Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

в эпоху Декарта,  без математического естествознания наука была бы

не способна стать  производительной силой. В свою очередь  математи-

зация естествознания,  даже в тех скромных масштабах,  была бы не-

возможна  без  определенного  прогресса в самой математике.  Такой

прогресс,  в частности,  невозможен без  успехов  формализации.  И

именно  Декарт  сыграл решающую роль в становлении современной ал-

гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква-

ми латинского алфавита (х,  у, z) переменные величины, ввел нынеш-

нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия

числа и величины,  ранее существовавшие раздельно,  тем самым были

объединены.  Историческое значение Декартовой "геометрии"  состоит

также в том,  что здесь была открыта связь величины и функции, что

преобразовало математику.      

Применение алгебраических методов к геометрическим  объектам,

введение системы  прямолинейных координат означало  создание анали-

тической геометрии,  объединяющей геометрические и  арифметические

величины, которые  со времен древнегреческой математики существова-

ли в раздельности.      

Укажем, далее,  и  на  большой  вклад  Декарта в формирование

столь важной науки,  как оптика (итоги его исследований в этой об-

ласти содержатся в  основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он

открыл (независимо от В.  Снеллиуса) закон  преломления  светового

луча на границе  двух различных сред. Точная формулировка этого за-

кона позволила  усовершенствовать оптические приборы, которые тогда

стали  играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в

микроскопии).     

Сказанным далеко не исчерпывается область научных  интересов и

научных открытий Декарта.

Принцип историзма требует конкретного  исторического  ис-

следования философких учений. Нельзя вырвать философскую  те-

орию  из той исторической, экономической и социальной среды,

в  которой  она  создавалась.  Использование  одного  только

логического метода не даст нам полного понимания учения, его

исторической значимости.    

Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот  период  поисходил

переход от средневековья  к Новому времени.   

К этому времени, по словам  Энгельса, "промышленность ко-

лоссально развилась  и вызвала к жизни массу новых механичес-

ких (ткачество,  часовое дело,  мельницы) ...  и  физических

фактов (очки),  которые  давали  не только огромный материал

для наблюдений, но также  и совершенно иные, чем раньше сред-

ства для экспериментирования  и позволили сконструировать но-

вые инструменты".    

Во времена Декарта  ремесло в "чистом" виде начало  оттес-

няться (в таких  странах, как Италия, Голандия) ремеслом, ор-

ганизованным по новому принципу в мануфактурных мастерских -

"производственном  механизме, органами которого являются  лю-

ди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной

человеческой плоти, а его функции  определяются  теперь  той

"точкой", которую  он занимает  в механизме: дальше или ближе

от исходной точки  расположена "точка" функциональная.    

Связь функций "частичных  работников" - "деталей" потенци-

альной машины - отщепляется  от них самих и в виде плана, ал-

горитма производства противостоит им.  Образ  процесса,  его

"картина" задается  геометрически.   

Причиной коренного  изменения  характера  предметной  дея-

тельности является принцип машинного производства, а именно,

разлагать процесс  производства на составные фазы и  разрешать

возникающие задачи посредством применения естественных наук.   

Структура человеческой деятельности в  своей  первооснове

становится математической. В теоретическом отображении  этой

деятельности происходили  аналогичные процессы,  приведшие  к

потребности нового метода как метода математического  и опре-

делившие логику формирования и развития новой  теории, новой

науки.   

"Математизация"  деятельности, а вместе м тем  и "математи-

зация" (алгоритмизация) метода,представляющиеся сегодня абс-

трагированием от всякого  содержания, в рассматриваемую эпоху

представляла в  самой своей первооснове единственно  возможный

путь  дальнейшего  проникновения в более глубокий "слой" со-

держания, путь перехода к новой сущности.   

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача  ма-

тематизации физики.    

Вот в чем суть того запроса, который постоянно  ощущается

Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию

собственного  метода  познания окружающего мира. К 1625 году

он уже обладал  основными положениями последнего.    

Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись  к

небольшому  числу  простейших правил, посредством которых из

основных положений  может  быть  выведено все богатство под-

вергшегося анализу  материала.   

Но сначала Декарт проверяет сами правила в  процессе  ре-

ального открытия. При  этом он решает одну из ключевых  проб-

лем диоптрики - проблему анакластической линии.   

