Философия рационализма Р.Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитичес¬кая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Цель работы – ознакомление с философскими воззрениями Рене Декарта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность рационализма Декарта……………………………………4
2. Очищение разума и «картезианское сомнение»…………………….8
3. Доказательство существования Бога и его роль в философии
Декарта. Учение о врожденных идеях………………………………10
4. Проблемы и правила метода…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Тема: Философия рационализма Р.Декарта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил: Храмов А.А.

гр. ЗФ-015

                                                                          Проверил: Бажутина Н.С. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2012 г.

Содержание

     Введение…………………………………………………………………3

  1. Сущность рационализма Декарта……………………………………4
  2. Очищение разума и «картезианское сомнение»…………………….8
  3. Доказательство существования Бога и его роль в философии

    Декарта. Учение о врожденных идеях………………………………10

  1. Проблемы и правила метода…………………………………………15

    Заключение…………………………………………………………….23

    Список  литературы……………………………………………………24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Рене  Декарт (1596—1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже, изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно увлеченно  занимаясь последней. В дальнейшем изучал право в университете в  Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испанцев. Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпимостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.

    Декарт  совершил ряд крупных открытий в  математике (аналитическая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.

    Цель  работы – ознакомление с философскими воззрениями Рене Декарта.

    В своей работе мы будем использовать учебную литературу по истории философии. 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  рационализма Декарта.

     Рационализмфилософское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

     Научная революция XVI–XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

     У истоков западноевропейского рационализма стоит философия французского ученого  и философа Рене Декарта (1596–1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Декарт известен также как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, создал аналитическую геометрию, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.

     Декарт  был одним из тех мыслителей, кто  тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия  нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная  философия должна быть единой как  в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль  Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол –  физика как часть философии, а  разветвленную крону – все  прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

     Итак, рационализм Декарта основывался  на том, что он попытался применить  ко всем наукам особенности математического метода познания. Декарт, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

     Суть  рационалистического метода Декарта  сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться  от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных  истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, – это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

     Дедукция, по Декарту, необходима потому, что  вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно  прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью  дедукции мы неизвестное делаем известным.

     Декарт  сформулировал следующие три  основных правила дедуктивного метода:

     – во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

     – это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

     – в вопросе также должно содержаться нечто известное.

     После определения основных положений  метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный  принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные  понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. То есть, в своих поисках Декарт стал на позиции скептицизма. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: "Cogito ergo sum" – "Мыслю, следовательно, существую", поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение "мыслю, следовательно, существую" – основа философии Декарта.

     Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

     Декарт  утверждает, что разум в состоянии  извлечь из себя высшие идеи, необходимые  и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

     В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести свой разум к познанию истины".

     Первое  правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к  сомнению.

     Второе  правило: каждую сложную вещь следует  делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило  анализа).

     Третье  правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

     Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так  и познаваемого, чтобы быть уверенным  в том, что ничто не пропущено.

     Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии  Декарт предлагает идти от наиболее общих  философских положений к более  частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально  конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Декарта  представляет собой философское  осмысление методологии математика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Очищение  разума и «картезианское  сомнение».

     Наиболее  важными с точки зрения чистой философии книгами Декарта являются «Рассуждение о методе» (1637) и «Метафизические  размышления» (1642). Эти книги Декарт начинает с объяснения метода «картезианского  сомнения», как он стал позже называться.

     Смысл картезианского сомнения: будь правдив  по отношению к самому себе, не позволяй себя убеждать, что ты таков, каким ты не являешься, что ты познал то, что тебе не вполне ясно, что ты веришь в то, в чем в сущности сомневаешься или должен бы сомневаться. Можно сомневаться во всем, кроме достоверности самого сомневающегося. Мыслю, следовательно, существую.

     Декарт  подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинно научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению.

     Оригинальность  Декарта состоит в том, что  он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения Евклидовой геометрии.

     Декарт, формулирующий утверждение cogito ergo sum, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

     Декарт  писал: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую» столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны, её поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять её за первый искомый мною принцип философии». Вышеуказанный аргумент «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) известен как девиз Декарта, а процесс, которым это достигается, называется «картезианским сомнением».

     Рационалистический  постулат «Я мыслю» является основой  единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности. Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.

Информация о работе Философия рационализма Р.Декарта