Философия рационализма Р.Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитичес¬кая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Цель работы – ознакомление с философскими воззрениями Рене Декарта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность рационализма Декарта……………………………………4
2. Очищение разума и «картезианское сомнение»…………………….8
3. Доказательство существования Бога и его роль в философии
Декарта. Учение о врожденных идеях………………………………10
4. Проблемы и правила метода…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

 

     

    3.Доказательство существования Бога и его роль в философии Декарта. Учение о врожденных идеях.

     Основные  произведения Декарта включают "Рассуждение о методе" (1637) и "Метафизические размышления" (1647), "Начала философии", "Правила для руководства ума".

     Согласно  Декарту, разногласия в философии  существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом  является математическая дедукция. Поэтому  Декарт в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал  стал определяющим фактором декартовой философии.

     Декарт  является основоположником рационализма (от ratio – разум) – философского направления, представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма.

     Если  философия должна быть дедуктивной  системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки  являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы  имеют мало ценности. Но как можно  найти абсолютно очевидные и  определенные предпосылки для дедуктивной  философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем  логически сомневаться, и средством  поиска положений, которые логически  несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок истинной философии. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками  дедуктивной философской системы.

     С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные  виды знания.

     1. Вначале он рассматривает философскую  традицию. Можно ли в принципе  сомневаться в том, что говорят  философы? Да, отвечает Декарт. Это  возможно потому, что философы  действительно были и остаются  несогласными по многим вопросам.

     2. Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы.

     3. В качестве особого аргумента  Декарт указывает, что он не  имеет критерия для определения  того, находится ли он в полном  сознании или в состоянии сна.  По этой причине он может  в принципе сомневаться в реальном  существовании внешнего мира.

     Существует  ли что-нибудь, в чем мы не можем  сомневаться? Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем  сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием  и существуем. Мы, следовательно, имеем  абсолютно истинное утверждение: "Я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).

     Человек, формулирующий утверждение cogito ergo sum, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

     Конечно, этого утверждения мало для построения целой дедуктивной системы. Дополнительные утверждения Декарта связаны  с его доказательством существования  Бога. Из представления о совершенном он делает заключение о существовании совершенного существа, Бога.

     Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам уверенность в методе: все, что представляется нам столь  же самоочевидным, как утверждение  cogito ergo sum, должно быть знанием столь же достоверным. В этом источник декартовой рационалистической теории познания: критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование (как в эмпиризме), а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом.

     Декарт  утверждает, что для него столь  же самоочевидным, как собственное  существование и наличие сознания, является существование мыслящего  бытия (души) и протяженного бытия (материи). Декарт вводит учение о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи) как единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных  феноменах. Душа является только мыслящей, но не протяженной. Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя  понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как  душа свободна и рациональна.

     У Декарта человеческий дух обладает непосредственной достоверностью своего существования сам по себе, что  и делает его духом. Бог является принципом достоверности только для того, что отлично от духа, для чувственного мира, но не для  самодостоверности духа. Бог – принцип подтверждения достоверности, ее объективной авторизации, подтверждающий, что то, что для духа ясно и отчетливо и, следовательно, достоверно, и в действительности истинно. Обращение к Богу нужно для перехода от субъективной достоверности к объективной. Прежде всего, отметим, что большая часть традиционного знании имеет в качестве основы чувственный опыт. Однако Декарт не считает, что знание, полученное таким путем, является бесспорным. Он говорит: "поскольку чувства иногда нас обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется нашим чувствам". Таким образом Декарт склоняется к мысли "об иллюзоpности всего на свете пpи этом необходимо, чтобы я сам, таким обpазом рассуждающий существовал". Продолжая свои рассуждения он пишет: "Я заметил, что истина Я мыслю, следовательно, я существую (kogito ergo sum) столь тверда и вена, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять за первый принцип искомой мной философии". Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: "внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, не места, где бы я находился бы, но я никак не мог представить себе, что в следствии этого я не существую, напротив, из того, что я сомневался в истинности других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую". Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: Я человек - субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела то душа не перестала быть тем, что она есть - душа есть мышление. Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.

     Прежде  чем перейти к вопросу существования  бога, следует вспомнить, что Декарт различает три вида идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в самом себе, вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и, сотворенные идеи, сконструированные им самим.

     Существование бога Декарт, выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта идея вложена богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от телесной, Декарт говорит: "познав отчетливо, что разумная природа во мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость, очевидно, является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ было бы несовершенно для Бога, и следовательно, он не состоит из них". Таким образом, бог является духовным началом.

     Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать бога или даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди никогда не поднимаются выше того, что может быть познано чувствами. Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.

     С огромной верой в человека и его познавательные возможности Декарт переходит к познанию мира.

     Знания  и его оббьем делятся, по Декарту, существованием в нас врождённых идей, разделяемых Декартом на врождённые понятия и врождённые аксиомы.

     В учении о врождённых идеях по- новому было развито платоновское положение  об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она прибывала в мире идей. К врождённым Декарт относил  идею Бога как существа всесовершенного, затем- идеи чисел и фигур, а так же некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому : " если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой", или положение " из ничего ничего не происходит". Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

     С конца ХVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врождённых идей. Врождённые идеи рассматривались рационалистами того времени в качестве условий возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

     4. Проблемы и правила метода

     Правило первое: "никогда не принимать  за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости...". Каждому из нас и в любом деле полезно  им руководствоваться. Однако если в  обычной жизни мы еще можем  действовать на основе смутных, путаных  или предвзятых идей (хотя за них  приходится в конце концов расплачиваться), то в науке соблюдать данное правило особенно существенно. Всякая наука, считает Декарт, заключается в ясном и очевидном познании.

     Правило второе: "делить каждое из исследуемых  мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно  для лучшего их преодоления". Речь идет о своего рода мыслительной аналитике, о выделении простейшего в  каждом ряде".

     Правило третье: "придерживаться определенного  порядка мышления, начиная с предметов  наиболее простых и наиболее легко  познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая  порядок даже и там, где объекты  мышления вовсе не даны в их естественной связи".

     Правило четвертое: составлять всегда перечни  столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность, в отсутствии упущений".

     Декарт  затем конкретизирует правила метода. Важнейшая философская конкретизация  состоит в том, чтобы понять процедуру  выделения простейшего именно в  качестве операции интеллекта. "...Вещи должны быть рассматриваемы по отношению к интеллекту иначе, чем по отношению к их реальному существованию", "Вещи", поскольку они рассматриваются по отношению к интеллекту, делятся на "чисто интеллектуальные" (сомнение, знание, незнание, воление), "материальные" (это, например, фигура, протяжение, движение), "общие" (существование, длительность и т. д.)

     Речь  здесь идет о принципе, важнейшем  не только для картезианства, но и  для всей последующей философии. Он воплощает кардинальный сдвиг, происшедший  в философии нового времени в  понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в осмыслении природы в целом, в построении философской и вместе с тем естественнонаучной картины мира и, следовательно, в философском обосновании естествознания и математики.

     Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

     К числу сфер знания, где можно наиболее плодотворно применять правила  метода, Декарт относит математику и физику, причем он с самого начала, с одной стороны, "математизирует" философию и другие науки, а с другой стороны, делает их как бы разновидностями расширенно понятой "философской механики". Впрочем, первая тенденция просматривается у него более ясно и проводится более последовательно, чем вторая, тогда как попытка все и вся "механизировать" относится скорее к следующему столетию. Правда, и математизация, и механизация ~ тенденции, которые применительно к Декарту и философии XVII-XVIII вв. часто трактуются слишком буквально, чего не имели в виду сами авторы того периода. Вместе с тем механицистские и математизирующие уподобления в XX столетии обнаружили свою невиданную прежде функциональность, о которой не могли и мечтать Декарт и его современники. Так, создание и развитие математической логики, широчайшая математизация и естественнонаучного, и гуманитарного, и особенно технического знания сделала более реалистичным идеал, а имплантация искусственных (механических в своей основе) органов в человеческий организм придала куда больший смысл Декартовым метафорам, вроде той, что сердце — всего лишь насос, да и вообще утверждению Картезия о том, что человеческое тело — мудро созданная Богом машина.

     Правила метода, и философская онтология, и научная мысль ведут Декарта  к ряду редукций-отождествлений, которые  потом вызовут ожесточенные споры, но для науки надолго останутся  по-своему плодотворными.

     1) Материя трактуется как единое  тело, и вместе, в их отождествлении, они - материя и тело - понимаются  как одна из субстанций.

     2) В материи, как и в теле, отбрасывается  все, кроме протяжения; материя  отождествляется с пространством  ("пространство, или внутреннее  место, разнится от телесной  субстанции, заключенной в этом  пространстве, лишь в нашем мышлении").

     3) Материя, как и тело, не ставит  предела делению, благодаря чему  картезианство встает в оппозицию  к атомизму.

     4) Материя, как и тело, уподобляется  также геометрическим объектам, так что материальное, физическое  и геометрическое здесь тоже  отождествляются.

     5) Материя как протяженная субстанция  отождествляется с природой; когда  и поскольку природа отождествляется  с материей (субстанцией) и присущим  ей протяжением, тогда и постольку  происходит фундаментальное для  механики как науки и механицизма  (как философско-методологического  воззрения) выдвижение на первый  план механических процессов,  превращение природы в своего  рода гигантский механизм (часы  — его идеальный образец и  образ), который "устраивает" и  "настраивает" Бог.

     6) Движение отождествляется с механическим  перемещением (местным движением), происходящим  под влиянием внешнего толчка; сохранение движения и его  количества (тоже уподобляемое неизменности  божества) трактуется как закон  механики, который одновременно  выражает и закономерность материи-субстанции. При всем том, что стиль рассуждения  Декарта в этих частях его  единой философии, математики, физики  выглядит так, будто речь идет  о самом мире, о его вещах  и движениях, не станем забывать: "тело", "величина", "фигура", "движение" изначально берутся  как "вещи интеллекта", сконструированные  человеческим умом, который осваивает  простирающуюся перед ним бесконечную  природу.

     Таким и предстает перед нами "мир  Декарта" — мир конструкций  человеческого ума, который, однако, не имеет ничего общего с миром  далеких от жизни, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить Особой жизнью, приумножая и преобразовывая его богатства.

Информация о работе Философия рационализма Р.Декарта