Розничная торговля в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:42, реферат

Краткое описание

Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году.

Оглавление

Введение 3
1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси 4
2. Государственное построение розничной торговли в республике
5
3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь
9
4. Состояние розничной торговли Республики Беларусь на 2010 г. 17
Заключение 20
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины 

Донецкий  национальный университет  экономики и торговли

  имени Михаила  Туган-Барановского 
 

Институт  последипломного  образования 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: 

«Организация  торговли» 

на  тему: 

«Розничная  торговля в Республике Беларусь» 
 
 
 

                                                                                                    Выполнил:                                                                                                                                                                                  Тихонов Артем

                                                                                                          гр. МТ-09 
 

Приняла:

Казакова  Е.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2011

Содержание 

Введение 3
1. Краткий  обзор розничной торговли в  Беларуси 4

2. Государственное  построение розничной торговли  в республике

5

3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь

9
4. Состояние  розничной торговли Республики  Беларусь на 2010 г. 17
Заключение 20

Список  использованных источников

21

 

Введение 

     Розничная торговля в Беларуси является одним  из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году. Были подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании собственности. Тем не менее, государство не намерено полностью отказываться от регулирования данного сектора, в связи с чем планируется введение инструмента торгового реестра взамен процедуры лицензирования. Также планируется принять указ, предусматривающий ограничение маркетинговых платежей, которые могут взимать розничные сети с производителей продукции. В целом, данный указ ритейлеров, однако, по оценкам экспертов, документ не оказывает серьезного воздействия на отношения между производителем и торговыми сетями.

     Рост  розничного товарооборота в Беларуси также должен поддерживаться за счет строительства и открытия новых торговых объектов. С этой целью была разработана концепция развития торговли в Беларуси на 2011 значительно увеличить обеспеченность торговыми площадями население страны. Так, растущий рынок и улучшение условий будут способствовать как развитию сетей локальными игроками, так и входу на рынок международных ритейлеров. 

 

1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси 

     Проведем  краткий обзор розничной торговли Беларуси за последние 2 года:

  • в 2009 году розничный товарооборот снизился на 15.6% в долларовом выражении по сравнению с 2008 годом до 19.6 млрд. USD в связи с одномоментной 20% девальвацией белорусского рубля;
  • в структуре розничного товарооборота в 2009 году частные ритейлеры занимали 82%, государственные, иностранные – 3.7%;
  • соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота за январь август 2010 года в Беларуси составило 50.3% и 49.7% соответственно;
  • по состоянию на 01.01.2010 г. в Беларуси функционирует более 32.9 тыс. магазинов (в т.ч. 9 гипермаркетов, около 60 дискаунтеров) с торговой площадью 3.06 млн. м. кв., более 320 торговых центров, около 400 рынков;
  • рынок розничной торговли в Беларуси представлен, в основном, отдельными торговыми объектами и небольшими сетями (5-10 магазинов);
  • крупные операторы представлены сетями «Родная сторона» (около 120 магазинов), «ДорОРС» (свыше 140 магазинов), «Евроопт» (30 магазинов), «Рублевский» (32 магазина) «Веста» (51 магазин), «Белмаркет» (25 магазинов) и др.
  • из крупных иностранных инвесторов в розничной торговле присутствует только A1 Group (Россия);
  • доля современных форматов в общем объеме розничного товарооборота в Беларуси составляет 20 меньше, чем в странах ЦВЕ и в 4 раза, чем в странах Западной Европы
  • одной из особенностей розничной торговли Республики Беларусь является отсутствие крупного национального оператора, вследствие этого концентрация бел очень низкая по сравнению со многими европейскими странами (5-7%) [1].

     2. Государственное построение розничной торговли в республике

 

     Организационно-хозяйственную  основу государственной розничной  торговли составляют торговые предприятия  и организации.

     Розничное торговое предприятие представляет собой пункт розничной продажи  товаров, на который распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

     Торговая  организация – это орган хозяйственного управления, объединяющий под своим руководством торговые единицы и самостоятельные торговые предприятия. Торговая единица – это пункт розничной продажи (отпуска) товаров, на который не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Объединяют торговые предприятия и организации торговые системы [2].

     К государственным розничным торговым предприятиям относят универмаги, крупные  специализированные магазины, универсамы, если они не имеют в своем подчинении хозрасчетных магазинов.

     Главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации  и координации торговой деятельности в республике в его составе  сформированы следующие основные функциональные управления:

     – Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;

     – Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;

     – Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;

     – Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;

     – Управление организации торговли и услуг;

     – Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;

     – Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;

     – Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;

     – Отдел общественного питания.

     Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство  и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций  на территории республики. К полномочиям  Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования  торговли, согласно Закону о торговле, относятся:

     – разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

     – координация деятельности органов государственного управления и других организаций в области торговли;

     – ведение торгового реестра;

     – формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;

     – осуществление государственного контроля в торговле;

     – мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;

     – иные полномочия в соответствии с законодательством.

     В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское  торговое унитарное предприятие "Белювелирторг" [3].

     Руководство розничной торговлей на местном  уровне осуществляют областные управления и Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, которые  находятся в двойном подчинении: по линии местных исполкомов и  Министерства торговли. В их ведении  находятся торговые организации  муниципальной собственности (торги, торгово-производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Управления потребительского рынка осуществляют планово-регулирующее руководство (распределение ресурсов, развитие розничной торговли сети, финансирование, организация учета, установление режимов работы магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций розничной торговли, находящихся на территории области или города. В городах с районным делением и районных центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего района или города.

     В условиях перехода к рыночным отношениям важное место в обслуживании населения отводится розничной торговле, осуществляемой непосредственно промышленными предприятиями и объединениями, что позволяет снизить издержки обращения и повысить уровень культуры обслуживания. Розничная торговля промышленных предприятий совершается через систему отделов рабочего снабжения и путем фирменной торговли.

     Система ОРСов призвана организовывать торговое обслуживание рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных строек. В настоящее время ОРСы сохранили свое значение в некоторых отраслях добывающей промышленности на транспорте.

     Наиболее  развитую торговую сеть имеют ДорОРС Белорусской железной дороги, ОРС "Беларусьнефть", ОРС треста "Бел-энергострой" и  др.

     В Республике Беларусь торговое обслуживание сельского населения в основном осуществляется потребительской кооперацией, которая в настоящее время обслуживает более 40 % населения и занимает около 15 % в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает свыше 11,4 тыс. магазинов, что составляем более 32 % их общего количества в республике, 400 автомагазинов.

     Основными задачами потребительской кооперации являются:

     – всемерное развитие и совершенствование розничной торговли на селе;

     – расширение и укрепление экономических связей между городом и деревней

     – осуществление закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции и оказания содействия в реализации их излишков;

     – организация производства продуктов питания и непродовольственных товаров массового спроса за счет местных сырьевых ресурсов.

      Для выполнения этих задач разработана Программа  совершенствования деятельности потребительской  кооперации на 2005-2010 годы, в которой предусмотрены конкретные мероприятия по развитию товарооборота и материально-технической базы, увеличению объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, придорожного сервиса, совершенствованию управления и государственной поддержки потребкооперации.

     Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую  структуру, которая включает оптовую  и розничную торговлю, общественное питание, производство, заготовительную  деятельность, транспорт, поэтому организационно-хозяйственные  звенья здесь шире, чем в государственной  торговле. Основными из них являются:

     – потребительские общества, имеющие в своем составе магазины, кафе и столовые, автомагазины;

     – областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы) – осуществляют руководство и контроль в своем регионе;

     – республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), осуществляющий общее руководство и контроль за деятельностью всей потребительской кооперации республики.

     В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо могут входить  филиалы, коопунивермаги, отдельные  крупные магазины, объединения общепита и другие хозяйственные структуры.

Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь