Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Оглавление

Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Макро БГЭУ Внешняя торговля РБ 2010 Кузьменок.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

Республики  Беларусь в 2010 г., %

Примечание  – Источник: [3]. 

     Экспорт строительных услуг увеличился в 1,8 раза, компьютерных услуг – на 35,5 процента, деловых услуг – на 19 процентов, услуг связи – на 13,1 процента, услуг по статье «поездки» – на 11,2 процента.

     Импорт  услуг составил 2 785,6 млн. долларов и возрос на 34,9 процента или на 720,5 млн. долларов. Увеличение импорта наблюдалось по следующим основным видам услуг – строительным (в 2 раза), транспортным (в 1,7 раза), услугам связи (на 30,3 процента), роялти и лицензионным платежам (на 25,4 процента), деловым (на 20,4 процента). Импорт услуг по статье «поездки» сократился на 2,7 процента. В результате положительное сальдо торговли услугами составило 1 692,6 млн. долларов, что на 253,4 млн. долларов выше уровня 2009 года. Положительное сальдо торговли услугами позволило на 18,6 процента компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли товарами. 

     Основной  торговый партнер – ЕС. На его  долю приходится около половины экспортируемых услуг. Еще четверть приходится на Российскую Федерацию.

 
     2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь

     Концептуальной  основой формирования многовекторной внешнеэкономической стратегии должна стать политика освоения новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции.

     Организационными  принципами многовекторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:

     - обеспечение разумной открытости  экономики при сохранении национального  суверенитета;

     - диверсификация страновой и товарной структуры экспорта и импорта;

     - перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

     - сочетание рыночных и административных методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;

     - наращивание в экспорте доли наукоемкой и инновационной продукции и услуг;

     - увеличение в экспортной продукции  национальной добавленной стоимости  путем снижения импортоемкости  и рационального импортозамещения;

     - повышение экспортной роли малого и среднего предпринимательства;

     - совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;

     - экологическая сертификация продукции;

     - повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств.

     С целью успешной реализации многовекторной внешнеэкономической политики следует  принять соответствующие меры по стимулированию и поддержке производителей экспортной продукции и экспортеров, используя такие методы и инструменты, как налоговые льготы; гармонизация и унификация грузовых, железнодорожных тарифов; экспортные кредиты; страхование экспортных сделок; бюджетное финансирование приоритетных экспортоориентированных проектов; защита от антидемпинговых процедур; приведение республиканских стандартов в соответствие с международными; гармонизация правил и процедур национальной системы сертификации с требованиями ВТО; совершенствование инфраструктуры экспорта; упрощение процедуры лицензирования; гармонизация и унификация таможенных пошлин и др.

     Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого  развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям.

     1 Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.

     В решении данного вопроса многое зависит от самих предприятий-экспортеров, от того, насколько эффективно проводится маркетинговая политика, организуется работа товаропроводящей сети, совершенствуются логистические системы экспорта товаров, диверсифицируются структуры белорусского экспорта по конкретным рынкам, осуществляется сертификация в соответствии со стандартами мирового рынка.

     Рассматривая  перспективы развития экспортно-импортных  отношений, следует обращать внимание и на инвестиционные возможности  внешнеторговых партнеров.

     2 Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.).

     3 Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых инвесторов». Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Сингапур и другие страны имеют значительный потенциал для дальнейшего расширения прямого иностранного инвестирования.

     4 Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

     5 Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

     На  фоне активной инвестиционной деятельности ТНК из развитых стран на современном этапе отмечается увеличение доли компаний из развивающихся стран среди транснациональных корпораций.

     6 Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.

     7 Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.

     В новых геополитических условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами в значительной степени зависят от активной позиции Беларуси. Сегодня необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей.

     Таким образом, реализация многовекторной внешнеэкономической стратегии в контексте устойчивого развития позволит расширить поставки товаров и услуг на рынки дальнего зарубежья при сохранении принципиально важного «соседского», в частности российского, направления; улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационной, наукоемкой и экологически чистой продукции; обеспечить приоритетное развитие сферы услуг; повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внешнеторговое сальдо.

 

Заключение

     Подведем  итоги проведенному в курсовой работе исследованию.

     1 Международная торговля является  формой связи между товаропроизводителями  разных стран, которая возникает  на основе международного разделения  труда и выражает их взаимную  экономическую зависимость. Международная  торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

     2 Мировая торговля в последние  десятилетия активно развивается.  Более того, к концу XX века она достигла наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Темпы роста мировой торговли в этот период превысили темпы роста мирового валового внутреннего продукта. По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохранятся и в I половине XXI в.

     3 Международная торговля возникла  задолго до появления каких-либо Теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений. К наиболее разработанным из них относятся:

     а) теория меркантилизма;

     б) теория абсолютного преимущества;

     в) теорию сравнительного преимущества;

     г) теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина-Самуэлъсона;

     д) теория жизненного цикла товара Р.Вернона.

     4 Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства. Составными элементами ее являются политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д. Важнейшим же её элементом внешнеэкономического регулирования является внешнеторговая политика государства.

     5 Исторически сложились два вида  международной торговой политики. Если государство стимулирует экспорт и сдерживает импорт товаров и услуг, говорят о политике протекционизма (защиты) собственной национальной экономики. Если страны вступают в период промышленных переворотов, идет процесс либерализации внешней торговли и страны переходят к политике свободной торговли (фритредерству).

     6 Политика протекционизма проводится  главным образом двумя путями:

     а) через таможенный тариф;

     б) нетарифные ограничения.

     Оба пути широко практикуются во всем мире.

     Торгово-политические средства расширения экспорта имеют  два основных направления:

     а) кредитование экспорта в различных  формах и продажа товара на экспорт  по демпинговым ценам, т.е. по более низким, чем мировые;

     б) второе серьезное средство - экспортные премии в прямой и косвенной форме.

     7 Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

     8 Анализ структуры внешней торговли Республики Беларусь по континентам, показывает, что страны-соседи Беларуси являются основными внешнеторговыми партнерами, а торговля со странами Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Океании не достаточно активна и имеет значительные резервы для развития.

     9 Многовекторность внешнеторговой политики Республики Беларусь, как правило, связывают с торговлей товарами. Вместе с тем Беларусь обладает значительным потенциалом в сфере экспорта услуг. Международная торговля услугами складывается для республики благоприятно, о чем свидетельствует положительное сальдо. Устойчивый рост экспорта коммерческих услуг обусловлен, прежде всего, транспортной составляющей.

     10 Концептуальной основой формирования многовекторной внешнеэкономической стратеги на будущее должна стать политика освоения новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Организационными принципами многовекторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:

     - обеспечение разумной открытости  экономики при сохранении национального суверенитета;

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития