Личность и коллектив: моральные обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:56, практическая работа

Краткое описание

В первой главе вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива. Формирование детского коллектива и развитие в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются первые взаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие “коллектив” , осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теория взаимоотношения личность-коллектив…………………….....4
1.1. Понятие «Личность» и «Коллектив»…………...…………………………...4
1.2. Структура малых групп и их виды……………………………………….....6
1.3. Личность и группа, проблема их взаимоотношений…………………..…..8
1.4. Детский коллектив………………………………………………………...…9
Глава 2: Взаимоотношение преподавателей и студенческой группы………..15
2.2. Преподаватели университета………………………………………………15
2.3. Студенты…………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы…………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

этика рефер.docx

— 53.91 Кб (Скачать)

Министерство науки и образования  Российской Федерации

Федеральное агентство образования

 

 

 

Реферат

 

по теме: Личность и коллектив: моральные обязательства.

 

 

 

 

Выполнила:

Группа № 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Теория взаимоотношения  личность-коллектив…………………….....4

1.1. Понятие «Личность»  и «Коллектив»…………...…………………………...4

1.2. Структура малых групп  и их виды……………………………………….....6

1.3. Личность и группа, проблема их взаимоотношений…………………..…..8

1.4. Детский коллектив………………………………………………………...…9

Глава 2: Взаимоотношение  преподавателей и студенческой группы………..15

2.2. Преподаватели университета………………………………………………15

2.3. Студенты…………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список используемой литературы…………………………………………...…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цель данного реферата - в экстремально-малом объёме попытаться изложить характерные явления, возникающие  во  взаимоотношениях личности и  коллектива.

В первой главе вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся  форме коллектива. Формирование детского коллектива и развитие в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип  коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются первые взаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие  “коллектив” , осознание собственного “Я” и положение собственной  личности в коллективе.

Вторая глава- это пример, который позволяет проследить взаимоотношения  преподавателей и студентов университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теория взаимоотношения  личность-коллектив.

1.1. Понятие «личность» и «коллектив»

 

«Личность»

Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность — результат  процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся»  .Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям.

Можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

Человека можно считать  личностью, если в его мотивах  существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному  поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально  значимы.

Способность к сознательному  руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей  и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение может  иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и  даже «стихийную нравственность»: человек  может не отдавать себе отчёта в  том, что заставило его поступить  именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким  образом, хотя во втором признаке также  имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

«Коллектив»

Группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком  смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Главные функции коллектива:

  1. Предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует;
  2. Социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида.

Размер и задача коллектива обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования.

В каждом коллективе наблюдается определенная степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными техническим прогрессом, законом перемены труда, демографическими и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри коллектива.

 

_________________________

http://ru.wikipedia.org

1.2. Структура малых  групп и их виды.

  Малая группа  - это немногочисленные по составу объединения людей,  члены которого имеют общую цель и находятся  друг  с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов,  которая  выделяет и обособляет её,  придаёт её относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных.  Малые группы могут быть разными по количественному составу:  от 2-3 до 30-40 человек;  различными по структуре отношений,  существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу,  характеру ценностей, норм и правил,  которых придерживаются их члены, межличностным отношениям,  целям и содержанию деятельности. 

Условными или  номинальными называются группы,  которые объединяют людей,  не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность  им выделяются реальные группы.  Они представляют собой действительно  существующие  объединения  людей,  полностью  отвечающие  определению малой группы. 

Естественными называют такие группы,  которые складываются сами  по  себе, независимо от желания экспериментатора.  Они возникают и существуют исходя из потребностей общества  или  включённых  в эти  группы людей.  Естественные группы бывают формальными и неформальными.

Формальные создаются и существуют лишь в  рамках официально признанных организаций. Также все естественные группы можно разделить  на  слаборазвитые  и  высокоразвитые.

Слаборазвитые  малые  группы характеризуются тем,  что в них нет достаточной психологической общности, налаженных  деловых и личных отношений,  сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения  обязанностей, признанных  лидеров, эффективной  совместной  работы.

Диффузные группы — это  группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и  переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

Андреева Г. М. Социальная психология. М.,1988.

1.3. Личность и  группа, проблема их взаимоотношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить  как  процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в  ней.       Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих  в  общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные,  учебные, производственные) и овладеет теми приёмами  и  средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей  индивидуальности,  её фиксации. 

3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе  стремлением  субъекта  быть  идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют  успеху совместной деятельности с другой стороны.

 

_______________________

Давыдов В.В.   Проблемы развивающегося обучения. М.,1986.

1.4. Детский коллектив.

  Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое условие самоутверждения личности.  Ему присущи общность целей  и адекватность  мотивов предметно-практической совместной деятельности,  направленной на пользу общества, забота об общем результате,  определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.  Наиболее развитые формы взаимоотношений  детей  создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности:  учебной,  организационно-общественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной  целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,  а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития  подлинной  самостоятельности.  Максимальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая  деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов  может  быть реализована в том случае,  если она соответствующим образом  организована.

     Это должна  быть такая организация, при  которой:

     а) дети разных  возрастов выполняют отдельные  части общей задачи, т.е. осуществляется  возрастное разделение;

     б) значимые  цели  этой деятельности имеют  как общественный, так и личностный  смысл;

     в) обеспечивается  равноправная, инициативно-творческая  позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

     г) осуществляется  непрерывность и усложнение совместной  деятельности, причем не только  в плане собственно деятельности, но, главное,  с позиции ее активного  участника, действующего вначале  для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а  затем для района, города, общества;

     д) деятельность  эта направлена на благо   другим  людям,  обществу.  Именно  в развитых формах социально  одобряемой деятельности формируется  умение  ребенка  учитывать   интересы,  позицию другого   человека и соответственно этому  ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив  организуется взрослым.  При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:  1) потребности детей в общении  и 2) задач,  поставленных перед этим коллективом. Практически в любом  организованном детском объединении  реально существует определенное сочетание  данных двух факторов.  Однако наиболее широкие возможности  их  взаимодействия создаются в условиях сформированного  детского коллектива.  Активно включая  детей в решение социально  важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает  возможности развития индивида как  личности. Психолого-педагогическая задача  при этом заключается в том,  чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что- бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально  полезной  функцией.  Иначе  его воспитательное воздействие нивелируется,  заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

      Детский коллектив,  существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую  систему,  внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и временных  объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей  и исполнителей,  формируя умения командовать товарищами и подчиняться  товарищу,  создавая развернутую  сеть разно- образных связей, отношений.

Особое место в креплении  межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих  организовать деятельность детей в  небольших группах, которым поручается выполнение  кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем  обычно всего несколько детей, постоянно  находится под воздействием общественного  мнения товарищей и не может уклониться от  принятых норм поведения.  Кроме  того детям легче осуществлять самостоятельное  руководство небольшим числом  сверстников.

Информация о работе Личность и коллектив: моральные обязательства