Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:56, практическая работа
В первой главе вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива. Формирование детского коллектива и развитие в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются первые взаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие “коллектив” , осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теория взаимоотношения личность-коллектив…………………….....4
1.1. Понятие «Личность» и «Коллектив»…………...…………………………...4
1.2. Структура малых групп и их виды……………………………………….....6
1.3. Личность и группа, проблема их взаимоотношений…………………..…..8
1.4. Детский коллектив………………………………………………………...…9
Глава 2: Взаимоотношение преподавателей и студенческой группы………..15
2.2. Преподаватели университета………………………………………………15
2.3. Студенты…………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы…………………………………………...…30
Можно сказать, что Р.Барнетт частично снимает ответственность за плохие методы преподавания с сегодняшних преподавателей. Эти методы еще предстоит разрабатывать, хотя следует отметить, что тема активных методов обучения вполне успешно осваивается рядом исследователей, в основном представителями американской и британской высшей школы. Более того, они уже находят свое применение в ВУЗах Европы и США, о чем свидетельствует, например, проводившаяся в марте 1998 года конференция в Венгрии. Более 90 преподавателей разных стран обсуждали условия, возможности и способы применения активных методов в образовательном процессе высшей школы. Еще один прецедент - круглый стол по стратегиям активного обучения, инициированный представителями "Гражданского образовательного проекта и проходивший в Минске в июне 1998 года.
Могут ли одни лишь методы изменить
образовательный процесс
Однако образовательная ситуация БГУ здесь ничем радикально не отличается от образовательной ситуации, скажем, в Великобритании. Руководитель Центра образовательных методов в Оксфорд Брукс Университете Дэвид Жак так интерпретирует эту ситуацию: "Основная проблема нежелания изменений в высшем образовании связана с тем, что изменение - это всегда угроза, движение от известного к неизвестному. Для ученых, основной товар которых-знания, обучение, в котором во главу угла ставится "Я" студента, а не простая передача информации двойная угроза".
Для студента, который с первого курса ответственность за результаты своего образования перекладывает на преподавателей (они составили учебный план, выбрали содержание, разработали программы курсов, предложили методы обучения и т.д.) ситуация конструирования собственного знания, прислушивание к своему "Я" - тоже кардинальное изменение. И можно сказать, что он, студент, также как и преподаватель не очень готов рисковать в этом направлении.
______________________________
Бар Р.Б., Д.Таг. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования // Change. 1995, (на англ. яз).
2.3. Студенты.
В существующей организации образовательного процесса студенту не всегда находится место и время. Образовательное пространство слабо приспособлено для обсуждения проблем его собственного образования с другими студентами, преподавателями или сотрудниками университета.
Такая возможность была предоставлена
Центром проблем развития образования
БГУ в семинарах "Моё образование
и университет" (29-30 октября 1997) и
"Моё образование: путь к успеху"
(8-9 апреля 1998), в которых приняли
участие представители 7 факультетов
университета. Студенты, участвовавшие
в работе семинаров, обсуждали свой
опыт получения образования в
БГУ, пытались его отрефлексировать,
найти способы повышения
Процесс анализа студентом своей учебной деятельности, организованный на семинарах, приводил к необходимости соотнесения этой деятельности с иными компонентами образовательного процесса в университете, такими как: деятельность преподавателя, содержание образования, методы обучения, рамочные условия.
Опыт проведения двух образовательных
семинаров с разными
Впрочем, проведенные семинары с преподавателями, как и результаты пилотного социологического исследования "Реформирование университетского образования и приоритеты его развития" показали, что преподаватели тоже склонны более критически говорить о деятельности студентов, чем о собственно преподавательской, акцентируя внимание на несамостоятельности, отсутствии ответственности, недостаточной креативности студентов.
Вместе с тем, можно выделить ряд совпадений позиций студентов и преподавателей в отношении к образовательной ситуации в университете.
Во-первых, обе стороны
отмечают необходимость использования
обратной связи в учебном процессе
(нет сомнения, что обратная связь
студента относительно деятельности преподавателя
и оценивание студентом своей
собственной деятельности - взаимосвязаны),
а также необходимость введения
более эффективной системы
Во-вторых, необходимо отметить
обоюдное стремление преподавателей и
студентов к преодолению
Как нам видится, поиск
решений этих проблем, лежит в
плоскости пересечения учебной
и преподавательской
Участники семинаров отмечали
отсутствие в учебном процессе БГУ
методов обучения, которые бы способствовали
активизации учебной
Несмотря на то, что на сегодняшний день в высшем образовании признаётся и декларируется эффективность активных стратегий обучения, лекция в университете, когда преподаватель говорит, студенты слушают и записывают, - остаётся по-прежнему основной формой организации учебного процесса.
Активные методы создают условия для появления "активного студента". А к такому студенту в аудитории преподаватель не всегда готов. Отмечая недостаточную "креативность студентов, неумение применять знания в новых контекстах, недостаточную подготовку к практической деятельности", преподаватели не всегда создают условия, как считают студенты, для проявления их активности и самостоятельности. Использование активных методов влечёт за собой определенные сложности в деятельности преподавателя - например, необходимость быстро реагировать на ситуацию в аудитории. Лекция же или традиционный семинар позволяют несколько обезопасить себя от непредсказуемости. Понимая внешние трудности использования активных методов обучения (многочисленные студенческие аудитории, ограниченность времени, большой объём материала, неудобные аудитории), нельзя всё-таки согласиться с мнением, что студенты и наша ситуация таковы, что использовать их сегодня, в принципе, невозможно.
Доказательство тому семинары, на материалы которых мы опираемся. Они строились с использованием активных методов обучения и на постоянном взаимодействии самих участников. Студенты, как и преподаватели, фиксировали отличительные моменты таких семинаров: "возможность свободного высказывания своей точки зрения, обсуждение ее с другими, активное участие каждого, необходимость поиска собственных решений и ответов на различные рассматриваемые вопросы". Обе стороны считают, что они могли бы быть использованы в образовательном процессе БГУ. Как способ их укоренения, студенты видят возможность создания в университете экспериментальных площадок, где могла бы проходить апробация активных методов обучения, а затем и дальнейшее их распространение.
Возможно для того, чтобы
активные методы пришли в образовательный
процесс БГУ, необходимо проведение
совместного семинара с преподавателями
и студентами. Встреча в неформальной
атмосфере конструктивного
В ходе анализа образовательной
ситуации в университете на семинаре
много внимания уделялось содержанию
образования и внешним
В общем же, по мнению участников
семинара, содержание образования в
университете не основывается на личном
интересе студента, не всегда является
для него актуальным, а материально-техническая
база не создаёт студенту всех необходимых
условий для эффективной
Можно отметить, что на семинарах
со студентами были подняты проблемы,
решение которых в меньшей
степени зависит конкретно от
студента. Фиксация внимания участников
на непосредственно учебной
Материалы семинаров показывают,
что большие трудности у
У студента-первокурсника видение конечной цели ещё расплывчато. В большинстве своем, это "ориентация на личный успех в жизни, заинтересованность в получении новых знаний, интерес к выбранной профессии".
Как правило, студент-первокурсник мало задумывается и о программе собственного учения. Впереди ещё очень много времени. Он доверят тем, кто обеспечивает организацию учебного процесса. Ему ничего не нужно выбирать и решать: есть студенческая группа, перечень обязательных предметов, преподаватели, которые ведут эти предметы, составленное расписание. В определенной мере это облегчает включение студента в образовательный процесс, снимает ряд проблем, но в то же время перекладывает и ответственность за процесс, и результаты обучения на преподавателей, администрацию факультета и университета. "Когда берут ответственность на себя, то определяют цели и работают на их достижение, постоянно модифицируя своё поведение для успешного достижения поставленных задач". В имеющейся же ситуации студенту нет необходимости брать ответственность на себя, целенаправленно анализировать и выстраивать свою собственную учебную деятельность. Возможно отсюда и ноты потребительского отношения к преподавателю, организации и содержанию образовательного процесса в университете.
С приближением окончания
университета, столкнувшись с производственной
практикой, студент обнаруживает, что
он не всегда способен действовать
самостоятельно, испытывает трудности
в принятии решений, ощущает разрыв
между имеющимся
Такой опыт мог бы приобретаться в условиях университета. Для этого студент должен с самого начала учебы сталкиваться с необходимостью выбора предлагаемых курсов, мест практики, тем и руководителей своих научных работ. Такая организация предполагает определенную ответственность и ставит студента перед необходимостью выстраивания собственной образовательной программы.
И если существующая образовательная
ситуация в БГУ не может на данном
этапе создать для этого
Информация о работе Личность и коллектив: моральные обязательства