Философия Р. Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Оглавление

Введение.
Биография.
Философские основы физики Декарта.
Учение о методе.
Метафизика.
Дуализм.
Картезианство. Влияние идей Декарта на науку и философию XVII—XIX веков.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме, куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины, которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук (и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).  Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев.

Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его социально-политическом содержании.

Здесь приходится констатировать довольно значительную политическую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных общественных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего государственного устройства.  По убеждению Декарта,  много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Декарта и вся его деятельность имели первостепенное значение для будущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции. Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на существующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей финансировать сложные  эксперименты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (французское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему пенсию, хотя ученый так ее и не получил).

Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой аудитории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В "Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не свидетельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебретонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин. Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты (например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) . Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  - обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдающееся искусство в точности определений и в  умении  обобщать  свою аргументацию.

Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматической самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластическому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаделям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверенность в возможности достичь достоверного знания и утверждал достижимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конкретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего духовного развития в "Рассуждении о методе",  Декарт писал,  что он "запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что "все более и более убеждался в своем незнании" .  Из этого состояния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях жизни.  В том же произведении он высказал мысль, что можно встретить  "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредственно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образованного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует из "Правил для руководства ума",  математические размышления переросли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится  на  значительно более ранние годы.  Оно зафиксировано в его записях,  получивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относящейся к январю 1619 г.) Декарт пишет,  что если до тех пор он  был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Такой выход,  в частности,  означал активность в исследовании различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодого Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Когда же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт публикует  "Рассуждение  о методе" с тремя приложениями.  Здесь перед нами вполне зрелый философ и ученый,  который в дальнейшем отрабатывает в основном уже сложившиеся мысли.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает, весьма, видное место.  Одно из важнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей  великих древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригиналах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и  найденные к тому времени) произведения Евклида,  Архимеда, Аполлония, Паппа, Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрождения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта,  без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания,  даже в тех скромных масштабах,  была бы невозможна  без  определенного  прогресса в самой математике.  Такой прогресс,  в частности,  невозможен без  успехов  формализации.  И именно  Декарт  сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х,  у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины,  ранее существовавшие раздельно,  тем самым были объединены.  Историческое значение Декартовой "геометрии"  состоит также в том,  что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим  объектам, введение системы прямолинейных координат означало  создание аналитической геометрии,  объединяющей геометрические и  арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.

Укажем, далее,  и  на  большой  вклад  Декарта в формирование столь важной науки,  как оптика (итоги его исследований в этой области содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он открыл (независимо от В.  Снеллиуса) закон  преломления  светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали  играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта. Принцип историзма требует конкретного  исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию  из той исторической, экономической и социальной среды, в  которой  она  создавалась.  Использование  одного  только  логического метода не даст нам полного понимания учения, его  исторической значимости. Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот  период происходил переход от средневековья к Новому времени. К этому времени, по словам  Энгельса, "промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество,  часовое дело,  мельницы) ...  и  физических фактов (очки),  которые  давали  не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты".

Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало  оттесняться (в таких странах, как Италия, Голландия) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - "производственном механизме, органами которого являются  люди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной человеческой плоти, а его функции  определяются  теперь  той "точкой", которую он занимает  в механизме: дальше или ближе от исходной точки расположена "точка" функциональная. Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, алгоритма производства противостоит им.  Образ  процесса,  его "картина" задается геометрически. Причиной коренного изменения  характера  предметной  деятельности является принцип машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать  возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в  своей  первооснове становится математической. В теоретическом отображении  этой деятельности происходили аналогичные процессы,  приведшие  к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой  теории, новой науки.

"Математизация" деятельности, а вместе c тем и "математизация" (алгоритмизация) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь  дальнейшего  проникновения в более глубокий "слой" содержания, путь перехода к новой сущности. Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача  математизации физики.

Вот в чем суть того запроса, который постоянно  ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного  метода  познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего. Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись  к небольшому  числу  простейших правил, посредством которых из основных положений  может  быть  выведено все богатство подвергшегося анализу материала.

Антитрадиционализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда  мы говорим  о научной революции XVII века,  то именно Декарт являет собой тип революционеров,  усилиями которых и  была  создана наука нового времени,  но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека,  что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению".

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта.  Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни,  в  своем жизнестроительстве.  То,  что  прежде  происходило стихийно, должно ныне стать предметом сознательной и  целенаправленной воли,  руководствующейся  принципами разума.  Человек должен контролировать историю во всех ее формах,  начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой.  Прежняя наука выглядит,  по Декарту,  так, как древний город с его внеплановыми постройками,  среди которых,  впрочем,  встречаются и здания удивительной красоты, но  в  котором неизменно кривые и узкие улочки;  новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого  метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что, применение последнего сулит  человечеству  неведомые  прежде возможности,  что  он  сделает  людей "хозяевами и господами природы".

Однако неверно думать,  что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено  в  традиции;  отбрасывая одни аспекты последней,  Декарт опирается на другие. Философское творчество никогда не начинается на пустом месте. Декартова связь с предшествующей философией обнаруживается  уже в самом его исходном пункте.  Декарт убежден,  что создание нового метода мышления требует прочного и  незыблемого основания.  Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании.  "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое достоверное из всех суждений. Но, выдвигая это суждение как самое очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августином, в полемике с античным скептицизмом указавшим на невозможность  усомниться,  по крайней мере, в существовании самого сомневающегося.  И это не просто случайное совпадение:  тут  сказывается общность  в понимании онтологической значимости "внутреннего человека",  которое получает свое выражение в  самосознании. Не  случайно  категория  самосознания,  играющая центральную роль в новой философии, в сущности, была незнакома античности:  значимость сознания - продукт христианской цивилизации. И действительно,  чтобы суждение "мыслю - следовательно, существую"  приобрело  значение исходного положения философии, необходимы,  по крайней мере, два допущения. Во-первых, восходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над  чувственным,  ибо  сомнению  у Декарта подвергается, прежде всего, мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное тело.  Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное христианством сознание высокой ценности "внутреннего человека",  человеческой личности,  отлившееся позднее в категорию "Я".  В основу философии нового времени,  таким образом, Декарт  положил  не  просто  принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить  мыслящего.  "...Нелепо,-  пишет  Декарт,- полагать несуществующим то,  что мыслит,  в то время, пока оно мыслит..."

Информация о работе Философия Р. Декарта