Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:31, реферат
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостьюи бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью, плохим и хорошим и т. д.
1.1 Понятие «мораль»................................................................................3
1.2 Понятие «личность».............................................................................4
1.3 Понятие «нравственность»..................................................................4
2. «Золотое правило нравственности»......................................................5
3. Причины падения нравственности в обществе...................................7
4. Приемы по улучшению нравственного климата в обществе......................................................................................................9
5. Заключение...........................................................................................
СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж»
Реферат на тему: «Моральный самоконтроль личности»
Реферат подготовил студент 1-го курса группы № 1217 Асадов Р. Г.
Проверил реферат преподаватель Бурдин Ю. Н.
2012г
Содержание
1.1 Понятие «мораль»..............
1.2 Понятие «личность»............
1.3 Понятие «нравственность»......
2. «Золотое правило
нравственности»...............
3. Причины падения
4. Приемы по улучшению
нравственного климата в
5. Заключение....................
Понятие «мораль»
Мора́ль (лат. moralis —
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.
Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.
Понятие «личность»
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально
значимых черт, характеризующих
индивида как члена того или ин
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Понятие «нравственность»
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивидадействовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивид. Этика же — название науки о морали.
Также понятие «нравственность» рассматоривают как термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже — «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребляются одновременно оба слова (как в рус. — «мораль» и «Н.» или в нем. — «Moralitat» и «Sittlichkeit»), они чаще выступают синонимами либо же каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, однако концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Так, концептуальное различие между понятиями «мораль» и «Н.» проводил Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» (1821), где Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Абстрактное право — это сфера формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя; Н. — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и гос-во. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «Н.», во многом близкие гегелевскому. Напр., под Н. могут пониматься:
а) нравы как практикуемые формы поведения,
б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,
в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения.
В отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. Анализ общеупотребительной лексики не подтверждает наличия различий между этими понятиями в живом языке.
«Золотое правило нравственности»
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности издревле
известно в религиозных и философских
учениях Востока и Запада, лежит в основе
многих мировых религий: авраамических,
Виды золотого правила
Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.
Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):
Можно заметить два аспекта правила:
Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия».
Западногерманский профессор 20-го века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева):
Причины падения нравственности в обществе
1. Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе,
как показывает история и опыт других
стран, неизбежно сопутствующее радикальным
реформам и характерное для «турбулентных»,
изменяющихся обществ.
2. Нравственные качества реформаторов,
многие из которых были рекрутированы
в демократы из партийных и комсомольских
работников, трансформировали ресурс
административной власти в доступ к собственности
и свою личную безнравственность обобщивших
в удобную им идеологему «ненужности морали»
для рыночной экономики.
3. Специфический характер «трех источников
и трех составных частей» современного
российского бизнеса, которыми послужили:
а) бывшие советские «цеховики», то есть
подпольные производители товаров и услуг,
б) представители криминального мира,
в советские годы облагавшие данью «цеховиков»
и продолжившие эту традицию в условиях
рыночной экономики, в) партийные и комсомольские
работники, с поразительной легкостью
сменившие социалистическую мораль на
капиталистическую.
4. Распространение в начале 1990-х гг. таких
иделогем, как «Можно все, что не запрещено
законом», «Надо жить по закону, а не по
совести», «Главное деньги, и неважно какими
путями они заработаны» и др., по существу,
отрицающих всякую мораль, решение давней
российской альтернативы «По совести
или по закону?» в пользу последнего и
приведшее к тому, что наше общество стало
жить и не по совести, и не по закону, а
«по понятиям».
5. Распространившееся в начале реформ
псевдолиберальное понимание свободы
как несоблюдения любых правил и запретов
к разнузданности и безответственности,
охотно ассимилированное некоторыми слоями
нашего общества.
6. Криминализация – не только в общепринятом
(рост преступности и др.), но и в расширенном
смысле слова – криминализация «всей
общественной жизни», включающая обилие
кинофильмов про «хороших бандитов», популярность
криминальной лексики («наезды», «разборки»
и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой
жизни, широкое распространение силовых
схем разрешения спорных ситуаций, престижность
подчеркнуто агрессивного поведения.
7. Привлекательность закрепляемых «амнистией
прошлого» (мол, неважно, что имярек в прошлом
бандит, сейчас он – «респектабельный
бизнесмен», а его прошлое не имеет значения)
негативных образцов поведения, создаваемых
наиболее успешными людьми современной
России, которые сколотили свои состояния
за счет нарушения законов и норм морали.
8. Аномия – разрушение системы моральных
норм и их рассогласование друг с другом,
характерная для всех постсоциалистических
обществ и пришедшая на смену гиперномии
– сверхнормированности – социалистических
режимов.
9. Упразднение социальных институтов
морального контроля, в роли которых в
советском обществе выступали партийная
и комсомольская организации, товарищеские
суды, народный контроль и т.д., при всех
их общеизвестных недостатках выполнявших
очень важную социальную функцию – морального
контроля.
10. Господство «экономического детерминизма»
в подходах к решению основных проблем
нашего общества.
11. То обстоятельство, что хотя единство
обучения и воспитания со времен А.С.Макаренко
считалось одним из краеугольных камней
отечественной системы образования, в
наших нынешних стратегических разработках,
направленных на ее развитие, проблема
воспитания совершенно игнорируется.
[3]
Приемы по улучшению нравственного климата в обществе
Для улучшения нравственного климата в современном мире необходимо развивать диалог религии и общественных наук.
Культурное наследие Европы дает прекрасную основу для диалога между религией и социальными науками. В то же время, в итоговом документе конференции, в современном европейском обществе "ощущается вакуум духовных и нравственных ценностей".
Восполнить этот вакуум можно в рамках школьного образования и воспитания. Признавая существующие проблемы в этой сфере, высокопоставленные представители Православной и Католической Церквей Европы предлагают диалог как на уровне отдельных стран, так и всей Европы "о путях и формах духовно-нравственного, в том числе религиозного, воспитания детей и юношества".
Также полезным вести диалог по поводу свободы творчества. "Творчество всегда было и всегда останется свободным, но общество должно различать, какие культурные явления служат его безусловному благу, а потому достойны поддержки".[2]
Заключение
Мораль, нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В ней находят отражение общепринятые нормативы поведения и оценки человеческих поступков.
Мораль – основа человеческого общения.
Внешние требования морали: этикет, правила общения и поведения.
Внутренние требования морали – нравственная культура личности.
По способу своего существования мораль – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении.
Моральные нормы представляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно они характеризуются системой оценки, с помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые.
С помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает.
Основными оценочными категориями морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.
Добро и зло – фундаментальные нравственные качества, в их альтернативе оцениваются все остальные нравственные качества.
Добро – это то, что является важным и значимым для жизни человека и общества, что позволяет ему жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства.