Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:42, курсовая работа
Дело в том, что для древнего грека язык был тождественнен мышлению. Такое тождество языка и мышления выражалось словом «логос» (λόγος), которое собственно и означало «слово», «речь», «мысль». В этом смысле значительный интерес представляют высказывания Платона. В диалогах «Теэтет» и «Софист» Платон настаивает на полном тождестве между мыслью и ее словесным выражением. Различие лишь в том, что словесное выражение сопровождается звучанием: «Мнение – это словесное выражение, но без участия голоса и обращенное не к кому-либо другому, а к самому себе молча» (190 а). «Итак, мысль и речь одно и то же, за исключением лишь того, что происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой и называется у нас мышлением» (263 e).
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Критика языка
§ 1. «От мифа к Логосу». Критика традиционных представлений в философии Гераклита Эфесского………………………………………..6
§ 2. Ксенофан и Парменид. Критика языка в философии элеатов…...15
§ 3. Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит. Онтологическое решение проблемы………………………………………………………………....21
§ 4. «От онтологии к логологии». Критика языка у Горгия Леонтийского…………………………………………………………….28
Глава II О правильности имен
§ 1. Натурализм Продика и Антисфена………………………………...35
§ 2. Демокрит и становление языкового конвенционализма.………...41
§ 3. Проблема «правильности имен» у Платона………………….........48
Глава III Философия и риторика
§ 1. Риторика и диалектика………………………………………….......57
§ 2. Этика и эстетика………………………………………………….....62
§ 3. Риторика и политика……………………………………………......71
Заключение………………………………………………………….76
Список литературы……………………………………………….77
Если понятия тождественны
Отсюда у Антисфена отрицание определений, которые невозможны, потому что суждение, содержащее определение, есть нечто составное, а это противоречит простоте вещей: простая сущность должна оставаться простой и, следовательно, логическое выражение ее есть именно отдельное наименование, а не определение. Поэтому Антисфен считал, что каждую вещь можно называть лишь соответствующим ей словом, и никакому субъекту нельзя приписывать предикат, отличный от самого субъекта. Понятие субъекта может быть предикатом только самого себя.
Полемизируя с Протагором, по мнению которого «относительно каждой вещи имеются два противоположных друг другу определения» (VS 80 В 6а), Антисфен признавал только тавтологические суждения тождества: о предмете мы можем утверждать, что А есть только А. Отсюда и выводилось заключение, что о человеке можно сказать, что он человек, но нельзя его называть добрым и т. д. Самое большее, что можно высказать о предмете, — это сравнить его с чем-нибудь (Аристотель Метафизика VIII, 3, 1043b 25 и след.).
Поэтому, как и для Продика, для Антисфена также засвидетельствован тезис о невозможности противоречия (Arist. Met. 1024 b 32-34 = Antisth. fr. 47A Decleva Caizzi). Этот тезис обосновывается у него следующей аргументацией. Поскольку всякая вещь может быть выражена лишь одним словом, то, если два человека говорят об одном и том же предмете, они могут говорить только одно и то же, если же они говорят не одно и то же, то, следовательно, они говорят не об одном и том же предмете и, таким образом, они друг другу не противоречат. Поэтому нечему противоречить и нет никаких противоречащих и никаких ложных высказываний.42
§ 2. Демокрит и становление языкового конвенционализма
Противоположной позиции придерживается другой персонаж диалога Платона, Гермоген. Особенности его позиции объясняются реакцией на появление противоположного воззрения, предполагавшего в качестве нормы внутреннее соответствие между словом и предметом (в первую очередь этимологического характера). Возражая Кратилу, Гермоген утверждает, что имя вещи дается по установлению и произвольно, а потому не может быть предопределено природой вещи. Он заявляет:
Не могу поверить, что правильность имени состоит в чем-либо ином, чем в договоре и соглашении. Ведь мне кажется, какое имя кто чему-либо установит, такое и будет правильным. Правда, если он потом установит другое, а тем, прежним, именем больше не станет это называть, то новое имя будет ничуть не менее правильным, нежели старое; ведь когда мы меняем имена слугам, вновь данное имя не бывает же менее правильным, чем данное прежде. Ни одно имя никому не врождено от природы, оно зависит от закона и обычая тех, кто привык что-либо так называть (384d).
Я могу назвать любую вещь одним именем, какое я установил, ты же — другим, какое дал ты (385е).
Основной аргумент Гермогена, который рассматривает связь между именем и именуемым предметом как чисто условную, состоит в том, что одно и то же значение может передаваться словами, резко различающимися между собой по своему звучанию, т.е. синонимичными, а также в существовании различных языков.
Предпосылкой к возникновению
этой теории послужило возникно
Другие импульсы к языковым
наблюдениям шли от потребносте
Языковым наблюдениям способствуют также расширение сферы применения письма и ускорение и удешевление способов обучения ему. Становление демократии в Греции обусловило широкое распространение грамотности в VII-VI веках до н. э.
