Философия Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является: более подробное рассмотрение Эпохи Возрождения, а также их основоположников.
Задачами контрольной работы являются:
Рассмотреть основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения;
Рассмотреть учение Ф.Бэкона:
- о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики;
- о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1: Предпосылки и основные черты философского мышления Нового времени ………………………………………………………………………………………………….....5
Глава 2: Эмпиризм и рационализм философии нового времени……………………...……..8
§1.Понятие и признаки эмпиризма и рационализма…………………………………………..8
§2. Становление эмпиризма и рационализма………………………………………………….9
Глава 3: Ф.Бэкон- родоначальник эмпирической философии и опытного естествознания………………………………………………………………………………….11
§1.Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики………………………………………………………………………………………11
§ 2.Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода…………………………………………………………………………………………...14
Глава 4: Р.Декарт- основоположник рационализма как метод познания. Его дуализм и психофизическая трактовка человека…………………………………………………………16
§ 1.Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода………………….....16
§ 2. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции………………………………………. 18
Заключение………………………………………………………………………………….…21
Список используемой литературы…………………………………………………….……22

Файлы: 1 файл

готовая к.р..docx

— 63.32 Кб (Скачать)

Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.

Предложенный Бэконом  метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице.

Таким образом, весь объем  эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц.11 Среди них:

1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления);

2) Таблица отклонения  или отсутствия (сюда заносятся  все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);

3).Таблица сравнения или  степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете);

4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);

5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Бэкон иллюстрирует действенность  индуктивного метода на примере анализа  тепла. Но этот метод применим ко всему  эмпирическому научному исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Р.Декарт- основоположник рационализма как метод познания. Его дуализм и психофизическая трактовка человека

Метод Декарта- рационализм. Декарт отдавал должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках. Он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. В основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию, которая начинается с сомнения. Учение Декарта о врожденных идеях.

 

§ 1.Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода

Иным, отличным от Бэкона, путем  в разработке проблем методологии  научного исследования пошел великий французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 — 1650). Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного исследования.12 Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской "методологии, также сближающей ее с бэконовской, является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. И Бэкон, и Декарт стремились доказать несостоятельность такого подхода. Оба они отказывались от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому они стремились к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Однако путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Как мы уже видели, бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационалистическим. Декарт отдавать должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода

 

§ 2. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции.

 Рационализм Декарта  основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.13 Бэкон прошел мимо такого эффективного и могучего способа осмысления опытных данных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть рационалистического  метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал  следующие три основных правила  дедуктивного метода14.

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих ве- щей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение «я мыслю, следовательно я существую» истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений» (ДекартР. Избр.произв. — М., 1950. —С. 428). Итак, положение «я мыслю, следовательно я существую», то есть представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится в русле философской традиции. За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения Евклидовой геометрии.

Рационалистический постулат «Я мыслю» является основой единого  научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств — с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности.

Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект.15 Субъект — это носитель познавательного действия, объект — это то, на что направлено это действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии — онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же — создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована у Декарта существованием Бога—совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения — благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума, выносит суждения, лишенные разумного основания. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

 

Заключение.

В своем заключении хотелось бы сказать, что главной отличительной чертой философии нового времени была: ориентация на человека. Это и послужило развитие новой эпохи.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон  и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени.

 Также  принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

Рационализм является теоретической  основой рационалистических концепций  права. Суть этих концепций в том, что право – это совокупность норм, даваемых разумом и призванных обеспечить разумный способ жизнедеятельности  в обществе (свобода, справедливость, равенство и т.д.). Эти нормы  и это право носят естественный, т.е. всеобщий и необходимый характер, поскольку они выводятся разумом  из самой сущности человека как существа разумного.

Поскольку право и его  нормы выводятся из неизменной сущности человека, то они имеют вневременной и должный характер. Они абсолютны  и вечны. Они не зависят от конкретных социальных и исторических условий. Они должны быть, чтобы обеспечить разумную и свободную жизнь человека.

С этой точки зрения для  юриста-правоведа знание основных положений  рационализма необходимо. Только на основе этого знания можно понять тенденции развития европейской культуры и науки, понять закономерности формирования и развития европейского правосознания и правоведения, базирующихся на идеях рационализма. Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бэкон Ф. Новый Органон  – сочинения в 2-х тт. – М, 1972г.

2. Блинников Л.В. Краткий  словарь философских персоналий, 2000 г.

3. Богомолов Ю.А. Буржуазная  философия кануна и начала  империализма. – М.,1987.

4.Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. – М.,1986.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения: в 2-х томах. – М.;1999

6. Радугин А.А. Философия:курс лекций. – 2-е перераб. – М.: Центр, 2001. – 272 стр.

7.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

Информация о работе Философия Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм