Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа
Целью контрольной работы является: более подробное рассмотрение Эпохи Возрождения, а также их основоположников.
Задачами контрольной работы являются:
Рассмотреть основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения;
Рассмотреть учение Ф.Бэкона:
- о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики;
- о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода;
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1: Предпосылки и основные черты философского мышления Нового времени ………………………………………………………………………………………………….....5
Глава 2: Эмпиризм и рационализм философии нового времени……………………...……..8
§1.Понятие и признаки эмпиризма и рационализма…………………………………………..8
§2. Становление эмпиризма и рационализма………………………………………………….9
Глава 3: Ф.Бэкон- родоначальник эмпирической философии и опытного естествознания………………………………………………………………………………….11
§1.Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики………………………………………………………………………………………11
§ 2.Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода…………………………………………………………………………………………...14
Глава 4: Р.Декарт- основоположник рационализма как метод познания. Его дуализм и психофизическая трактовка человека…………………………………………………………16
§ 1.Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода………………….....16
§ 2. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции………………………………………. 18
Заключение………………………………………………………………………………….…21
Список используемой литературы…………………………………………………….……22
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет
путей сообщения»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА: « Философия Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм»
Кашурникова Т.С
шифр: КТ10-Ю-156
Хабаровск, 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Предпосылки и основные
черты философского мышления Нового времени
………………………………………………………………………………
Глава 2: Эмпиризм и рационализм философии нового времени……………………...……..8
§1.Понятие и признаки
эмпиризма и рационализма………………
§2. Становление эмпиризма
и рационализма…………………………………………
Глава 3: Ф.Бэкон- родоначальник эмпирической
философии и опытного естествознания…………………………………………
§1.Ф. Бэкон о природе
человеческих заблуждений: учение об идолах
и критика схоластики…………………………
§ 2.Учение Бэкона о методе
эмпиризма и основные правила
индуктивного метода………………………………………………………………
Глава 4: Р.Декарт- основоположник рационализма
как метод познания. Его дуализм и психофизическая
трактовка человека…………………………………………………………
§ 1.Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода………………….....16
§ 2. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции………………………………………. 18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение
В своей контрольной работе я рассмотрю такую тему, как Эпоха Возрождения XV - XVIII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы, как период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений.
Новое время - это эпоха, когда превыше всего ценятся рассудок и его творение, наука. В Новое время наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что даже ставится под сомнение наличие науки в античности и средневековье. У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи XVII-XVIII вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Целью контрольной работы является: более подробное рассмотрение Эпохи Возрождения, а также их основоположников.
Задачами контрольной работы являются:
- о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики;
- о методе эмпиризма
и основные правила
- рационализм Р.Декарта;
- основные его правила дедуктивного метода;
- учение Декарта об интеллектуальной интуиции;
Глава 1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, как эпоха перехода к системе общественных отношений к культуре Нового времени. В эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшими отличительными чертами мировоззренческой эпохи Возрождения являются: ориентация на человека, антропоцентрическое философское мышление, идея прометеизма.
Эпоха Возрождения XV-XVIIIвв.- период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени, возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходиться действовать людям, ориентированным на его преодоление.
Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождение следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений к культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.1
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века – религиозная жизнь- проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно характеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог- начало всех вещей, а человек- центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек действовать сам, определять свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию- «благодать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Важным элементом
В эту же эпоху Возрождения материально - чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма – человек как творец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в философии. Философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека.
§1.Понятие и признаки эмпиризма и рационализма
Европейскую философию 17 века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640–1688)3. Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
В силу всего перечисленного,
философия Нового времени не является
тематически и содержательно
однородной, она представлена различными
национальными школами и
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
Информация о работе Философия Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм