Философия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:14, контрольная работа

Краткое описание

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости ». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревает. Устаревать могут знания, а мудрость- это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видят никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это означает философствовать.

Оглавление

1. Введение
2. Закономерности развития культуры
3. Философия и искусство
4. Философия и мораль
4.1. Нравственное сознание
4.2. Эстетическое сознание
5. Философия и религия
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная Филосоия.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

    Говоря  о совести, мы имеем в виду и  силу положительного зова души, и ее укоры за «не то» и «не так» содеянное. Между  должным  и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд — суд совести. Иначе говоря, совесть есть внутри - меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего Я над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность – человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.

    В системе нравственных категорий  важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию, ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.  

      Коренной вопрос — смысл человеческой жизни. От его реализации полностью зависит человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья — в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности. Источник счастья заключается в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья — творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность и осознает, что это его детище, часть его Я, которая вливается в море общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем личное бытие отдельного человека. 
 

      1. .Эстетическое сознание.
 

    Понятия Истины и Добра неполны без  Красоты, а она, в свою очередь, проявляется  там, где разум приблизился к  истине, а воля направлена на добро.

    Красота для античности была атрибутом самого мира, а не только взирающего на этот мир человека. Кроме того, красота  и гармония являлись также и синонимами разумного, ибо ясно, что устроенный по законам красоты мир не может быть устроен неразумно. Учение о красоте в античной эстетике, по существу, не отделялось от учения о бытии, а, это значит, что вопросы об Истине, Красоте и Благе не были в классической античности разными вопросами: они сливались в нераздельное единство.

    Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место, был,  выдвинут человек. Авторитет эстетического резко возрос, и оно вернулось в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступает в качестве равноправного персонажа в развивающуюся историческую драму, в борьбу за лидирующее положение. Красота объявляется «совершенством чувственного познания», а местом пребывания Красоты мыслится уже не мир сам по себе (как это было в античности), а искусство как результат творческой деятельности человека.

    Признание эстетического свойства у одного только искусства лишало эстетическое сознание его синтезирующей функции, обособляло эстетику от всех других видов  деятельности, от социальной жизни  вообще, превращало искусство в самоцель. С этой точки зрения, истина относилась к миру, а красота — к человеческому  творчеству или к красоте природы, взятой вне социума. Впервые в  истории между Истиной и Красотой была установлена логическая пропасть, та же пропасть, которая разделяет  природу и творческий дух человека.

    Наиболее  развернутое обоснование этой точки  зрения дали философы-романтики, затем  она получила развитие в классическом немецком идеализме, в неокантианстве XIX и XX вв. Аналогичные построения лежат  в основе всех разновидностей собственно эстетической теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства. Красота здесь ставится выше и Истины, и Добра. Искусство, согласно Б. Кроче, есть высшая реальность, оно находится вне познания и вне морали.

    Согласно  И.В. Гете, между Истиной и Красотой нет резкой границы, напротив, Красота  и есть Истина; она есть проявление глубинных законов природы, которые  без обнаружения их в феноменах  навсегда остались бы скрытыми для  нашего взора. Законы природы и законы Красоты не могут отделяться друг от друга. Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, испытывает непреодолимое, страстное стремление к ее наиболее достойному толкованию средствами искусства.

    Эпоха Просвещения и практически вся  официальная идеология начала XIX в. были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно - научному разуму; с этой точки зрения искусство  считалось не средством познания мира, а только формой человеческого  самоутверждения. С конца XIX в. европейские философы настойчиво заговорили о «кризисе рационализма», о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты.

    Неотъемлемым  аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения  красотой. Эстетические чувства относятся  к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или  неосознанную способность руководствоваться  понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства, как и любые позитивные эмоции, граничат с откровением. Они  различаются по степени обобщенности и по силе. Начиная от чувства  умеренного удовольствия человек, может  пройти ряд ступеней вплоть до эстетического  восторга.

    Развитое  эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир  и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек  с развитым эстетическим чувством —  это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

    Характерно, что человек с развитыми здоровыми  эстетическими потребностями надолго  сохраняет не только духовную, но и  физическую молодость, так как творческий, активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности  его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность  глубоко чувствовать и понимать искусство — все это усиливает  жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных  эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой  общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний.

    Эстетическое  сознание может существовать в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или  даже, бытовая сфера. Человек может  оценивать с эстетических позиций  любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, вообще все, что только вовлекается  в сферу его опыта.

    Искусство — это профессиональная сфера  деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности. В искусстве эстетическое сознание становится главным. 

  1. Философия и религия

                                             

    Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и  обрядовые действия, социализированные  религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между  верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии  все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и  дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через  этническую, национальную, классовую  и индивидуально-личностную призму.

    Конкретное  изучение всех этих смысловых и организационных  особенностей в становлении религий  и их исторических разновидностей относится  к религиоведению. Вместе с тем  эта проблематика имеет и другой-общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания.

    Понятие религиозной формы общественного  сознания , таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия.

    В общем виде общественное бытие можно  представить как совокупность действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

    Религиозное сознание как форма общественного  сознания с одной стороны отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов структуры  общественного сознания показывает, что религия проникает во все  сферы, оказывает определенное влияние  на все элементы, определяя отношения  к миру в целом, к семье, к обществу...

    В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что  она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область  духовного производства. По отношению  к обществу в целом религия  предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором  осуществляется деятельность, складывается сложная структура.

    Любая система и ее подсистемы не могут  быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут рассматриваться  вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции.

    Выделяется  несколько важнейших функций  религии:

    мировоззренческая,

    компенсаторная,

    коммуникативная,

    регулятивная,

    интегрирующедезинтегрирующая,

    культурно - транслирующая... 

    Мировоззренческую    функцию    религия        реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание    

    (отражение  мира в ощущении и восприятии), мирочуствование 

    (эмоциональное  принятие или отвержение), мироотношение  (оценку). Религиозное мировоззрение  дает систему координат, в рамках  которой осмысливается мир, общество, человек, оно дает цель и  смысл жизни. Придание смысла  бытию человека предоставляет  возможность верующему вырваться  за пределы ограниченности бытия,  поддерживать надежду на лучшую  жизнь в будущем, на избавление  от страданий, несчастий и т.п.

    Компенсаторная  функция восполняет зависимость  и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство  превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и  изоляция заменяются братством в  общине, разобщенность, безразличие  людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной  группе. Важным является психологический  аспект компенсации снятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис

    Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с  богом.

    Регулятивная  функция состоит в том, что  с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев  осуществляется управление деятельностью  и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое  значение имеет система предписаний  норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать  в жизни примерам подвижников  и персонажам преданий.

    Интегративная функция реализуется в пределах общины или концессии единомышленников. Если же в религиозном сознании и  поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу концессии, то религия  выполняет дезинтегрирующую функцию. Легитимирующее-разлегитимирующая  функция означает узаконение некоторых  общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других) отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких то из них.

Информация о работе Философия и культура