Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости ». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревает. Устаревать могут знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать.

Оглавление

1. Введение
2. Закономерности развития культуры
3. Философия и искусство
4. Философия и мораль
4.1. Нравственное сознание
4.2. Эстетическое сознание
5. Философия и религия
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная Филосоия.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

    5. Закономерности развития отдельных  сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая,  политическая, философская, религиозная  и др.). Эти закономерности влияют  на культуру, придавая ей объективное,  повторяющееся, необходимое, существенное  содержание.

    Духовная   культура  человека   покоиться  на  четырех   основаниях –  это  наука,  религия,  искусство  и  философия.  Нельзя   представить  общество  без   науки,  религии   или   искусства,  так   нельзя   его  представить   без   философии.   
 
 

  1. Философия и искусство.
 

    Главная функция искусства заключается  в том что, оно творит мир и  в этом смысле художник является соавтором  Бога. Мир творит и философия –  существуют мифы Платона, Декарта, Ницше; мир творит наука – есть мир  Ньютона и мир Эйнштейна. Но в  этих мирах нельзя жить, это абстрактные  миры, продукт нашего интеллекта. Искусство  же делает наш мир возможным для  жизни.  Мир,  в котором мы живем  и есть в большей своей части  продукт искусства. 

    Наша  жизнь чаще всего не  является жизнью в полном смысле  этого  слова, поскольку в ней много  случайного, нелепого, не зависящего от человека, которого чаше всего бросает, как щепку по волнам, и никогда  не известно, к  какому берегу прибьет его водоворот не им определяемых событий. В этом смысле только искусство создает живую жизнь, оно не отражает серую монотонность будней, оно их одухотворяет, выжимает квинтэссенцию из жизни, берет ее в чистом виде, а в чистом виде жизнь как токовая, освобожденная от глупых случайностей или просто от скуки, – прекрасна.

    Человек должен создавать себя так же, как  создает произведение искусства  – отбрасывая от себя все случайное, наносное, избавляться от автоматизма  существования, то есть становиться  живым, ибо только тогда он может  придать  своей жизни целостность, завершенность, смысл. Жизнь без  подобных усилий,  жизнь сама по себе – только распад.

    Искусство служит средством самовыражения  человека, и, следовательно, предметом  искусства являются как отношения  человека и мира, так и сам человек  во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает  все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна, тайна природы. Искусство обеспечивает полноту  создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частности  подхода, присущей  науке.

    Все окружающее есть продукт искусства. Поэзия – не добавка к природе, поэтически увидеть – значит увидеть  так, как есть  на самом деле. Здесь  термины «философия и искусство» совпадают.

    Не  искусство подражает жизни, а  жизнь подражает искусству. Если произведения искусства – это  форма жизни, великие мысли природы, то я могу считать их более реальными, чем наша «реальная» повседневная жизнь. Жизнь не имеет силы искусства; она  получает ее только в ослабленном  и деградированном виде и воспроизводит  себя лишь на самом низком уровне и  в минимальной   степени.

    Искусство удивительный феномен, произведения искусства  – словно узлы, организующие жизнь. Даже не осознавая этого, мы  придаем  своей жизни  целостность, подстраивая  ее под искусство, делая ее произведением, которое похоже на какое – ни будь  действительно  существующее произведение. Я не могла бы относиться к своей жизни, как к чему–   то  целому, если бы не те произведения искусства, которые приучали меня во всем видеть интригу, мы вместо того, чтобы видеть только один – единственный наш собственный мир, видим мир множественный.

    Есть  две черты особенности искусство. Во – первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру, но то, что изображено в художественном произведении, к какому бы направлению и жанру оно ни относилось, является собой своеобразную реальность, созданную по аналогии с объективной реальностью. Во – вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

    Искусство в отличие от всех других видов  деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее  цельности, которая исчезает в частных науках и в любом другом конкретной деятельности, где человек реализует только какую – ни будь одну сторону, а  не  всего себя.

    Внутреннее  единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивает синкретической силой эстетического сознания.

    Основной  функцией искусства является его  синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное  восприятие и воссоздание мира, которое  возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого  духа.

    Синтетической силой искусства во многом объясняется  тот удивлявший философов факт, что  среди всего многообразия видов  духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на человека.

    Роль  искусства в общественной жизни  трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и  в античности, и в эпоху Возрождения. Не случайно именно искусство быстрее, чем скажем, наука или право, отреагировало  на изменение барометра общественной жизни в середине 1980–х. гг., оказавшись на переднем крае главных событий  времени.

    Таким образом, художественное сознание и  его высшая форма – искусство  – является необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и  мобильность, его поисковую направленность в  будущее, его нравственно – психологическую  устойчивость в настоящем.

    Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по – своему трансформируя  и изменяя их. Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел  в  нем средство  для обеспечения  бессмертия всех  других своих достижений. Исторически значимые личности и  их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии.

    Итак, синтезирующая миссия искусства  проявляется и на уровне отдельной  личности, скрепляя воедино все ее духовные силы и на уровне каждого  данного  этапа общественного  развития, обеспечивая целостное  самовыражение народа, и на уровне исторической  связи поколений. 
 
 

  1. Философия и мораль.

    4.1. Нравственное сознание. 

    Правовое  регулирование — это регулирование  поведения людей с помощью  системы законов. Оно оставляет  вне своего влияния ог­ромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом не предусмотрено, например, наказание за нарушение правил приличия, за невежливость и т.п. Это осуждается общественным или личным мнением.

    Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой — учением  о морали. Нравственность - это исторически  сложившаяся система неписаных  законов, основная ценностная форма  общественного сознания, в которой  находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.         

    Нравственный  человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоен­ность личности.

    Нравственное  сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных ­ представлениях, понятиях. Нравственное сознание  обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные ­ категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

    Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

    Нравственность  предполагает относительную свободу  воли, что обеспечивает возможность  сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности  за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.

    Нравственные  нормы, принципы и оценки,  в конечном счете, выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.

      Нравственность в историческом  развитии обладает известной  преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не  создает заново всех норм поведения,  а заимствует моральные ценности  прошлых эпох, видоизменяя, развивая  их.

    В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы — так называемые общечеловеческие нормы нравственности. Это один из самых устойчивых ориентиров в человеческом обществе. Исключительно велика их значимость и для настоящего, и для будущего мирового сообщества.

      Исходными категориями нравственности  являются добро и зло. Добро  - это нравственное выражение  того, что способствует счастью  людей. Отрицательные явления  в общественной и личной жизни  людей, силы торможения и разрушения  именуются злом. Злая воля стремится  к тому, что противоречит интересам  общества и человека. Однако диалектика  истории внутренне противоречива.  Зло, по Гегелю, может выступать  как форма, в которой проявляется  не только тормозящая, но и  движущая сила истории. Гёте  отмечал, что зло выступает  и как отрицание, сомнение, как  необходимый момент дерзкого  движения человеческого разума  к познанию истины, как ирония  над человеческими иллюзиями.  Всякий новый шаг вперед в  истории является протестом против  старых «святынь» и оценивается  современниками как зло. Это,  кстати, говорит об относительности  понимания добра и зла. 

      Всюду, где человек связан с  другими людьми определенными  отношениями, возникают взаимные  обязанности. Социальные обязанности,  налагаемые на каждого члена общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель есть, по И. Канту, моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой — природной и социальной. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.  

    Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Она «вынуждает» самостоятельно ставить перед собой нравственно  санкционированные цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности  за свои действия.

Информация о работе Философия и культура