Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.

Оглавление

Понятие культуры в философии…………….………………………………3
Социальная обусловленность культуры.………………… ……………….9
Единство и многообразие современной мировой культуры,
ее особенности………………………………………………………………………….14
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Культура и философия.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

нитей   культуры.   На   основе   синтеза   культур   формируется    единая,

общепланетарная цивилизация  с  глобальной  культурой,  с  единым  культурным

полем   (пространством).   В   рамках   этого   пространства    утверждаются

общечеловеческие  ценности,  особенно  актуальные   в   наше   время   -идея

ненасильственного мира, экологической  безопасности и другие. Люди все  более

ощущают  себя  жителями  одного  общего  дома.  Возникает   так   называемое

«планетарное сознание»,  и  мы  осознаем  себя  как  бы  «гражданами  мира»,

плывущими в одной лодке  по волнам мировой истории.

  Уникальным примером  действия и проявления названных  выше  двух  тенденций

является Содружество  Независимых  Государств,  бывший  Советский  Союз.  Его

культурное пространство есть удивительное  переплетение  языков  и  религий,

психологических укладов  и образов  жизни,  форм  хозяйствования.  В  течение

многих веков нации  и народности ткали разноцветный узор культур на  огромных

просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в  этом доме —  судьбы

людские и исторические  пути  народов,  достижения  и  драмы  поколений.  Мы

обречены на то, чтобы  жить  вместе.  И  уж  тем  более  будут  жить  вместе

славянские народы, объединенные  общими  духовными  истоками,  историей  и  судьбой.  Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав

наспех созданные границы  прозрачными. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов.

  Надо заметить и  то, что наша отечественная культура  переживает сейчас  не

самые лучшие времена. Эпохи  глубоких реформ  в  России  всегда  порождали  в

обществе  острые  идейные  и  политические  страсти,  ввергали  общество   в

состояние смуты и  хаоса.  Нечто  подобное  происходит  и  сейчас.  Ломается

ставший привычным для  нас уклад  жизни,  падает  производство  в  экономике,

создается непривычная социальная структура, а  в  духовную  жизнь  проникает

новое и зачастую чуждое нам. Труднее всего в такое  время приходится науке  и

образованию, литературе и  другим видам духовного  творчества.  Они  наиболее

уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации.  Кризис  экономический,

кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. —  многим  кажется,  что

мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками.  Но  ведь

этого никак нельзя допустить, ибо если  погибнет  культура,  то  погибнет  и

человечность. И тогда  восторжествует варварство, а прекрасный  мир  окажется

во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и  беспринципных

дельцов.

  Мы живем в очень   сложное,  но  все  же  интересное  время.  Человечество

вступает в новую —  постиндустриальную,  или  «ноосферную»,  цивилизацию.  Ее

основанием   является    «научно-технологический»    способ    производства.

Непременными атрибутами  этой  цивилизации  стали  многочисленные  города  с

развитой структурой жизнеобеспечения,  социальная  мобильность  населения  и

активная  творческая  личность,  институты  демократии  и   многое   другое.

Складывается принципиально  новый тип культуры —  ноосферная,  основанная  на

систематическом применении знания.

  Она символизирует  собой не просто дальнейшее  выделение

человека из природной  среды, но и возвышение и господство над ней с  помощью

силы и энергии разума.

  Интеллектуальность  является  важнейшей  характеристикой   данного   типа

культуры и постепенно пронизывает  все  ее  элементы.  В  наше  время  наука

становится важнейшим  элементом культурного пространства. Уже  очевидно,  что

в XXI в. важнейшую роль будет  играть интеллигенция  как  самый  образованный

класс,  осуществляющий  сложные   виды   духовного   производства.   Научное

творчество — это важная составляющая бытия культуры в  наше  время.  Мир,  в

котором живет современный  человек,  становится  все  более  искусственным  и

научно-техническим, а не естественным, не природным.  Культура  окончательно

заявляет  о  своей  социальной  сущности  и  утверждается  как   неприродное

образование, деяние ума  и  рук  человеческих.  Однако  ноосферная  культура

противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт  и возможности,  но

вместе с тем безжалостно  отнимает у людей их природное  начало  и  тем  самым

лишает их будущего. Это  противоречие есть источник  не  только  определенных

надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.

  Понятие  культуры,  как  это  было  нами  показано   выше,   выражает   и

характеризует человека как  существо творящее. Вступая в XXI  в.,  нельзя  не

ставить  вопрос:  а  каким  же  целям  будет  подчинена  гигантская  энергия

культуры,  созданной  нашими  предшественниками?   Человечество   наконец-то

должно сделать выводы  из  своих  предыдущих  ошибок  и  заблуждений,  стать

мудрее и дальновиднее. Две задачи сейчас наиболее  важны  —  это  мир  между

народами  и  сохранение  природной  среды.  Мир  есть  исключение   войн   и

разрушений,  а  сохранение  природы  означает  сохранение  жизни  на   нашей

планете.  Способствовать  решению  этих   задач   —   в   этом   и   состоит

гуманистическая  и  жизнеутверждающая  миссия   культуры.   Именно   поэтому

богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено  и  сохранено

для последующих поколений  людей.

  Итак, культура — это  мир человека, в котором раскрываются  и  воплощаются

сущностные силы и энергия

человека. Культура есть продукт  творчества и мир для человека,  где  черпают

знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но  и  культура

творит человека в качестве человека.

                          

 

 

  Литература по теме

1.Арнольдов А.И. Человек  и мир культуры: Введение в  культурологию- М.: Изд-

во МГИК, 1992.

Историческая поступь  культуры:  земледельческая, урбанистическая, ноосферная / Сб. науч. тр. —Брянск, БГПИ, 1994.

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление,

предисловие, примечания С.Л.Николаева. — М.: Экономика, 1993.Лакшин В. Берега культуры // Свободная мысль.- 1993.  - № 9.

Милюков П.Н. Очерки по истории  русской культуры. В 3 т. — М.:

«Прогресс—Культура», 1994.

 


Информация о работе Философия и культура