Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.
Понятие культуры в философии…………….………………………………3
Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
Единство и многообразие современной мировой культуры,
ее особенности………………………………………………………………………….14
Список литературы…………
Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание»,
«уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит
деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта
деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и,
следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только
живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший
социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу
новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и
способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в
себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);
предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между
людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,
созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая
природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет
собой сверхсложную реальность,
которая создается в
человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим
образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная
деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс
достижений человечества.
Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важное примечание.
«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский
философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что
отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного
прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли
умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и
Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории
человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так
называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и
свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о
трагичности его существования.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-
первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника,
жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.
Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и
методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное
сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть
и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов
(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство политического сознания и политической
деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,
каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,
нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению
С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский
художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся
систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством
«энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил
в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает
культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая
сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На
протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило
огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном
искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и
государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,
на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее
функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая
позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в
первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям
преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция
символизирует выделенность человека из остального животного мира и
возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей,
т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов,
образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности,
выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании
человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков.
Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и
не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения
философии, — это человек,
освоивший все богатство
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие
цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш
взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из
того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории
человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека
как деятеля и творца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретной
исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных
ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.
Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались
греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками.
Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути
развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие
культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более
высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в
связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует
думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в
развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал,
как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при
определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже
погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые
разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и
народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая
иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в
угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.
Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную
логику развития. Как и индивид, она также погружена в исторический процесс
и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысл
культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие
обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы
общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры
в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала
в Европе XIV —XV вв. вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел,
мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход страны
на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в
общественной мысли — народничества, марксизма, либеральных учений. Однако
между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо
известно и то, что развитие упомянутого нами капитализма сопровождалось
колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими
войнами за передел мира и «место под солнцем». Развитие производительных
сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали
народов, привносит в жизнь людей психологию прагматизма и наживы, дух
торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском
обществе, которое осваивает рыночные отношения.
Особо следует выделить
влияние на культуру научно-
Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом
смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями, «умными»
машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот
прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическая инфраструктура на
планете, исчерпание природных ресурсов, обезличивание человека и многое
другое.
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры.
Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило вызывают
к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не
только стимулировать развитие материальной культуры, но и сдерживать этот
процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и
высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-
е гг. в бывшем советском обществе по политическим мотивам изгонялись за
рубеж писатели - диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.),
преследовались крупные ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий,
И.Бродский), другие деятели культуры. Появились так называемые «полочные»
фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предлагались произведения,
воспевающие власть и первых лиц общества («Малая земля» Л.И.Брежнева и
т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу
мировоззрений и слова, развитие науки и искусств. Более того, передовые
достижения науки и
техники могут применяться
орудие подавления их свободы.