Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:42, реферат
Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году.
Введение 3
1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси 4
2. Государственное построение розничной торговли в республике
5
3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь
9
4. Состояние розничной торговли Республики Беларусь на 2010 г. 17
Заключение 20
Список использованных источников
Министерство
образования и
науки Украины
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила
Туган-Барановского
Институт
последипломного
образования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине:
«Организация
торговли»
на
тему:
«Розничная
торговля в Республике
Беларусь»
Приняла:
Казакова
Е.Б.
Донецк 2011
Содержание
Введение | 3 |
1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси | 4 |
2. Государственное построение розничной торговли в республике |
5 |
3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь |
9 |
4. Состояние розничной торговли Республики Беларусь на 2010 г. | 17 |
Заключение | 20 |
Список использованных источников |
21 |
Введение
Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году. Были подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании собственности. Тем не менее, государство не намерено полностью отказываться от регулирования данного сектора, в связи с чем планируется введение инструмента торгового реестра взамен процедуры лицензирования. Также планируется принять указ, предусматривающий ограничение маркетинговых платежей, которые могут взимать розничные сети с производителей продукции. В целом, данный указ ритейлеров, однако, по оценкам экспертов, документ не оказывает серьезного воздействия на отношения между производителем и торговыми сетями.
Рост
розничного товарооборота в Беларуси
также должен поддерживаться за счет строительства
и открытия новых торговых объектов. С
этой целью была разработана концепция
развития торговли в Беларуси на 2011 значительно
увеличить обеспеченность торговыми площадями
население страны. Так, растущий рынок
и улучшение условий будут способствовать
как развитию сетей локальными игроками,
так и входу на рынок международных ритейлеров.
1.
Краткий обзор розничной
торговли в Беларуси
Проведем
краткий обзор розничной
Организационно-
Розничное
торговое предприятие представляет
собой пункт розничной продажи
товаров, на который распространяется
действие Положения о социалистическом
государственном
Торговая организация – это орган хозяйственного управления, объединяющий под своим руководством торговые единицы и самостоятельные торговые предприятия. Торговая единица – это пункт розничной продажи (отпуска) товаров, на который не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Объединяют торговые предприятия и организации торговые системы [2].
К
государственным розничным
Главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:
– Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;
– Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;
– Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;
– Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;
– Управление организации торговли и услуг;
– Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;
– Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;
– Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;
– Отдел общественного питания.
Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:
– разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;
– координация деятельности органов государственного управления и других организаций в области торговли;
– ведение торгового реестра;
– формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;
– осуществление государственного контроля в торговле;
– мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;
– иные полномочия в соответствии с законодательством.
В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское торговое унитарное предприятие "Белювелирторг" [3].
Руководство
розничной торговлей на местном
уровне осуществляют областные управления
и Главное управление потребительского
рынка Мингорисполкома, которые
находятся в двойном
В условиях перехода к рыночным отношениям важное место в обслуживании населения отводится розничной торговле, осуществляемой непосредственно промышленными предприятиями и объединениями, что позволяет снизить издержки обращения и повысить уровень культуры обслуживания. Розничная торговля промышленных предприятий совершается через систему отделов рабочего снабжения и путем фирменной торговли.
Система ОРСов призвана организовывать торговое обслуживание рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных строек. В настоящее время ОРСы сохранили свое значение в некоторых отраслях добывающей промышленности на транспорте.
Наиболее развитую торговую сеть имеют ДорОРС Белорусской железной дороги, ОРС "Беларусьнефть", ОРС треста "Бел-энергострой" и др.
В Республике Беларусь торговое обслуживание сельского населения в основном осуществляется потребительской кооперацией, которая в настоящее время обслуживает более 40 % населения и занимает около 15 % в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает свыше 11,4 тыс. магазинов, что составляем более 32 % их общего количества в республике, 400 автомагазинов.
Основными задачами потребительской кооперации являются:
– всемерное развитие и совершенствование розничной торговли на селе;
– расширение и укрепление экономических связей между городом и деревней
– осуществление закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции и оказания содействия в реализации их излишков;
– организация производства продуктов питания и непродовольственных товаров массового спроса за счет местных сырьевых ресурсов.
Для выполнения этих задач разработана Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы, в которой предусмотрены конкретные мероприятия по развитию товарооборота и материально-технической базы, увеличению объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, придорожного сервиса, совершенствованию управления и государственной поддержки потребкооперации.
Потребительская
кооперация представляет собой многоотраслевую
структуру, которая включает оптовую
и розничную торговлю, общественное
питание, производство, заготовительную
деятельность, транспорт, поэтому организационно-
– потребительские общества, имеющие в своем составе магазины, кафе и столовые, автомагазины;
– областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы) – осуществляют руководство и контроль в своем регионе;
– республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), осуществляющий общее руководство и контроль за деятельностью всей потребительской кооперации республики.
В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо могут входить филиалы, коопунивермаги, отдельные крупные магазины, объединения общепита и другие хозяйственные структуры.
Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь