Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

принципе теологизированной  философией,  включала в  себя  элементы

конкретных научных знаний ("свободные искусства") .  В эпоху сред-

невековья она  была  исторически  необходимой  формой  усвоения  и

трансляции античной мысли.  Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а

затем и в других европейских странах становилась  все более  ощути-

мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет-

воренные формализмом  и застойностью схоластики, стали  вкладывать в

нее  одиозный  смысл (сохранившийся и в наши дни),  понимая ее как

формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение,

содержательность  которого  обратно  пропорциональна  его внешнему

блеску. Гуманистическая  ученость, противопоставляемая схоластичес-

кой, была значительно  богаче и многостороннее. Гуманистическая  фи-

лософия,  поставив эпохальную проблему учреждения царства человека

в  реальной,  земной жизни,  связывала ее решение с более глубоким

пониманием самого человека.  Многие гуманисты сформулировали и но-

вое  понимание природы.  Природоведческие интересы гуманистов свое

наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских  пост-

роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь  та-

кие имена ,  как Парацельс,  Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.

Кампанелла.  В отличие от схоластической физики, основывавшейся на

метафизических  и  природоведческих  категориях  и  представлениях

Аристотеля,  концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро-

ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю  за-

бытых в эпоху средневековья,- платонические,  пифагорейские, стои-

ческие, атомистические,  некоторые  идеи  досократовских философов

("рассуждавших  о природе") .  В идейный контекст  античной  физики

некоторые  ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже-

ния современного им естествознания (примером могут  служить  меди-

цинские  прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер-

ника в космологическом  учении Бруно). Важнейшая особенность  ренес-

сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании  при-

роды, исключавшем  христианско-монотеистические  представления   о

творении природы  внеприродным богом и о возможности  его вмешатель-

ства в природные  процессы.  В своих истолкованиях природы натурфи-

лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это  было древней-

шее представление  о безличном биоморфном начале,  действовавшем из

глубин  природы,  по отношению к которой оно выступало и как некий

вселенский принцип  единства.  Такое понимание бога  в  европейской

философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су-

щественной чертой  ренессансной  натурфилософии  было  утверждение

взаимодействия и  даже тождества микро- и макрокосма, человеческого

(и вообще животного)  и природного организмов.  Этот принцип  также                           

восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос-

мысливание природы  как живой, органической целостности, в глубинах

которой  находится безличный деятельный бог.  Гилозоистическое ис-

толкование природы  как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос-

нов ренессансной натурфилософии.      

Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса

определялась главным  образом восстановлением того  диалектического

понимания природы  как целостной и самосущей, которое  господствова-

ло в античности и теперь  противостояло  креационистским  догматам

схоластической философии.      

Хотя некоторые  из этих учений включали в себя элементы  опыт-

ных знаний,  накопившихся за столетия средневековья, а также поло-

жения научной мысли,  появившиеся в эпоху Возрождения, значительно

большую  долю  их  содержания составляли устойчивые фантастические

представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле-

тия. Таковы представления  алхимии и соответствующая им практика по

"производству" золота,  добыче "философского камня" и т. п. Весьма

значительную  роль  в натурфилософских учениях Ренессанса играли и

астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо-

кой  древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.

В астрологии имелось  свое ("рациональное зерно",  заключавшееся  в

идее космического взаимодействия светил,  их тесной связи с земной

жизнью, и эти представления  вполне соответствовали тому интуитивно

целостному  восприятию природы,  которое сближало ренессансную на-

турфилософию с  античной.  Прочная связь соединяла натурфилософию и

магические суеверия.  Уже на доклассовой стадии истории в человеке

жила уверенность  в существовании таких связей и сторон  природного

мира,  которые  могут быть весьма полезными людям.  Однако поверх-

ностность понимания  подлинных,  реальных связей природы  порождала

совершенно  иллюзорные  попытки воздействия на природу в интересах

этой практики.  Мечта гуманистов об установлении царства  человека

на земле далеко опережала возможности ее реализации.  Отсюда широ-

кая распространенность магических суеверий в  их  натурфилософских

представлениях. Но они  стремились их переосмыслить, увязывая магию

с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур-

философии  появилось понятие естественной магии.  В этом отношении

особенно показательна книга  итальянца  Джамбаттисты  делла  Порта

"Естественная  магия,  или о чудесах природных вещей" (1589), с ко-

торой Декарт,  как полагают исследователи, ознакомился еще в стар-

ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь-

зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и

антипатии,  существующие между природными вещами. При всей фантас-

тичности таких  представлений идея овладения силами природы на  ос-

нове  познания  присущих ей свойств (несколько позже эта идея была

весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела  на Декарта

очень сильное впечатление.      

К разочарованию Декарта  в схоластической  учености  прибавля-

лось  и  понимание  малообоснованности натурфилософских концепций.

Его строгий ум не мог примириться с  теми  псевдоистинами,  какими

довольствовались  схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители,

учения которых  приближались к концепциям натурфилософов.  Этим  во

многом  объясняется  сильное  воздействие  на  него идей античного

скептицизма,  обновленных одним из самых ярких философов  позднего

Возрождения,  соотечественником  Декарта  Мишелем Монтенеч (1533 -

1592) .  Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из

них  -  противоречие  между  чувственным и умственным компонентами

знания) .     

Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес-

кой самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего

того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих

идей в эпоху  Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластичес-

кому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как

абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаде-

лям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма

состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен-

ность в возможности  достичь достоверного знания и утверждал  дости-

жимость лишь относительных  истин, необходимых для действий в конк-

ретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-

ховного развития в "Рассуиждении о методе",  Декарт писал,  что он

"запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что

"все более и  более убеждался в своем незнании" .  Из этого состоя-

ния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях

жизни.  В том же произведении он высказал мысль,  что можно встре-

тить  "более истины в рассуждениях каждого,  касающихся непосредс-

твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,

если он неправильно  рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образо-

ванного человека, не завершающихся действием..."     

Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили

встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом  исследований

французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует

из "Правил для руководства ума",  математические размышления пере-

росли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских.

Однако начало философской  рефлексии Декарта приходится  на  значи-

тельно более ранние годы.  Оно зафиксировано в его записях,  полу-

чивших название "Частные  мысли". В первой из этих записей (относя-

щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет,  что если до тех пор он  был

лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в  качестве дейс-

твующего лица выйти  на подмостки "театра мира сего" .      

Такой выход,  в частности,  означал активность в исследовании

различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-

го Декарта нашли  отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-

да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-

ликует  "Рассуждение  о методе" с тремя приложениями.  Здесь перед

нами вполне зрелый философ и ученый,  который в дальнейшем отраба-

тывает в основном уже сложившиеся мысли.     

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-

рии математики он занимает весьма видное место.  Одно из важнейших

достижений ренессансной науки состояло в возрождении  идей  великих

древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина-

лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и  найденные

к тому времени) произведения Евклида,  Архимеда, Аполлония, Паппа,

Диофанта. Декарту  они были хорошо известны. Но уже  в эпоху Возрож-

дения появились начатки  математического естествознания. Теперь же,

Информация о работе Декарт и его философия