Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:19, доклад
Философия культуры, культур философия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.
Тема 6 .Философия культуры
Философия культуры, культур философия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.
Проблематика Философии культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе.
Киники(Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его"теология культуры".
В новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие у Дж. Вико,Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о "наивной" и"сентиментальной" поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г.Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития).
От Ф. Ницше и
отчасти от рус. славянофилов можно
датировать существование Философию
культуры в узком смысле - как
философское осмысления разных стадий
эволюции человеческой культуры. Центр
тяжести сосредоточивается
Марксизм рассматривает
все проблемы, связанные с осмыслением
культуры (взаимоотношение общества
и природы, преемственность в
развитии форм общественного сознания,
Тема 5 .Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.
Глава 1. Социальная философия как наука.
Анализируя эпоху зарождения науки, в том числе и философии, Карл
Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под ним эпоху резкого
поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому
осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Удивительно, и этому
еще не дано объяснения, что эта поворотная эпоха началась и протекала почти
одновременно в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга (между 800
и 200 годами до н.э.). В это время в Китае жили и творили Конфуций и Лао-
цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, в Индии возникли Упанишады, жил Будда. В
совокупности ости мыслителями этих двух стран были рассмотрены все
возможности философского постижения действительности, вплоть до
скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о
мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия,
Исайя, Иеремия; б Греции — это время Гомера, философов Парменида,
Гераклита, Платона, трагиков Еврипида и Софокла, историка Фукиди-да и
механика Архимеда.
«Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, — заключает
Ясперс, — сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя
и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная
беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует
освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой
высшие цели».[1]
Таким образом, уже тогда, на
заре цивилизации появилась
общественная потребность в научных (в том числе, в философских) знаниях об
окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.
Речь, разумеется, идет не о формировании самостоятельной научной
дисциплины — социальной философии, а только о ее генезисе. Вообще наука
изначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретичном виде, без
деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т.д., не говоря
уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний
о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в
сущность явлений было довольно поверхностным. В этих исторических условиях
наука включала в себя всю совокупность знаний о мире, в том числе и
социально-философские представления. Наука и философия были до того слитны,
что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной
философией в себя всей совокупности научных знаний, в том числе
обществоведческих.
Но с самого начала
основных законов ее развития — закон дифференциации научных знаний.
Результатом дифференциации является последовательное выделение все новых,
относительно самостоятельных отраслей научного знания, в том числе сужение
предмета философии. Однако, отпочковывая от себя одну за другой конкретные
научные отрасли, философия отнюдь не уподоблялась шекспировскому королю
Лиру, который раздал все свое королевство дочерям, а сам остался ни с чем.
С философией происходило обратное: чем больше отделялись от нее отрасли
научного знания, тем богаче, плодотворнее, полезнее для общества
становилась философия, ибо обретала свое собственное лицо, свой
собственный, не совпадающий
с другими предмет
свои собственные
функции, свое место в общественном
сознании.
«Дифференциации в течение многих веков подвергалось и само философское
знание, вследствие чего его структура претерпела существенные
изменения».[2]
Так, в ходе исторического развития от собственно философии отделились
психология, формальная
логика, этика, эстетика.
Все структурные элементы философского знания между собой неразрывно
связаны, что на схеме показано в виде непрерывных линий. Пунктир между
онтологией и логикой означает, что в данном случае связь между структурными
элементами опосредована и осуществляется через гносеологию и концепции
взаимосвязи и развития.
Где же в этой структуре может быть определена ниша для социальной
философии?
Было бы опрометчиво
сугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания в
дополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи и развития, гносеологии и
логике. Если бы так почему-то случилось в ходе дифференциации философского
знания, то философия перестала бы быть философией, т.е. совокупностью
наиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах его
существования и развития. В качестве предметной области остался бы только
мир природный да общие проблемы познания.
Правильней, очевидно, видеть в социальной философии обществоведческий
срез философского знания в целом и большинства его структурных элементов в
отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей
в себя проблемы общественного бытия и его модификаций — бытия
экономического, бытия социального в узком смысле слова, бытия
экологического, бытия демографического. Соответствующим срезом концепций
взаимосвязи и развития выступает социальная динамика, рассматривающая
проблемы линейности, цикличности и спиралеобразности в общественном
развитии, соотношения революционного и эволюционного в переходные эпохи,
общественного прогресса. Есть еще один чрезвычайно важный структурный
элемент социально-философского знания, представляющий собой срез
гносеологии — социальное познание. В его поле зрения анализ общественного
сознания, специфика применения при изучении социума общенаучных методов и
форм познания.
Исключение в данном контексте составляет лишь такой элемент
философского знания как логика. В силу своей предельной абстрактности и
универсальности он вряд ли допускает какие-либо специфические срезы с себя,
например, в виде
социальной логики.
Глава 2. Функции социальной философии как науки.
Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и
философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая.
Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном
виде присущи только философии.
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и
представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для
правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо
учесть, по крайней мере, два момента.