Вместе с конкретным научным открытием было совершено  еще

одно,  методологическое открытие. Обнаружилась необходимость

и возможность постоянной (как это формулируется в Новое  вре-

мя-рефлективной) работы над собственным умом,  необходимость

и возможность постоянного  обращения мысли на мысль, постоян-

ного  развития самой способности мыслить, открывать, изобре-

тать. Тот ум, который  должен руководствоваться правилами  Де-

карта, - это уже  не созерцающий  и  спокойный  ум  античного

мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум сред-

невековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от са-

мого  себя, это ум, отвечающий и историческому, и социально-

му, и техническому динамизму Нового времени.

Декартовское сомнение призвано  снести  здание  прежней

традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы

тем самым расчистить почву для  постройки  нового  здания  -

культуры рациональной в самом своем существе.  Антитрадицио-

нализм - вот альфа  и омега философии Декарта. Когда  мы гово-

рим  о научной революции XVII века,  то именно Декарт являет

собой тип революционеров,  усилиями которых и  была  создана

наука нового времени,  но и не только она: речь шла о созда-

нии нового типа общества и нового типа человека,  что вскоре

и обнаружилось в  сфере социально-экономической, с  одной сто-

роны, и в идеологии  Просвещения, с другой. Вот принцип новой

культуры, как его  с предельной четкостью выразил  сам Декарт:

"...никогда не  принимать за истинное ничего, что я не познал

бы таковым с  очевидностью... включать в свои суждения только

то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетли-

во, что не даст мне  никакого повода подвергать их сомнению".      

Принцип очевидности  тесно связан с антитрадиционализмом

Декарта.  Истинное знание мы должны получить для того, чтобы

руководствоваться им также и в практической жизни,  в  своем

жизнестроительстве.  То,  что  прежде  происходило стихийно,

должно ныне стать  предметом сознательной и  целенаправленной

воли,  руководствующейся  принципами разума.  Человек должен

контролировать историю  во всех ее формах,  начиная от строи-

тельства городов, государственных учреждений и правовых норм

и кончая наукой.  Прежняя наука выглядит,  по Декарту,  так,

как древний город  с его внеплановыми постройками,  среди ко-

торых,  впрочем,  встречаются и здания удивительной красоты,

но  в  котором неизменно кривые и узкие улочки;  новая наука

должна создаваться  по единому плану и с помощью  единого  ме-

тода. Вот этот метод  и создает Декарт, убежденный в  том, что

применение последнего сулит  человечеству  неведомые  прежде

возможности,  что  он  сделает  людей "хозяевами и господами

природы".     

Однако неверно  думать,  что, критикуя традицию, сам Де-

карт начинает с  нуля. Его собственное мышление тоже укорене-

но  в  традиции;  отбрасывая одни аспекты последней,  Декарт

опирается на другие. Философское творчество никогда не начи-

нается на пустом месте.     

Декартова связь с  предшествующей философией обнаружива-

ется  уже в самом его исходном пункте.  Декарт убежден,  что

создание нового метода мышления требует прочного и  незыбле-

мого основания.  Такое основание должно быть найдено в самом

разуме, точнее, в  его внутреннем первоисточнике - в  самосоз-

нании.  "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое досто-

верное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое

очевидное, Декарт, в  сущности, идет за Августином, в полеми-

ке с античным скептицизмом указавшим на невозможность  усом-

ниться  по крайней мере в существовании самого сомневающего-

ся.  И это не просто случайное совпадение:  тут  сказывается

общность  в понимании онтологической значимости "внутреннего

человека",  которое получает свое выражение в  самосознании.

Не  случайно  категория  самосознания,  играющая центральную

роль в новой  философии, в сущности, была незнакома  античнос-

ти:  значимость сознания - продукт христианской цивилизации.

И действительно,  чтобы суждение "мыслю,  следовательно, су-

ществую"  приобрело  значение исходного положения философии,

необходимы,  по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-

ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в

онтологическом превосходстве  умопостигаемого мира над  чувс-

твенным,  ибо  сомнению  у Декарта подвергается прежде всего

мир чувственный, включая  небо, землю и даже наше собственное

тело.  Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное

христианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-

Информация о работе Декарт и его философия