Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:19, доклад
Философия культуры, культур философия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.
1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение
индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в
процессе образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном
процессе становления личности под воздействием социального окружения. При
этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы
мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на
уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не
погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже
самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во
взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что
сама она не полностью свободна от них. И в то же время только
систематическое философское образование способно свести «мифологическую»
составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.
2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а
«лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все
отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в
вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из
них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе
мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в
мировоззренческую подготовку будущего специалиста.
Опыт
преподавания в средних и
что учащимися и студентами высоко ценится именно этот, мировоззренческий,
аспект наших выступлений перед ними. Оно и понятно: этот аспект
представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а
факты, которые нанизываются на эту координату, на эту логическую канву,
приобретают обоснованность, с которой их уже невозможно забыть. К тому же
факты, хотя и «упрямая вещь», но по мере продвижения науки вперед постоянно
обновляются и уточняются. И это происходит не по причине конъюнктурных
соображений, разделяемых исследователем. Такова логика развития науки.
Вспомним хотя бы, как был отброшен физикой двадцатого века «факт»
существования эфира. Однако при этом следует отметить, что само отношение к
интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от
мировоззренческих позиций исследователя.
Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в
неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую
функцию.
Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического
исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны.
Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как
развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда
данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и
практические выводы из него будут существенно различаться.
В истории философии
диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя
противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить
следующим образом.
1. Диалектика исходит из
и процессов в окружающем нас мире; метафизика признает только связи
случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.
2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений
явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к
количественным изменениям.
3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно
присущей любому явлению или процессу; метафизика же считает, что
противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной
действительности.
4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих
явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник
их развития; метафизика же переносит этот источник вне исследуемого
предмета.
4)Филосо́фия культу́ры — направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека, что несомненно представляет интерес философии.
Философия культуры — это часть культуры, отличающаяся от последней тем, что рассматривает культуру как целостность
философия культуры
это раздел философии, исследующий
сущность и значение культуры.
Философия культуры располагает огромным
количеством фактов. Они описываются в
русле культурной антропологии, социологии
культуры, теологии культуры, этнологии,
культурфилосо фии, истории культуры.
Однако добытая противоречивая эмпирия
фактов далеко не всегда проясняет метафизические
проблемы. Продвижение от одной культурной
эпохи к другой существенно преображает
панораму культуры.
Так рождается теоретическая потребность
обнаружить некое единство культурного
процесса, инварианты социодинамических
моделей, архетипные ситуации, закономерности
повторения и преображения постоянных
компонентов культуры. С помощь философского
умозрения осваивается разноликий человеческий
опыт, возможности приобщения индивида
к культурному космосу. Философия культуры
пытается проникнуть в самые неожиданные
и вечно возобновляемые парадоксы человеческого
бытия.
Философия культуры, если абстрактно продумывать
ее предназначение, действительно выступает
в разных смыслах. Можно, например, требовать
от философии культуры выставления идеала
будущей культуры. Тогда культурфилософы
на основании конкретных фактов культурного
процесса вынуждены будут создавать условный
образ опоэтизированной образцовой культуры.
В этом случае культурфилософ призван
обосновать общезначимую норму, которая
позволила бы оценивать действительно
существующие состояния культуры.
Ценности, которые конституируют культуру,
рождаются из недр человеческого бытия.
В этом смысле философ призван отыскивать
ценности или демонстрировать способность
их глу бинного^онимания и сопереживания.
Но можно представить и иную ситуацию.
Ценности могут создаваться культурфилософа
ми. Этот ход мысли ведет к образу идеальной
или заданной культуры. Но можно, судя
по всему, выставить перед философией
культуры более локальные цели. В частности,
можно вменить культурфилософу задачу
вживания в исторически преднаходимую,
данную культуру. Однако станет ли такой
анализ философским? Это возможно только
в том случае, если генетические исследования
психологического анализа, социологического
сравнения и исторического развития будут
иметь не самодовлеющее значение. Они
будут служить лишь материалом для обнаружения
той основной структуры, которая присуща
всякому культурному творчеству во временном,
сверхэмпирическом существе разума.
Между этими двумя разновидностями философии
культуры возможен ряд промежуточных
состояний. Дело в том, что нельзя построить
идеальную модель культуры, не обращаясь
к эмпирическому культурному опыту. Рано
или поздно все равно возникнет вопрос
о том, где реально может воплотиться искомый
проект, как он может развиться из конкретного
состояния культуры. С другой стороны,
философское истолкование культуры неизбежно
порождает прогностический аспект. Любой
миг культуры, если он осмыслен исторически,
сопряжен с размышлением о будущем его
состоянии.
Философия культуры существует сегодня
во множестве вариантов. Для отечественных
исследователей актуальной становится
задача разработки ее проблематики, ее
различных вариантов. Рождается новое
исследовательское направление, призванное
восстановить утраченную богатейшую традицию
русской религиозной философии.
Теория познания .Познание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.
Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология — учение о бытии и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование.
При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне и, следовательно, ошибочно.
История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества, прежде всего запросами материального производства и практики. Поэтому на каждом из этапов общественного развития они впитывают в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. определяется особенностями информационного общества и, в частности, опирается на данные т. н. «постнеклассической» науки.
Для этого этапа характерны: изменение объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся «человеко-размерные» системы), широкое распространение идей и методов синергетики — науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.
ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:
· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;
· социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);
· научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.
2. Практика выступает
как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая
сила. Она пронизывает все стороны,
моменты, формы, ступени
Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами — приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.