Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:23, контрольная работа
Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитичес¬кая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Цель работы – ознакомление с философскими воззрениями Рене Декарта.
Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность рационализма Декарта……………………………………4
2. Очищение разума и «картезианское сомнение»…………………….8
3. Доказательство существования Бога и его роль в философии
Декарта. Учение о врожденных идеях………………………………10
4. Проблемы и правила метода…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24
Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции - которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей..."
Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ..." Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.
Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.
Первая
проблема состояла в том, чтобы обнаружить
очевидные истины, лежащие в основе
всего нашего знания. Декарт предлагает
с этой целью прибегнуть к методическому
сомнению. Только с его помощью
можно отыскать истины, усомниться
в которых невозможно. Следует
заметить, что испытанию на несомненность
предъявляются исключительно
Декарт
получил лишь одно несомненное утверждение
- о самом существовании
Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания. Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием. Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, исчислимый математико - геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического естествознания Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой "самодвижущиеся автоматы", никаких "живых начал" в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.
Наиболее
трудная проблема философии Декарта
- отношение души и тела человека.
Если у животных нет души, и они
представляют собой бездушные автоматы,
то в случае человека это очевидным
образом не так. Человек способен
управлять своим телом с
Основные
моральные установки
Заключение.
Учение
Декарта и направление в
Рене
Декарт был выдающимся математиком
своего времени. А я убеждена, что
развитие этой науки дало толчок развитию
естествознания. Те достижения в науке,
которых добился Декарт, указывает
на неоспоримую значимость его учений
в области познаний. Доказательство
Рене Декарта действительно по душе
мне, оно близко к моему мироощущению.
Список литературы
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.
3. Кальной И.И. Философия: Учебник. – спб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. – 447 с.
4. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.
5. Основы
современной философии:
6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. – 272 с.
7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.
8. Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.
9. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 2003. – 592 с.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.
11. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2005. – 376 с.