Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:19, контрольная работа
Краткое описание
Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в определённости сознания - мышления. Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений - так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель.
Оглавление
Теоретическая часть 1. Почему для разыскания истины необходимо сомнение? …………………...3 2. Что является первым несомненным заключением? …………………………3 3. В чем основное различие между телом и душой? …………………………..4 4. Что такое мышление?.........................................................................................5 5. Каким путем Декарт доказывает существование бога? …………………….5 6. Какие два вида мыслей выделяет Декарт? В чем он видит разницу между ними? …………………………………………………………………..…7 7. Что такое ясное и отчетливое восприятие? …………………………………7 8. Каковы, по Декарту, два разряда восприятий (вещи и истины)? ………….7 9. Что такое субстанция? Два рода субстанций (душа и тело). ……………….8 10. Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанции? …………8 11. Причины наших заблуждений. ………………………………………………9 12. Чему нужно следовать, чтобы правильно философствовать?....................10 Практическая часть Задача № 2………………………………………………………………………..11
Нередко
в современных условиях в мировоззрении
отдельных людей одновременно сочетаются
мифологические, религиозные и научные
представления. Эти представления
придают мировоззрениям конкретных
людей специфику.
Возникает
практически значимая проблема взаимосвязи
мировоззрения и философии.
Под мировоззрением мы понимаем целостную
систему взглядов на мир, с которым человек
неизбежно вступает в отношения и в котором
он только и может реализовать себя и свою
жизнь. В этом плане мировоззрение выступает
практически-теоретической моделью бытия
человека в мире. Поэтому оно всегда шире,
чем наука и даже чем философия. Но исходным
основанием формирования мировоззрения
людей всегда выступает знание о мире
и его свойствах.
Поэтому первым элементом мировоззрения
как системы является знание. На основе
этого мы можем выделить различные типы
мировоззрения в зависимости от типа знания,
доминирующего в мировоззрении. Типы мировоззрения:
1) научное и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое
и теоретическое, которые обладают различными
возможностями и ограничениями (подумайте
сами и приведите примеры).
Вторым элементом мировоззрения выступают
идеалы людей. Под идеалом в данном случае
мы будем понимать представления людей
о совершенном и желаемом проявлении себя
в мире, разрешающее противоречивость
реального бытия человека. Идеал есть
стремление человека и к свободе, и к счастью,
преодолевающего несовершенные стороны
жизни. А.М. Горький как-то заметил: "Когда
Бог лишил человека возможности ходить
на четвереньках, он дал ему вместо посоха
идеал". Идеалы можно разделить на типы:
светские и религиозные, архаические и
современные, исторические типы (прошлого,
настоящего, будущего) и т.д.
Третьим элементом мировоззрения являются
ценности. Под ценностью в данном случае
мы будем понимать реально-существующие
предметы материального и идеально-духовного
порядка, отвечающих интересам потребностям
людей, их идеалам и позволяющим определять
и формировать реальное содержание своей
человеческой сущности. Посредством ценностей
человек в реальности становится таким,
какие ценности он исповедует. (Нравственные,
религиозные, эстетические, утилитарные,
национальные, общечеловеческие и т.д.).
Ориентируясь на определение ценности
человек создает реальную модель поведения
и действия, оценивает значимость мира,
общества и людей для себя. В этом универсальная
значимость ценностей для человека и общества.
Четвертым элементом мировоззрения являются
убеждения, аккумулирующие, синтезирующие
в себе вышеперечисленные элементы. Убеждения
позволяют человеку сознательно относится
к миру в целом и противостоять внешним
отрицательным воздействиям, формировать
определенность своей жизненной позиции
и отстаивает ее с точки зрения своей убежденности
в истинности своей позиции. Вот почему
право на убеждение – неотъемлемый признак
свободомыслия.
Пятым элементом мировоззрения являются
нормы и принципы, аккумулирующие в себе
все предшествующие составляющие мировоззрения.
Они придают мировоззрению устойчивость.
Благодаря им мировоззрение и выступает
регулятивно-регламентирующей моделью
практического действия человека.
Типология мировоззрения определяется
и по своему "носителю": По этому основанию
можно выделить следующие типы мировоззрения:
1) индивидуально-личностное; 2) социально-групповое
(общества, этноса, человечества, социальных
групп и классов); 3)мировоззрение определенной
эпохи (например, мировоззрение эпохи
Возрождения и т.д.).
Между философией и мировоззрением существуют
сложные и противоречивые, но объективно-неизбежные
отношения и взаимодействия.
Мировоззрение, как мы уже указали, является
целостной системой, в которой все элементы
взаимосвязаны. Достаточно выпасть одному
из элементов, как вся система мировоззрения
рассыпается. Но в тоже время в мировоззрении
может доминировать какой-либо элемент.
Но в целом они взаимодополняют, а не исключают
друг друга. Но что придает устойчивость
мировоззрению? Эту роль и выполняет философия
по отношению к мировоззрению. Философия
придает мировоззрению целостный, системный
и устойчивый характер, поскольку она
вскрывает фундаментальные причины и
основания единства бытия мира и человека.
Наконец, философия выполняет организующую
роль в отношении мировоззрения. Усиливает
его прогностические возможности и критически-содержательного,
рационально-разумного оценивания реальных
исторических процессов в общественной
жизни. Поэтому философия является ядром
любого типа мировоззрения. И эта роль
философии в современную эпоху, да и в
будущем, все более возрастает. В этом
и заключается пусть опосредованное, но
все же практическое значение философии
для бытия человека и человечества.