Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:14, контрольная работа
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости ». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревает. Устаревать могут знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать.
1. Введение
2. Закономерности развития культуры
3. Философия и искусство
4. Философия и мораль
4.1. Нравственное сознание
4.2. Эстетическое сознание
5. Философия и религия
6. Заключение
7. Библиографический список
Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за «не то» и «не так» содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд — суд совести. Иначе говоря, совесть есть внутри - меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего Я над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность – человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию, ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
Коренной вопрос — смысл человеческой
жизни. От его реализации полностью зависит
человеческое счастье, представляющее
собой нравственное удовлетворение, проистекающее
от сознания правильности, величия и благородства
основной жизненной линии поведения. Секрет
счастья — в умении доставить и людям,
и себе радость, в умении организовать
свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой
выявить свои творческие способности.
Источник счастья заключается в полноте
проявления физических и духовных сил
человека. Счастье многогранно. Главный
стержень человеческого счастья — творчество
в любой области: в труде умственном и
физическом. В творениях человек проявляет
свою индивидуальность и осознает, что
это его детище, часть его Я, которая вливается
в море общей культуры, как чего-то более
емкого и долговечного, чем личное бытие
отдельного человека.
Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она, в свою очередь, проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро.
Красота для античности была атрибутом самого мира, а не только взирающего на этот мир человека. Кроме того, красота и гармония являлись также и синонимами разумного, ибо ясно, что устроенный по законам красоты мир не может быть устроен неразумно. Учение о красоте в античной эстетике, по существу, не отделялось от учения о бытии, а, это значит, что вопросы об Истине, Красоте и Благе не были в классической античности разными вопросами: они сливались в нераздельное единство.
Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место, был, выдвинут человек. Авторитет эстетического резко возрос, и оно вернулось в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступает в качестве равноправного персонажа в развивающуюся историческую драму, в борьбу за лидирующее положение. Красота объявляется «совершенством чувственного познания», а местом пребывания Красоты мыслится уже не мир сам по себе (как это было в античности), а искусство как результат творческой деятельности человека.
Признание
эстетического свойства у одного
только искусства лишало эстетическое
сознание его синтезирующей функции,
обособляло эстетику от всех других видов
деятельности, от социальной жизни
вообще, превращало искусство в самоцель.
С этой точки зрения, истина относилась
к миру, а красота — к человеческому
творчеству или к красоте природы,
взятой вне социума. Впервые в
истории между Истиной и
Наиболее развернутое обоснование этой точки зрения дали философы-романтики, затем она получила развитие в классическом немецком идеализме, в неокантианстве XIX и XX вв. Аналогичные построения лежат в основе всех разновидностей собственно эстетической теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства. Красота здесь ставится выше и Истины, и Добра. Искусство, согласно Б. Кроче, есть высшая реальность, оно находится вне познания и вне морали.
Согласно И.В. Гете, между Истиной и Красотой нет резкой границы, напротив, Красота и есть Истина; она есть проявление глубинных законов природы, которые без обнаружения их в феноменах навсегда остались бы скрытыми для нашего взора. Законы природы и законы Красоты не могут отделяться друг от друга. Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, испытывает непреодолимое, страстное стремление к ее наиболее достойному толкованию средствами искусства.
Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология начала XIX в. были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно - научному разуму; с этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца XIX в. европейские философы настойчиво заговорили о «кризисе рационализма», о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты.
Неотъемлемым
аспектом эстетического сознания являются
эстетические чувства. Эстетическое чувство
- это просветленное чувство
Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством — это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.
Характерно,
что человек с развитыми
Эстетическое сознание может существовать в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или даже, бытовая сфера. Человек может оценивать с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, вообще все, что только вовлекается в сферу его опыта.
Искусство
— это профессиональная сфера
деятельности, в которой эстетическое
сознание из сопутствующего элемента
превращается в основную цель. Как бы
ни был силен обязательно присутствующий
эстетический момент в деятельности. В
искусстве эстетическое сознание становится
главным.
Религия
- это сложное совокупное понятие,
включающее в себя определенную мифологию,
систему догматов, культовые и
обрядовые действия, социализированные
религиозные институты, конкретные
формы взаимоотношений между
верующими и религиозной
Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания.
Понятие
религиозной формы
В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.
Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения к миру в целом, к семье, к обществу...
В
самой общей форме можно
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции.
Выделяется несколько важнейших функций религии:
мировоззренческая,
компенсаторная,
коммуникативная,
регулятивная,
интегрирующедезинтегрирующ
культурно
- транслирующая...
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание
(отражение мира в ощущении и восприятии), мирочуствование
(эмоциональное
принятие или отвержение), мироотношение
(оценку). Религиозное мировоззрение
дает систему координат, в
Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсации снятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис
Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.
Интегративная
функция реализуется в пределах
общины или концессии