Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:19, контрольная работа
Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в определённости сознания - мышления. Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений - так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель.
Теоретическая часть
1. Почему для разыскания истины необходимо сомнение? …………………...3
2. Что является первым несомненным заключением? …………………………3
3. В чем основное различие между телом и душой? …………………………..4
4. Что такое мышление?.........................................................................................5
5. Каким путем Декарт доказывает существование бога? …………………….5
6. Какие два вида мыслей выделяет Декарт? В чем он видит разницу между ними? …………………………………………………………………..…7
7. Что такое ясное и отчетливое восприятие? …………………………………7
8. Каковы, по Декарту, два разряда восприятий (вещи и истины)? ………….7
9. Что такое субстанция? Два рода субстанций (душа и тело). ……………….8
10. Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанции? …………8
11. Причины наших заблуждений. ………………………………………………9
12. Чему нужно следовать, чтобы правильно философствовать?....................10
Практическая часть
Задача № 2………………………………………………………………………..11
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский
государственный университет
Контрольная
работа
Номер группы ФКП022
Наименование специальности Финансы и кредит
Студент Пахомова Александра Александровна
(фамилия, имя, отчество)
Номер зачетной книжки (студенческого билета) 102612
Учебная дисциплина Философия
Кафедра Философии
Номер варианта контрольной работы 2
Дата регистрации институтом «___»____________________ 20__ г.
Дата регистрации кафедрой «___» _____________________ 20__ г.
Проверил
______________________________
(фамилия,
имя, отчество преподавателя)
2011
Содержание:
Теоретическая часть
1. Почему для разыскания истины необходимо сомнение? …………………...3
2.
Что является первым
3. В чем основное различие между телом и душой? …………………………..4
4.
Что такое мышление?...........
5. Каким путем Декарт доказывает существование бога? …………………….5
6.
Какие два вида мыслей
7. Что такое ясное и отчетливое восприятие? …………………………………7
8. Каковы, по Декарту, два разряда восприятий (вещи и истины)? ………….7
9. Что такое субстанция? Два рода субстанций (душа и тело). ……………….8
10. Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанции? …………8
11.
Причины наших заблуждений. ………
12.
Чему нужно следовать, чтобы
правильно философствовать?....
Практическая часть
Задача
№ 2………………………………………………………………………..
1.
Почему для разыскания
истины необходимо
сомнение?
Первую и исходную определённость всякой
философии Декарт видит в определённости
сознания - мышления. Требование, что должно
исходить из мышления как такового, Декарт
выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во
всём должно сомневаться); это абсолютное
начало. Таким образом, первым условием
философии он делает само отвержение всех
определений - так характеризует исходный
путь философии Декарта Гегель.
Декартово сомнение и «отвержение всех
определений» исходит, однако, не из предпосылки
о принципиальной невозможности существования
этих
определений. Это не скепсис, с которым
мы встречались, например, в античной философии.
Принцип Декарта, согласно которому во
всём следует сомневаться, выдвигает сомнение
не как цель, но лишь как средство. Как
пишет Гегель, этот принцип «имеет скорее
то значение, что мы должны отречься от
всяких предрассудков, то есть от всех
предпосылок, которые бывают принимаемы
непосредственно как истинные, и должны
начать с мышления и лишь отсюда прийти
к чему-то достоверному, чтобы обрести
подлинное начало». Скепсис Декарта, таким
образом, по своей сути является скепсисом
методологическим. Он выступает как скепсис,
который рушит всякие (мнимые) достоверности,
чтобы найти единственную (действительную)
достоверность. «Первичная» достоверность
может быть краеугольным камнем, положенным
в основание всей конструкции нашего познания.
К этим выводам Декарт приходит на основе
исследований и собственного личного
опыта.
2. Что является первым
несомненным заключением?
Первичную достоверность Бэкон находит
в чувственной очевидности, в эмпирическом,
смысловом познании. Для Декарта, однако,
чувственная
очевидность как основа, принцип достоверности
познания неприемлема. «Всё, что я до сих
пор полагал наиболее истинным, я получил
либо от чувств, либо при их посредстве.
Но чувства я иногда уличал в обмане, и
разумно будет не всегда крепко верить
тем, кто хотя бы раз нас обманул». Нельзя
также основывать достоверность познания
на «авторитетах». Моментально возник
бы вопрос, откуда берётся достоверность
этих авторитетов. Декарт ставит вопрос
о постижении достоверности самой по себе,
достоверности, которая должна быть исходной
предпосылкой и поэтому сама не может
опираться на другие предпосылки. Такую
достоверность он находит в мыслящем Я
- в сознании, в его внутренней сознательной
очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим
ложным всё, в чём можно каким-либо способом
сомневаться, то легко предположить, что
нет бога, неба, тела, но нельзя сказать,
что не существуем мы, которые таким образом
мыслим. Ибо является противоестественным
полагать, что то, что мыслит, не существует.
А поэтому факт, выраженный словами: «я
мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является
наипервейшим из всех и наидостовернейшим
из тех, которые перед каждым, кто правильно
философствует, предстанут».
Факт, что Декарт находит первичную достоверность
в «ego cogito» (мыслящем Я) и что, исходя из
этой достоверности, он выдвигает свою
первую философию, связан в определённом
смысле с развитием естествознания или,
точнее сказать, с развитием математических
конструкций естествознания.
Математика, в которой основой является
идеальная конструкция (а не то, что этой
конструкции соответствует в реальной
природе), считается наукой, достигающей
своих истин с высокой степенью достоверности.
«Вероятно, мы не будем судить превратно,
если скажем, что физика, астрономия, медицина
и все остальные науки, зависящие от наблюдения
сложных вещей, имеют сомнительную цену,
но что арифметика, геометрия и другие
науки, которые рассуждают лишь о вещах
наипростейших и наиболее общих и мало
беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе
или нет, содержат нечто достоверное и
несомненное. Ведь и во сне и во бдении
два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник
имеет не больше четырёх сторон. Кажется
невозможным, чтобы такие очевидные истины
подозревались в неправильности». Декарт
здесь указывает, что достоверность арифметики,
геометрии и им подобных наук заключается
в том, что по сравнению с другими науками
они больше всего зависят от мыслящего
Я и менее всего от «внешней реальности».
Принятие Декартом мыслящего Я как первичной
достоверности, достоверности с наивысшей
возможной очевидностью, направлено против
схоластического спекулятивного философствования.
Как отмечает Гегель, у Декарта «философия
лишается религиозных предпосылок, ищет
лишь доказательности, а не абсолютного
содержания».
3. В чем основное различие между телом и душой?
«Мне кажется, что это лучший путь, какой мы можем избрать для познания природы души и ее отличия от тела. Ибо, исследуя, что такое мы, полагающие теперь, что вне нашего мышления нет ничего подлинно существующего, мы очевидно сознаем, что для того, чтобы существовать, нам не требуется ни протяжение, ни фигура, ни нахождение в каком-либо месте, ни что-либо такое, что можно приписать телу, но что мы существуем только потому, что мы мыслим. Следовательно, наше понятие о нашей душе или наши мысли предшествует тому, которое мы имеем о теле, и понятие это достовернее, так как мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим.»
4.
Что такое мышление?
«Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить. Ибо ведь если я скажу «я вижу» или «я иду» и сделаю отсюда вывод, что «я существую», и буду разуметь действия, совершаемые моими глазами или ногами, то заключение не будет настолько непогрешимым, чтобы я не имел основания в нем сомневаться, так как я могу думать, что вижу или хожу, хотя бы я не открывал глаз и не трогался с места, как бывает подчас во сне и как могло бы быть даже, если бы я вовсе не имел тела. Если же я подразумеваю только действие моей мысли или моего чувства, иначе говоря, мое внутреннее сознание, в силу которого мне кажется, будто я вижу или хожу, то заключение настолько правильно, что я в нем не могу сомневаться, ибо оно относится к душе, которая одна лишь способна чувствовать и мыслить каким бы то ни было образом.»
5. Каким путем Декарт доказывает существование бога?
13. В каком смысле можно сказать, что, не зная бога, нельзя иметь достоверного познания ни о чем. Но когда душа, познав сама себя и продолжая еще сомневаться во всем остальном, осмотрительно стремится распространить свое познание все дальше, то прежде всего она находит в себе идеи о некоторых вещах; пока она их просто созерцает, не утверждая и не отрицая существования вне себя чего-либо подобного этим идеям, ошибиться она не может. Она встречает также некоторые общие понятия и создает из них различные доказательства, столь убедительные для нее, что, занимаясь ими, она не может сомневаться в их истинности. Так, например, душа имеет в себе идеи чисел и фигур, имеет также среди общих понятий и то, что «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», она имеет еще и другие столь же очевидные понятия, благодаря которым легко доказать, что сумма трех углов треугольника равна двум прямым, и т. д. Пока душа видит эти понятия и порядок, каким она выводит подобные заключения, она вполне убеждена в их истинности; так как душа не может на них постоянно сосредоточиваться, то, когда она вспоминает о каком-либо заключении, не заботясь о пути, каким оно может быть выведено, и притом полагает, что творец мог бы создать ее такой, чтобы ей свойственно было ошибаться во всем, что ей кажется вполне очевидным, она ясно видит, что по праву сомневается в истинности всего того, чего не видит отчетливо, и считает невозможным иметь какое либо достоверное знание прежде, чем познает того, кто ее создал.
14. О том, что существование бога доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о нем. Далее, когда душа, рассматривая различные идеи и понятия, существующие в ней, обнаруживает среди них идею о существе всеведущем, всемогущем и высшего совершенства, то по тому, что она видит в этой идее, она легко заключает о существовании бога, который есть это всесовершенное существо; ибо, хотя она и имеет отчетливое представление о некоторых других вещах, она не замечает в них ничего, что убеждало бы ее в существовании их предмета, тогда как в этой идее она видит существование не только возможное, как в остальных, но и совершенно необходимое и вечное. Например, воспринимая в идее треугольника как нечто необходимо в ней заключающееся то, что три угла его равны двум прямым, душа вполне убеждается, что треугольник имеет три угла, равные двум прямым; подобным же образом из одного того, что в идее существа высочайшего совершенства содержится необходимое и вечное бытие, она должна заключить, что такое существо высочайшего совершенства есть, или существует.
