Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.
Понятие культуры в философии…………….………………………………3
Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
Единство и многообразие современной мировой культуры,
ее особенности………………………………………………………………………….14
Список литературы…………
нитей культуры. На основе синтеза культур формируется единая,
общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным
полем (пространством). В рамках этого пространства утверждаются
общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время -идея
ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Люди все более
ощущают себя жителями одного общего дома. Возникает так называемое
«планетарное сознание», и мы осознаем себя как бы «гражданами мира»,
плывущими в одной лодке по волнам мировой истории.
Уникальным примером
действия и проявления
является Содружество Независимых Государств, бывший Советский Союз. Его
культурное пространство есть удивительное переплетение языков и религий,
психологических укладов и образов жизни, форм хозяйствования. В течение
многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культур на огромных
просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы
людские и исторические пути народов, достижения и драмы поколений. Мы
обречены на то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе
славянские народы, объединенные общими духовными истоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав
наспех созданные границы прозрачными. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов.
Надо заметить и
то, что наша отечественная
самые лучшие времена. Эпохи глубоких реформ в России всегда порождали в
обществе острые идейные и политические страсти, ввергали общество в
состояние смуты и хаоса. Нечто подобное происходит и сейчас. Ломается
ставший привычным для нас уклад жизни, падает производство в экономике,
создается непривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает
новое и зачастую чуждое нам. Труднее всего в такое время приходится науке и
образованию, литературе и другим видам духовного творчества. Они наиболее
уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации. Кризис экономический,
кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что
мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками. Но ведь
этого никак нельзя допустить, ибо если погибнет культура, то погибнет и
человечность. И тогда восторжествует варварство, а прекрасный мир окажется
во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных
дельцов.
Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество
вступает в новую — постиндустриальную, или «ноосферную», цивилизацию. Ее
основанием является «научно-технологический» способ производства.
Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с
развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и
активная творческая личность, институты демократии и многое другое.
Складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная, основанная на
систематическом применении знания.
Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение
человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью
силы и энергии разума.
Интеллектуальность является важнейшей характеристикой данного типа
культуры и постепенно пронизывает все ее элементы. В наше время наука
становится важнейшим
элементом культурного
в XXI в. важнейшую роль будет играть интеллигенция как самый образованный
класс, осуществляющий сложные виды духовного производства. Научное
творчество — это важная составляющая бытия культуры в наше время. Мир, в
котором живет современный человек, становится все более искусственным и
научно-техническим, а не естественным, не природным. Культура окончательно
заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное
образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура
противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но
вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым
лишает их будущего. Это противоречие есть источник не только определенных
надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.
Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и
характеризует человека как существо творящее. Вступая в XXI в., нельзя не
ставить вопрос: а каким же целям будет подчинена гигантская энергия
культуры, созданной нашими предшественниками? Человечество наконец-то
должно сделать выводы из своих предыдущих ошибок и заблуждений, стать
мудрее и дальновиднее. Две задачи сейчас наиболее важны — это мир между
народами и сохранение природной среды. Мир есть исключение войн и
разрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей
планете. Способствовать решению этих задач — в этом и состоит
гуманистическая и жизнеутверждающая миссия культуры. Именно поэтому
богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено
для последующих поколений людей.
Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются
сущностные силы и энергия
человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают
знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура
творит человека в качестве человека.
Литература по теме
1.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию- М.: Изд-
во МГИК, 1992.
Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная / Сб. науч. тр. —Брянск, БГПИ, 1994.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление,
предисловие, примечания С.Л.Николаева. — М.: Экономика, 1993.Лакшин В. Берега культуры // Свободная мысль.- 1993. - № 9.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. — М.:
«Прогресс—Культура», 1994.