Философия культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:19, доклад

Краткое описание

Философия культуры, культур философия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

Файлы: 1 файл

философия !.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Тема 6 .Философия  культуры

Философия культуры, культур философия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.Мюллером. Философию  культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

Проблематика Философии культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе.

Киники(Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его"теология культуры".

В новое время  проблематика философии и критики  культуры получает особое развитие у Дж. Вико,Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о "наивной" и"сентиментальной" поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г.Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития).

От Ф. Ницше и  отчасти от рус. славянофилов можно  датировать существование Философию  культуры в узком смысле - как  философское осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр  тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности - цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес, Г.Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и другие представители философии жизни, в России- К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и другие). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.

Марксизм рассматривает  все проблемы, связанные с осмыслением  культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в  развитии форм общественного сознания,соотношение  между развитием духовного и материального производства и др.), в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 5 .Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия  в этом понимании сближается с  теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.

Глава 1. Социальная философия как наука.

      Анализируя  эпоху зарождения науки, в   том  числе  и  философии,  Карл

Ясперс ввел понятие  осевого времени,  подразумевая  под  ним  эпоху  резкого

поворота  в  истории  от  мифологического  сознания  к   научно-философскому

осмыслению окружающего  мира и места человека в  нем.  Удивительно,  и  этому

еще не дано объяснения, что эта поворотная эпоха началась и протекала  почти

одновременно в  Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга (между  800

и 200 годами до н.э.). В это время в Китае жили и творили  Конфуций  и  Лао-

цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, в Индии возникли  Упанишады,  жил  Будда.  В

совокупности  ости  мыслителями  этих  двух  стран  были   рассмотрены   все

возможности   философского   постижения    действительности,    вплоть    до

скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране  Заратустра учил  о

мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали  пророки  —  Илия,

Исайя,  Иеремия;  б  Греции  —  это  время  Гомера,   философов   Парменида,

Гераклита, Платона,  трагиков  Еврипида  и  Софокла,  историка  Фукиди-да  и

механика Архимеда.

      «Новое, возникшее в эту эпоху в  трех упомянутых культурах, —  заключает

Ясперс, — сводится к тому, что человек осознает бытие  в целом,  самого  себя

и  свои  границы.  Перед   ним   открывается   ужас   мира   и   собственная

беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит  радикальные  вопросы,  требует

освобождения и  спасения. Осознавая  свои  границы,  он  ставит  перед  собой

высшие цели».[1]

       Таким образом, уже тогда, на  заре цивилизации появилась настоятельная

общественная потребность  в научных (в том числе, в философских)  знаниях  об

окружающем нас  природном и социальном мире и  месте человека в нем.

       Речь, разумеется, идет не  о формировании  самостоятельной научной

дисциплины —  социальной философии, а только  о  ее  генезисе.  Вообще  наука

изначально могла  возникнуть только в нерасчлененном, синкретичном виде,  без

деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и  т.д.,  не  говоря

уже о более дробной  дифференциации. Причины такой цельности  понятны:  знаний

о мире было накоплено  еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение  в

сущность явлений  было довольно поверхностным. В этих  исторических  условиях

наука включала в себя  всю  совокупность  знаний  о  мире,  в  том  числе  и

социально-философские  представления. Наука и философия  были до того  слитны,

что с таким же полным  правом  можно  говорить  о  включении  первоначальной

философией  в  себя  всей  совокупности  научных   знаний,   в   том   числе

обществоведческих.

       Но с самого начала возникновения  науки начал действовать и   один  из

основных  законов  ее  развития  —  закон  дифференциации  научных   знаний.

Результатом дифференциации является последовательное  выделение  все  новых,

относительно самостоятельных  отраслей научного знания, в том  числе  сужение

предмета философии. Однако, отпочковывая от себя одну за  другой  конкретные

научные отрасли, философия  отнюдь  не  уподоблялась  шекспировскому  королю

Лиру, который раздал все свое королевство дочерям, а  сам остался ни  с  чем.

С философией происходило  обратное: чем  больше  отделялись  от  нее  отрасли

научного  знания,  тем   богаче,   плодотворнее,   полезнее   для   общества

становилась  философия,   ибо   обретала   свое   собственное   лицо,   свой

собственный, не совпадающий  с другими предмет исследования, иначе  говоря  —

свои собственные  функции, свое место в общественном сознании. 

«Дифференциации в  течение  многих  веков  подвергалось  и  само  философское

знание,   вследствие   чего   его    структура    претерпела    существенные

изменения».[2]

Так, в  ходе  исторического  развития  от  собственно  философии  отделились

психология, формальная логика, этика, эстетика. 

       Все структурные элементы философского знания между собой  неразрывно

связаны, что на схеме  показано  в  виде  непрерывных  линий.  Пунктир  между

онтологией и логикой  означает, что в данном случае связь  между  структурными

элементами опосредована  и  осуществляется  через  гносеологию  и  концепции

взаимосвязи и развития.

       Где же в этой структуре  может быть определена  ниша  для  социальной

философии?

       Было бы опрометчиво рассматривать  социальную  философию  в   качестве

сугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания  в

дополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи  и  развития,  гносеологии  и

логике. Если бы так  почему-то случилось в ходе  дифференциации  философского

знания, то  философия  перестала  бы  быть  философией,  т.е.  совокупностью

наиболее общих  представлений о мире в целом, об  универсальных  законах  его

существования и  развития. В качестве предметной области  остался  бы  только

мир природный да общие проблемы познания.

       Правильней, очевидно, видеть в социальной философии обществоведческий

срез философского знания в целом и большинства  его структурных  элементов  в

отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии,  включающей

в  себя  проблемы  общественного   бытия   и   его   модификаций   —   бытия

экономического,   бытия   социального   в   узком   смысле   слова,    бытия

экологического, бытия  демографического.  Соответствующим  срезом  концепций

взаимосвязи  и  развития  выступает  социальная  динамика,   рассматривающая

проблемы  линейности,  цикличности  и   спиралеобразности   в   общественном

развитии, соотношения  революционного и  эволюционного  в  переходные  эпохи,

общественного  прогресса.  Есть  еще  один  чрезвычайно  важный  структурный

элемент   социально-философского   знания,   представляющий    собой    срез

гносеологии — социальное познание. В его поле  зрения  анализ  общественного

сознания, специфика  применения при изучении социума  общенаучных  методов  и

форм познания.

       Исключение  в  данном  контексте   составляет   лишь   такой   элемент

философского знания как логика. В  силу  своей  предельной  абстрактности  и

универсальности он вряд ли допускает какие-либо специфические  срезы с  себя,

например, в виде социальной логики. 
 
 

Глава 2. Функции социальной философии как науки.

Двумя  основными  специфическими  функциями  социальной  философии,  как   и

философии  в   целом,   являются   мировоззренческая   и   методологическая.

Специфическими они  называются потому, что  в  развитом  и  концентрированном

виде присущи только философии.

       Мировоззрение  есть   совокупность   наиболее   общих   взглядов   и

представлений о  сущности окружающего нас мира и  месте человека  в  нем.  Для

правильного  понимания  мировоззренческой   функции   философии   необходимо

учесть, по крайней мере, два момента.

Информация о работе Философия культуры