Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:27, реферат
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить эффективность управления персоналом.
Личность
и коллектив в
производственном менеджменте.
Типы
личность.
1. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
1.1. Психологический портрет личности.
В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня.
1.Управление людьми, осуществляемое менеджером, основывается на ряде принципов:
2.поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом — давать указания по улучшению работы;
3.внимание проблемам, а не личностям;
4. Активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных — на нежелательные. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;
Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:
1. Наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;
2. Давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консультировали, побуждали к действиям;
3. Давать прямые указания, напоминать о необходимости действовать несообразительным и нерасторопным;
4. В категорической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями, рекомендациями;
5. Увольнять,
если нет другого средства заставить людей
подчиняться, и, наоборот, поощрять за
добросовестное выполнение всех указаний
руководителя.
Как и с кем работать — во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать.
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить эффективность управления персоналом.
При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:
1. С ориентацией на текущей момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке;
2. С ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями;
3. С ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.
Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генератора идей.
Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения “Я”.
Б.Г.Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, состоящий из следующих компонентов:
Темперамент ;характер ;способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; общительность; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.
Рассмотрим несколько компонентов, характеризующих психологический портрет личности:
Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
В современной психологии словом “темперамент” обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом “хороший” или “плохой”. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека, обменом веществ в организме.
Типы темпераментов:
сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью
холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);
флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, не подвижным типом нервной системы;
Характер. Характер (греч.— чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера . В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности:
1. К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
2. К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
3. К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
4. К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.п.).
Способности. Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д .В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т.е. направленность личности).
Направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллектуальность.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде.
Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства или эмоции.
Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно воображаемым).
Настроения
— наиболее длительные эмоциональные
состояния. Это тот фон, на котором
протекают все остальные
Стресс
— неспецифическая реакция
Общительность. Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы. Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это — семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).
Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
1.2. Основы формирования коллектива.
Объединение личностей для выполнения определенных задач представляет собой коллектив. Поэтому рациональная организация работы коллектива является актуальнейшей. В соответствии с теорией системного подхода организацию работы коллектива можно считать удовлетворительной, если ее результат больше суммы результатов членов коллектива. В коллективе возникает особенный дух соревнования, подтягивающий отстающих и существенно повышающий эффективность. Коллективная работа незаменима там, где по тем или иным причинам не удается четко распределить должностные обязанности между сотрудниками. Коллективный подход — это модный стиль управления.
Существуют два вида коллективов — формальные, создаваемые руководством, и неформальные — это диады из двух человек, триады, квартеты и т.д. В неформальных коллективах имеется неформальный лидер или ведущий, а также ведомые.
Для создания формального коллектива необходимо проводить социологические и психологические исследования с тем, чтобы был работоспособный, организованный коллектив с нормальным морально-психологическим климатом.
Процесс создания неформального коллектива тоже очень длительный. Западные специалисты этот процесс делят на 5 ступеней:
1) На первой люди объединяются неосознанно, стихийно реагируя на какие-либо события аварийного характера;
2) На второй ступени бывают обычно более осознанные эмоции;
3) На третьей ступени неформальный коллектив уже организованно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-то внешней постоянной опасностью;
4) На четвертой ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное, например, утвердиться в конкурентной борьбе, принадлежать к престижному клубу и т.д.;
5) На пятой ступени люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, решить которые можно только коллективно.
Информация о работе Личность и коллектив в производственном менеджменте