Философия рационализма Р.Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитичес¬кая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Цель работы – ознакомление с философскими воззрениями Рене Декарта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность рационализма Декарта……………………………………4
2. Очищение разума и «картезианское сомнение»…………………….8
3. Доказательство существования Бога и его роль в философии
Декарта. Учение о врожденных идеях………………………………10
4. Проблемы и правила метода…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

     Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней  инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции - которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей..."

     Мыслящая  и телесная субстанции сотворены  Богом и им поддерживаются. Разум  Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ..." Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

     Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего  до последних оснований), синтеза (осуществляемого  во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.

     Первая  проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания. Декарт предлагает с этой целью прибегнуть к методическому  сомнению. Только с его помощью  можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Следует  заметить, что испытанию на несомненность  предъявляются исключительно высокие  требования, заведомо превосходящие  те, что вполне удовлетворяют нас, скажем, при рассмотрении математических аксиом. Ведь и в справедливости последних можно усомниться. Нам же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно. Можно ли сомневаться в том, что у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же нельзя усомниться? Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую. Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего "Я") особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой себя.

     Декарт  получил лишь одно несомненное утверждение - о самом существовании познающего мышления. Но в последнем заключено  много идеи, некоторые из них (например, математические) обладают высокой очевидностью идеи разума В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как Оказать что все это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему. Декарт разрешает эту проблему следующим образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, то сама эта идея вложена в нас сам ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так Бог становится у Декарт гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идеи объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи.

     Декарт  отождествил ум и душу, называя  воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания. Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием. Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, исчислимый математико - геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического естествознания Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой "самодвижущиеся автоматы", никаких "живых начал" в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.

     Наиболее  трудная проблема философии Декарта - отношение души и тела человека. Если у животных нет души, и они  представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным  образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью  ума, а ум - испытывать на себе влияние  таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес  к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к  шишковидной железе, расположенной  в центральной части головного  мозга, и связал с ней место, в  котором душевная субстанция взаимодействует  с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она "пребывает в указанное железе, которая есть "седалище души". Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.

     Основные  моральные установки картезианства  легко извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства разума над чувствами и страстями  тела - исходный принцип для поиска формул нравственного поведения  в самых разнообразных жизненных  ситуациях. Декарта отличает своего рода растворение феномена воли в  чистом интеллектуализме. Свобода воли определяется им посредством указания на следование "логике порядка". Одно из жизненных правил Декарта звучит так: "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей". Начиная с Декарта, новые ориентации философской мысли, в которых центральное место занимают мысль и сам человек, обретают классически ясный характер.

 

      Заключение.

     Учение  Декарта и направление в философии  и естествознании, продолжавшее его  идеи, получило название картезианства  – от латинизированной формы имени  Декарт. Он оказал значительное влияние  на последующее развитие науки и  философии, причём как идеализма, так  и материализма. Учения Декарта о  непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном  характере аксиом, о противоположности  материального и идеального явились  опорой для развития идеализма. С  другой стороны, учение Декарта о  природе и его всеобщий механистический  метод делают философию Декарта  одним из этапов материалистического  мировоззрения нового времени.

     Рене  Декарт был выдающимся математиком  своего времени. А я убеждена, что  развитие этой науки дало толчок развитию естествознания. Те достижения в науке, которых добился Декарт, указывает  на неоспоримую значимость его учений в области познаний. Доказательство Рене Декарта действительно по душе мне, оно близко к моему мироощущению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.

2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.

3. Кальной И.И. Философия: Учебник. – спб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. – 447 с.

4. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.

5. Основы  современной философии: Учебник. / Под ред. М.Н. Росенко. – спб.: Издательство "Лань", 1999. – 295 с.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. – 272 с.

7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.

8. Современная  западная философия: Словарь.  – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.

9. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 2003. – 592 с.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.

11. Философия:  Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2005. – 376 с.

Информация о работе Философия рационализма Р.Декарта