Философия Р. Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Оглавление

Введение.
Биография.
Философские основы физики Декарта.
Учение о методе.
Метафизика.
Дуализм.
Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию XVII—XIX веков.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

 

Гуманитарный факультет

Коммерция «Торговое дело»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Философия

Тема: Философия Р. Декарта.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Выполнил:

Группа:

                                                                                                                       Проверил:

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

 

Содержание:

Введение.

Биография.

Философские основы физики Декарта.

Учение о методе.

Метафизика.

Дуализм.

Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию XVII—XIX веков.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

В то время происходит сближение наук о природе с практической жизнью. В мыслях многих людей в Европейских странах, начиная с XVI столетия, происходит переворот. Возникает стремление сделать науку средством улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного исследования. Должен был произойти отказ от веры в чудеса, в зависимость явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей. Основы научного метода складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось, что решение разнообразных конкретных задач предполагает, в качестве необходимого условия, некоторые общие методы их решения. Методы предполагали необходимость некоторого общего воззрения, освещающего и задачи и средства их решения.

Основу научного прогресса в начале XVII века составили достижения эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой науки. Эпоха Возрождения была временем бурного развития математики. Возникает потребность в усовершенствовании вычислительных методов. Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям.

Он был одним из главных создателей аналитической геометрии, усовершенствованной алгебраической символики. Декарт отверг схоластическую ученость, которая, по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью. Он писал в «Началах философии»: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». 

Творчество Рене Декарта

В истории  философии  творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит,  как известно, в том, чтобы в движении философских учений,  систем,  категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь  не  лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания,  усложнение сознания человека в его многообразных аспектах,  в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том,  что в нем были  сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на  более  высокую  ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах  ХVII  в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской - прежде всего западноевропейской - истории  в  период Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов ранне-буржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно, ранне-буржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма,  концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального,  преимущественно сельского, застойно-иерархического общества.  Идеологической  основой  этого общества была христианская  религия с ее многочисленными догмами,  так или иначе осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную

позицию в отношении природы и социального мира.  Философы-гуманисты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и  духовными  потребностями. Отсюда, в общем, активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на земле,  обосновывала идеал  учреждения  в  посюсторонней  жизни царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуально-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мере успехов  производственной  деятельности  и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и  красноречивым  пропагандистом  действенной  науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -  не  раз объявлял себя и Декарт.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим характером здешнего  обучения,  несмотря на  новации  иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продолжил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг.,  Декарт изучал право и медицину в университете города  Пуатье и,  сдав экзамены,  получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии,  он в 1629 г.  записался в университет  во Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский университет как "студент-математик".  Но университетское образование  не играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в университетском преподавании преобладали схоластические идеи, концепции,  теории.  Свое  отношение  к  ним философ выразил в сочинении "Рассуждение о методе",  в котором он сообщает читателю  некоторые важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху  средневековья основным источником мировоззренческого знания считалась Библия - Священное писание,  которое рассматривалось как откровение таинственного и вне природного бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философской  мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви.  Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифметика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было невозможно,  в средневековой  теологизированной  философии  возникла концепция  "двух  книг",  созданных  богом.  Одна из них - книга в собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая метафорическая "книга природы ".

Эта концепция приобрела наибольшее влияние  у  тех  передовых философов  эпохи Возрождения,  которые были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь этого исследования,  уже с самых молодых лет стремился к такой науке, которая постигает истину,  погружаясь в  "  великую  книгу  мира".

Вместе с тем он писал,  что будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно,  чем его намерение извлекать истину из  "книги природы".  Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической учености, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходило во все более кричащее несоответствие с запросами жизни.  При этом стремление Декарта искать истину в собственном сознании  выражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по своей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, полагавшего,  что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священного писания, истина в деле познания природы, как и самого человека,  может  быть найдена лишь на путях их исследования и самостоятельных размышлений.  К сказанному следует добавить,  что познание "книги  мира",  с одной стороны,  и обретение истины в собственном сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу  мира"  молодой Декарт изучал,  наблюдая  жизнь других западноевропейских  стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независимость от феодально-абсолютистской и католической Испании (хотя  военные действия еще продолжались),  на несколько десятилетий - пока Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и  международная  торговля, развивалось мануфактурное производство, городское население превышало сельское. Декарт  в качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным военным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление в  военное  училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором медицины,  весьма осведомленным в математике,  не чуждым и  других естественнонаучных знаний.  Поводом к их знакомству послужила одна трудная математическая задача,  условия которой Бекман сообщил Декарту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только вставшего тогда на порог своей научной  деятельности,  со  старшим (на  восемь  лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма плодотворную для обоих научную дружбу.  Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке",  который он посвятил Бекману.  В 1619 - 1621 гг.  в том  же  качестве вольнонаемного  офицера Декарт находился в разных местах Германии, Австрии,  Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали  временем дальнейшего созревания его научного и философского таланта.

Тому во  многом  способствовали связи Декарта с французскими учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла  завязавшаяся  в конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и деятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию Ла  Флеш  (на два года раньше Декарта),  Мерсенн в дальнейшем стал монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии и теологии и написал много трудов не только по этим  предметам,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для  французских  (и  некоторых  иностранных) ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития науки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук. Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соответствовали три приложения. В них  рассматривались теоретические вопросы оптики ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метеоры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстрировали эффективность принципов методологии, сформулированных во II части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок исследования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле - как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углубленную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  написанном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе издание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г.,  а французский перевод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические размышления". В этом издании к основному тексту были приложены семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн,  разославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и "Ответы" Декарта на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины, включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики - учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме активной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие философские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "сочинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного" (при жизни автора оно не было опубликовано).  В этом  произведении Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов.  Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духовных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

Информация о работе Философия Р. Декарта