15. О том, что в понятиях, какие мы имеем о прочих вещах, заключается не необходимость бытия, а лишь его возможность. В истинности этого заключения душа убедится еще больше, если заметит, что у нее нет идеи, или понятия, о какой-либо иной вещи, относительно которой она столь же совершенно могла бы отметить необходимое существование. По одному этому она поймет, что идея существа высочайшего совершенства не возникла в ней путем фикции, подобно представлению о некой химере, но, что, наоборот, в ней запечатлена незыблемая и истинная природа, которая должна существовать с необходимостью, так как не может быть постигнута иначе, чем как необходимо существующая (стр. 423—432).
18. [...] Находя в себе идею бога, или всесовершен-ного существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем ее. Но, внимательно рассмотрев, сколь безмерны представленные в ней совершенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом, то есть никем иным, как богом, подлинно сущим или существующим, ибо при естественном свете очевидно не только то, что ничто не может произойти из ничего, но и то, что более совершенное не может быть следствием и модусом менее совершенного, а также потому, что при том же свете мы видим, что в нас не могла бы существовать идея или образ какой-либо вещи, первообраза которой не существовало бы в нас самих или вне нас, первообраза, действительно содержащего все изображенные в нашей идее совершенства. А так как мы знаем, что нам присущи многие недостатки и что мы не обладаем высшими совершенствами, идею которых имеем, то отсюда мы должны заключить, что совершенства эти находятся в чем-то от нас отличном и действительно всесовершенном, которое есть бог, или что по меньшей мере они в нем некогда были, а из того, что эти совершенства бесконечны, следует, что они и ныне там существуют. [...] 20. О том, что не мы первопричина нас самих, а бог и что, следовательно, бог есть. [...] Так как относительно искусно сделанной машины мы достаточно знаем, каким образом мы получили о ней понятие, а относительно нашей идеи о боге мы не можем припомнить, когда она была сообщена нам богом, — по той причине, что она в нас была всегда, — то поэтому мы должны рассмотреть и этот вопрос, должны разыскать, кто творец нашей души или мысли, включающей идею о бесконечных совершенствах, присущих богу. Ибо очевидно, что нечто, знающее более совершенное, чем оно само, не само создало свое бытие, так как оно при этом придало бы себе самому все те совершенства, сознание о которых оно имеет, и поэтому оно не могло произойти ни от кого, кто не имел бы этих совершенств, то есть не был бы богом.
21.
[...] Легко понять, что нет в нас никакой
силы, посредством которой мы сами могли
бы существовать или хотя бы на мгновение
сохранить себя, и что тот, кто обладает
такой мощью (puissance), что дает нам существовать
вне его и сохраняет нас, тем более сохранит
самого себя; вернее, он вовсе не нуждается
в сохранении кем бы то ни было; словом,
он есть бог.
6. Какие два вида мыслей выделяет Декарт? В чем он видит разницу между ними?
32. О том, что у нас лишь два вида мыслей, а именно восприятие разумом и действие воли. Без сомнения, все виды мыслительной деятельности (modi cogitandi), отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой — в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи — все это лишь различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться — различные виды воле-ния. [...]
34. Наряду с рассудком для суждения требуется и воля. Признаю, что мы ни о чем не можем судить без участия нашего рассудка, ибо нет оснований полагать, чтобы наша воля опредапялась тем, чего наш рассудок никоим образом не воспринимает. Но так как совер-шенно необходима воля, чтобы мы дали наше согласие на то, чего мы никак не восприняли, и так как для вынесения суждения, как такового, нет необходимости в том, чтобы мы имели полное и совершенное познание, то мы часто соглашаемся со многим таким, что познали вовсе не ясно, а смутно
35. Воля обширнее разума — отсюда и проистекают наши заблуждения. Восприятие рассудком распространяется только на то немногое, что ему представляется, поэтому познание рассудком всегда весьма ограниченно. Воля же в известном смысле может показаться беспредельной, ибо мы никогда не встретим ничего, что могло бы быть объектом воли кого-либо иного, даже безмерной воли бога, на что не могла бы простираться и наша воля. Вследствие этого нашу волю мы распространяем обычно за пределы ясно и четко воспринимаемого нами, а раз мы так поступаем, то неудивительно, что нам случается ошибаться. [...]
7. Что такое ясное и отчетливое восприятие? (45).
'45. Что такое ясное и отчетливое восприятие. [...] Ясным я называю такое восприятие, которое очевидно и имеется налицо цля внимательного ума, подобно тому как мы говорим, что ясно видим предметы, имеющиеся налицо и с достаточной силой действующие, когда глаза наши расположены их видеть. Отчетливым же я называю восприятие, которое настолько отлично от всего остального, что содержит только ясно представляющееся тому, кто надлежащим образом его рассматривает.