, культура — это  «осадок  духовной  жизни  человечества».  Русский

художник и философ  Н.К.Рерих  воспринимал  культуру  как  самоорганизующуюся

систему духа,  которая  действует  в  соответствии  с  уровнем  и  качеством

«энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным»,  Рерих  ставил

в ней на первое место  Красоту как внутренний закон  духа. Этот закон  придает

культуре порядок и  гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

  В каждой национальной  культуре  всегда  есть  ее  духовное  ядро,  некая

сердцевина,  вокруг  которой  и  формируется  вся   система   культуры.   На

протяжении  всего  уходящего  тысячелетия  для  России  таким   ядром   было

православие как мировоззрение  и  мораль,  как  образ  жизни.  Оно  наложило

огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в  изобразительном

искусстве),  на  быт  людей  и  их  традиции,  на   политическую   жизнь   и

государственность, на формы  хозяйственной деятельности  и  трудовую  мораль,

на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как  социального явления  проявляется  также  и  в  ее

функциях.  Прежде  всего  она  выполняет  познавательную  функцию,   которая

позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую  роль  выполняет  в

первую очередь наука  и иные формы познания — мифы, искусство, религия.

Практическая  функция   говорит   о   том,   что   культура   служит   целям

преобразования  природы  с  помощью  знаний  и  орудий  труда.  Эта  функция

символизирует  выделенность  человека  из  остального   животного   мира   и

возвышение над ним  как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция  означает, что культура есть «вместилище»  ценностей,

т.е. позитивных продуктов  духовной деятельности человека  —  идей,  идеалов,

образов  и  т.д.  Веками  общество  накапливало  общечеловеческие  ценности,

выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести  и других.

Наконец, социализирующая  функция указывает на роль культуры  в  формировании

человеческого в человеке — высоких  потребностей  и  благородных  поступков.

Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям  общества) нет  и

не может быть воспитанного человека.  Культурный  человек,  с  точки  зрения

философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Очень  часто  в  философии  наряду  с  культурой  употребляется  и   понятие

цивилизации. Нередко эти  понятия применяются в  одинаковом  смысле.  На  наш

взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то  и  близки.  Мы  исходили  из

того,  что  цивилизация  —  это  определенная  крупная   эпоха   в   истории

человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в  развитии  человека

как деятеля и творца. Культура же есть содержание  (содержимое»)  конкретной

исторической  эпохи,  выраженное  в  совокупности  духовных  и  материальных

ценностей.  Каждой  цивилизации  свойственна  своя  специфическая  культура.

Например,  в  рамках  аграрной   цивилизации   возникли   и   сформировались

греческая, египетская и  иные  культуры  со  своеобразными  характеристиками.

Каждый шаг в развитии  цивилизации  означает  одновременно  и  шаг  по  пути

развития культуры (как  и  ее  антиподов  тоже).  Но  и  наоборот,  развитие

культуры постепенно создает  предпосылки  для  перехода  общества  на  более

высокую ступень в своем  развитии, как это случилось, например,  в  XX  в.  в

связи с бурным развитием  научно-технической  революции.  Однако  не  следует

думать, что развитие цивилизации  автоматически влечет за собой и  прогресс  в

развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой  указал,

как мы  уже  отмечали  выше,  еще  Ж.Ж.Руссо.  XX  в.  показывает,  что  при

определенных условиях  культура  может  распадаться,  деградировать  и  даже

погибать, теряя свои лучшие достижения. Это  происходит  в  войнах,  которые

разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между  странами  и

народами. Этому отчасти  способствует и  политическая  борьба,  раскалывающая

иногда нацию на «белых»  и «красных». Гибель  культуры  проявляется  также  в

угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.

 

                                 Социальная обусловленность культуры.

 

  Культура как многогранное  явление общественной  жизни   имеет  собственную

логику развития. Как и  индивид, она также погружена  в  исторический  процесс

и испытывает на себе его  активное и всестороннее воздействие. В  этом  смысл

культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и  развитие

обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем  и раскроем наиболее существенные из них.

  На состояние культуры  всегда  влияет  экономика,  производительные  силы

общества. Как правило, взлет  и расцвет экономики означают и подъем  культуры

в целом. Известно, например, что эпоха первоначального  накопления  капитала

в Европе XIV —XV вв. вызвала  к жизни всплеск  науки  и  искусства,  ремесел,

мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход  страны

на новые экономические  рельсы стимулировали развитие ряда  новых  течений  в

общественной мысли —  народничества, марксизма,  либеральных  учений.  Однако

между экономикой и культурой  нет однозначной зависимости. Из истории  хорошо

известно и то, что  развитие  упомянутого  нами  капитализма  сопровождалось

колониальными захватами  и  ограблением  народов,  многочисленными  жестокими

войнами за передел мира и «место  под  солнцем».  Развитие  производительных

сил нередко влечет за собой  разрушение традиционного уклада жизни  и  морали

народов, привносит в  жизнь  людей  психологию  прагматизма  и  наживы,  дух

торгашества.  Нечто  подобное  имеет  место  и  в   современном   российском

обществе, которое осваивает  рыночные отношения.

  Особо следует выделить  влияние на культуру научно-технического  прогресса.

Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было  лишь  предметом

смелой фантазии  —  невиданными  орудиями  труда  и  технологиями,  «умными»

машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те  опасности,  с  которыми  этот

прогресс сопряжен — сложная  и громоздкая технологическая  инфраструктура  на

планете, исчерпание природных  ресурсов,  обезличивание  человека  и  многое

другое.

  Политический и общественный  строй  тоже  влияют  на  развитие  культуры.

Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как  правило  вызывают

к жизни новые веяния и  настроения в духовной культуре. Государство  может  не

только стимулировать  развитие материальной культуры, но  и  сдерживать  этот

процесс, что особенно  заметно  на  примере  экономики.  Увы,  но  власть  и

высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-

е гг. в бывшем советском  обществе  по  политическим  мотивам  изгонялись  за

рубеж  писатели  -  диссиденты   (А.И.Солженицын,   А.А.Зиновьев   и   др.),

преследовались крупные  ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты  (В.С.Высоцкий,

И.Бродский), другие деятели  культуры. Появились  так  называемые  «полочные»

фильмы («Гараж» и др.), а  зрителю  и  читателю  предлагались  произведения,

воспевающие власть и первых  лиц  общества  («Малая  земля»  Л.И.Брежнева  и

т.п.).  Отсутствие  в  обществе  демократии  всегда   ограничивает   свободу

мировоззрений и слова, развитие науки  и  искусств.  Более  того,  передовые

достижения науки и  техники могут применяться даже  против  самих  людей  как

орудие подавления их свободы.

 

Информация о работе Философия и культура