Трактовка произвольного
Таким образом, тезис об установлении на основании договора касался достаточно широкого круга явлений общественной жизни, но относительно слов он обсуждался особенно остро. Наиболее ранними из известных нам свидетельств появления учения о произвольном соотношении слова (с точки зрения его этимологии или звучания) и вещи являются рассуждения Демокрита. Из своих наблюдений за состоянием современного языка в противоположность Продику, Демокрит сделал вывод о произвольном характере установления имен. Он учил, что вещи обозначаются словами не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, «вследствие случайности» и «по установлению». В отличие от Продика, он не стремился к доказательству однозначности слов, но опираясь на неоднозначное соотношение слов и вещей (В 26 DK = Гг. 563 L), выдвинул стройную аргументацию в защиту своей теории происхождения слов по обычаю. Своим аргументам он дал названия: многозначность, равновесие, переименование и безыменность.
Многозначность, (или, как называл сам Демокрит «равноименность») означает, что различные вещи называются одним именем, тогда как по теории «от природы» разным вещам должны соответствовать разные имена. Если бы все названия давались «по природе», то у разных вещей не могло бы быть одинаковых названий.
Сохранился
фрагмент самого Демокрита,
Некоторые красноречивые люди, подняв руки к той области, которую мы, эллины, теперь именуем воздухом, произнесли: «Обо всем Зевс говорит, он все ведает, все дает и отнимает, он царь всего (Clem. Alex. Protr. 68; Strom. V. 103; Euseb. Praep. Ev. XIII, 13, 27 = 68 В 30 DK = fr. 580 L.).
Перед
нами, очевидно, объяснение того, как
возникла вера в
Любопытно,
что Демокрит не только
Второй аргумент Демокрита, ссылка на существование «равновесных» слов, опирается на наличие синонимов и, возможно, также на различие обозначений одних и тех же вещей в разных языках. Демокрит пытается привести противника к явно абсурдному выводу, что если два различных слова, обозначающих одну и ту же вещь, необходимо с ней связаны, то они, будучи полным соответствием вещи, должны и между собой точно совпадать, а это противоречит исходной посылке об их различии.
Третий аргумент, «от переименования», так же как и первые два, призван подчеркнуть отсутствие однозначного соотношения между словом и вещью. Если бы имена были «от природы», то нельзя было бы, например, переименовать Аристокла в Платона: Аристокл — настоящее имя, а Платон («широкий») — прозвище.
Четвертый, последний аргумент Демокрита — ссылка на «безымянное» - является указанием на отсутствие обозначений для некоторых понятий.
Но хотя Демокрита и можно назвать родоначальником теории конвенционализма, противопоставление φύσει - νόμῳ применительно к языку встречается только в упоминавшихся в предыдущей главе пассажах Гиппократовского корпуса. гл. 2 сочинения «Об искусстве» и «О природе человека» (гл.1,5). В первом из этих пассажей автор гиппократовского сочинения утверждает, что слова искусственны, созданы людьми в противоположность вещам, которые они обозначают.44 Он обосновывает это утверждение тем, что все имена в целом суть «законоположения, наложенные на природу», тогда как отличные друг от друга вещи суть «не законоположения, но произрастания» или сама «природа».
Но хотя защитник медицинского искусства и утверждает произвольность имен, он также указывает на согласие языка и опыта. Он исходит из того, что распределение имен соответствует объективным отличиям между вещами. А в сочинении «О природе человека» даже констатируется точное соответствие имен количеству неизменных субстанций, к которым сводится природа человека.
Наиболее близкую параллель к аргументам Демокрита, что слова установлены произвольным образом, представляет собой также упоминавшееся уже рассуждение из гиппократовского сочинения «О священной болезни» (p. 16, 6–17, 5 Grensemann), где автор доказывает, что центром психической деятельности является головной мозг, а не диафрагма (р. 16, 6-17, 5 Grensemann). Однако в отличие от Демокрита, делающем вывод о нарушении объективной связи между словом и вещью, исходя из неоднозначности и изменчивости самой этой связи, здесь впервые в греческой литературе критикуются попытки в утверждениях относительно вещей опираться на этимологию. Исходя из расхождения между этимологическим значением слова и истинными свойствами обозначаемого этим словом предмета, автор доказывает, что слово может обозначать вещь, даже если этимология слова не соответствует ее предмету.
Формулировка подобного воззрения была вызвана попытками использовать этимологию как дополнительный аргумент в спорах о неочевидных свойствах, которыми обладают явления. Его противники в доказательство того, что центром психической деятельности является диафрагма, наряду с чисто медицинской аргументацией ссылались и на этимологию слова φρένες. Это слово происходит от φρονεîν, а значит, должно обозначать орган, который ведает психической активностью.
Полемизируя против попыток
Очевидно, что этот ошибочный ход мысли наш автор приписывает тем, кто ввел в обиход слово φρένες. Случайным является слово в глазах ученою врача потому, что его этимология обусловлена ошибочными представлениями создателей языка, а не истинными свойствами предмета. Обоснованием для подобной оценки природы языка становится парменидовское положение о заурядности его создателей.
В двух других случаях, указыва
Итак, мы имеем две софистические
позиции по отношению к языку.
Позиция натурализма
§ 3. Проблема «правильности имен» у Платона
Для решения своего спора
Информация о работе Дискуссии о природе языка в греческой философии V в. до н.э