Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)
 

  В истории  философии  творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -

одна из самых больших  вершин,  одно из величайших достижений. Важ-

нейший принцип  методологии исследования историко-философского про-

цесса состоит,  как известно,  в том, чтобы в движении философских

учений,  систем,  категорий, идей раскрывать борьбу материализма и

идеализма [2].  Борьба эта не статична и весьма противоречива, она

отнюдь  не  лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-

софских учений и  систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-

новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-

ческого знания,  усложнение сознания человека в его  многообразных

аспектах,  в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-

софского творчества Декарта в том,  что в нем были  сформулированы

новые и материалистические и идеалистические положения.  Тем самым

борьба материализма и идеализма поднялась на  более  высокую  сту-

пень. И хотя сам  Декарт в конечном счете склонился  в сторону идеа-

лизма, он сообщил  этой борьбе новый импульс.     

Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах  ХVII  в.,

но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений  в

европейской - прежде всего западноевропейской - истории  в  период

Возрождения, начавшегося  в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-

чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским  явлением. Это

были времена успехов  раннебуржуазной культуры,  представленной бо-

гатейшим творчеством  гуманистов.  Как известно, раннебуржуазная по

своему социальному  происхождению культура гуманизма,  концентриро-

вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в  противостоянии куль-

туре феодального,  преимущественно сельского, застойно-иерархичес-

кого общества.  Идеологической  основой  этого общества была хрис-

тианская  религия с ее многочисленными догмами,  так или иначе ос-

мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.      

Если попытаться предельно  кратко сформулировать суть теоцент-

рическо-схоластического  мировоззрения, трудно найти более  подходя-

щее слово,  чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-

кового человека,  выражавшая его преимущественно приспособительную

позицию в отношении  природы и социального мира.  Философы-гуманис-

ты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-

лигиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-

ловека с его  многообразными телесными и  духовными  потребностями.

Отсюда в общем  активистская позиция гуманистической  философии, ко-

торая в противоположность  теологии и схоластической философии, ус-

матривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога

на земле,  обосновывала идеал  учреждения  в  посюсторонней  жизни

царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуаль-

но-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мере успе-

хов  производственной  деятельности  и развития естественнонаучной

мысли (особенно к  концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства  чело-

века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-

ма убежденным и  красноречивым  пропагандистом  действенной  науки

стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-

ником английского  материализма и всей современной  экспериментирую-

щей науки. Горячим  сторонником научно-технического прогресса - од-

ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -  не  раз

объявлял себя и  Декарт.     

Конечно, социальная ситуация,  сложившаяся в первой  половине

ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для

Англии,  где приближалась буржуазная революция,  самая  зрелая  из

тех, что в нашей  литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции

было тогда далеко до буржуазной революции,  все же и  здесь  в  ту

эпоху  возникли  условия,  во многом определившие вызревание фило-

софской доктрины Декарта.  Среди таких условий первостепенную роль

играло  формирование  сильнейшего  абсолютистского  государства во

времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-

дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все

эти исторические деятели опирались не только на среднее  и  мелкое

дворянство (в особенности  служилое, так называемое дворянство ман-

тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в  укрепле-

нии национального  государства,  стимулировавшего промышленно-ману-

фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-

тояние с другими  европейскими государствами,  расширявшего колони-

альную экспансию  в заморских странах.  Производственные  успехи  в

этот  ранний,  мануфактурный период развития капитализма в странах

Западной Европы при  всей их скромности в сравнении с  эпохой  про-

мышленного переворота все же содействовали развитию научных  иссле-

дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-

енном деле,  в некоторых сферах производственной деятельности. Как

ни в одну из предшествующих эпох истории культуры,  наука станови-

лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие  в

Италии уже в  ХV в.,  в последующие два столетия и там, и в особен-

ности  в  Англии  и во Франции превращались в кружки математиков и

естествоиспытателей.  Возможность практического применения научных

открытий обращала к науке взоры правителей.  В Англии и во Франции

возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы  ны-

нешних академий наук.      

Рене Декарт родился  в Лаэ  (городок  в  провинции  Турень)  в

семье служилого дворянина 31 марта 1596 г.  В 1606 г.  он был отп-

равлен отцом в  коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных  заведений

тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с

санкции Генриха IV.  Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По

свидетельству зрелого  Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан

весьма многим.  Само возникновение такого учебного заведения - ха-

рактерное явление  эпохи.     

Напомним, что орден иезуитов,  возникший в середине  ХVI  в.,

стал  одним из основных организационно-идеологических орудий конт-

рреформации.  В борьбе против реформационных движений,  отделивших

от  католической церкви ряд стран и областей Европы,  этому ордену

принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-

ции (особенно ее кальвинистского  направления) было буржуазным. Ка-

толическая контрреформация,  напротив, выражала прежде всего инте-

ресы  стабилизации феодальных порядков и ценностей.  Но в Западной

Европе они становились  все более шаткими - определяющим руслом со-

циального  и  культурного прогресса был путь буржуазного развития,

невозможного без  тесной связи с развитием  знания  (в  особенности

естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен-

ностях организации  и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-

мированию  образованных  и убежденных носителей католической веры,

иезуиты в основанных ими учебных заведениях были  вынуждены  отда-

вать определенную дань веяниям времени.

 
     

Конечно, основное  содержание  программ  обучения  оставалось

традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего

изучение древних  языков. Латинским языком, остававшимся языком ев-

ропейской науки и  международного общения ученых,  Декарт овладел в

совершенстве (латынь стала,  можно сказать, вторым его родным язы-

ком).  Много  времени  отводилось в коллегии изучению произведений

древних писателей,  освоению правил риторики. Все это занимало бо-

лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".

В древности и в  средневековье философия включала в  себя  совокуп-

ность как собственно философских,  так и конкретнонаучных знаний -

метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской  тра-

диции католицизма  господствовал аристотелизм,  как он был преобра-

зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо-

мой  Аквинским  (важнейшим  элементом  такого преобразования стала

теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло-

гии).  Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим

умозрительным рассуждениям о природе.  Важнейшей новацией, введен-

ной  иезуитами  в программу обучения в коллегии Ла Флеш,  было до-

вольно интенсивное  изучение математических дисциплин.  Это  прежде

всего геометрия и  арифметика, главным образом в  том их содержании,

которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда  уже хорошо из-

вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях  пре-

подавания.  Вместе с математикой в коллегии преподавались и  такие

прикладные науки,  как фортификация и навигация, поскольку некото-

рые ее выпускники шли  затем на  военную  службу.  Весь  этот  цикл

привлек особое внимание юного Декарта,  обладавшего большими мате-

матическими способностями.      

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не

менее был недоволен  общим характером здешнего  обучения,  несмотря

на  новации  иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.

Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол-

жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616

гг.,  Декарт изучал право и медицину в университете города  Пуатье

и,  сдав экзамены,  получил степень бакалавра права. В дальнейшем,

оказавшись в Голландии,  он в 1629 г.  записался в университет  во

Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ-

ситет как "студент-математик".  Но университетское образование  не

играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо  и в уни-                             верситетском преподавании преобладали схоластические идеи, концеп-

ции,  теории.  Свое  отношение  к  ним философ выразил в сочинении

Информация о работе Декарт и его философия