Внешняя торговля Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

1111.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЮЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Внешняя торговля Республики Беларусь»

 

Выполнила:           ___________________       __________                       студ. гр. МА-101

                                                  (подпись)                                           (дата)                                                Т. А. Моисеенко

Руководитель:       ___________________        __________                       ст. преподаватель

                                         (подпись)                                             (дата)                                 О. В. Седлухо

 

Могилёв 2011

 

Содержание

Введение                                                                                                                                                 3

1. Внешняя торговля как  форма международных экономических  отношений                               4

1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели                                                                               4

1.2 Конкурентные преимущества  и международное разделение труда                                           7

1.3 Методы регулирования  внешней торговли                                                                                 10

2. Особенности внешней  торговли Республики Беларусь                                                               14

2.1 Товарная и географическая  структуры внешней торговли Республики  Беларусь                  14

2.2 Состояние торгового  баланса Республики Беларусь                                                                  24

3. Оценка эффективности  государственного регулирования  внешней торговли в Республике  Беларусь и пути его совершенствования                                                                                                29

Заключение                                                                                                                                           38

     Список использованной  литературы                                                                                                 39

 

Введение

Международная торговля является ведущей и наиболее распространенной формой международных экономических  отношений.

Внешняя торговля – часть  международной торговли, которая  составляет специфическую форму  обмена товарами между продавцами и  покупателями в разных странах. По признаку товарного потока делится на экспортную(вывоз) и импортную(ввоз).

Так как внешняя торговля является важным показателем экономического и политического развития страны, то для ее регулирования государство  будет проводить внешнеторговую политику, которая может основываться на принципах протекционизма или  свободной торговли.

Проблемой внешней торговли мирового характера является упорядоченная  деятельность стран на международном  рынке, поэтому необходимо регулярно  согласовывать средства внешнеторговой политики, разрабатывать взаимоприемлемые правила и процедуры, определяющие рамки поведения государств. Для  этого должны постоянно заключаться  односторонние и многосторонние торговые соглашения.

Также очень важен правильный выбор страны или отдельной зарубежной фирмы в качестве торгового партнера.

С получением независимости  Беларусь, ориентируясь на мировой  рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней  торговли и сотрудничеством с  другими государствами. Но в условии  присутствия в стране пока еще  нерешенных политических и экономических  проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами  национального правительства.

Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для  Беларуси.

Задачи:

1. Рассмотреть основные  понятия и особенности осуществления  внешней торговли.

2. Изучить состояние и  развитие внешней торговли Беларуси, и положение ее на международном  рынке.

Объект исследования –  процесс осуществления торговых отношений между различными государствами.

Предмет исследования – внешняя  торговля и внешнеторговые отношения  в Беларуси.

Методом изучения будет являться анализ и сопоставление материалов из различных источников, которые  содержат непосредственно информацию по данной теме:

- нормативно-правовые акты  Республики Беларусь;

- книги и статьи на  русском языке;

- Интернет.

 

1. Внешняя торговля как  форма международных экономических  отношений

1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели

Деятельность, имеющая своей  целью посредничество между производителями  и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит  с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки  зрения — область экономических  отношений, к которой применяется  торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации  хозяйства, имеющего своей целью  доставление прибыли как таковой. Так подходит к понятию торгового  права классик дореволюционной  правовой науки Г.Ф. Шершеневич. С  этим можно согласиться и сегодня.

Действительно, любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Показательно, что, к примеру, в английском, французском, немецком и иных языках понятие торговля (trade, commerce, der Kommerz) шире, чем обычно понимается в русском языке, включает в себя, кроме торговли в узком смысле (купля-продажа), также и занятия  ремеслом, любой иной коммерческого  характера деятельностью, в т.ч. и  производство. [1]

Международная торговля - обмен  товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран. На протяжении нескольких тысячелетий, со времени  зарождения цивилизаций, вывоз товаров  в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. В 19 в. стремительный  рост производства и развитие средств  транспорта и связи привели к  огромному расширению сферы внешней  торговли и увеличению ее объема. Тем  не менее на протяжении большей части 20 в. действовала тенденция к снижению доли пересекающих границы товаров  и услуг в совокупном мировом  объеме производства. [2]

Предметом торговли могут  быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе:

1) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество,  т.е. товар в узком смысле  слова;

2) “невидимые” статьи  торговли, в частности услуги, труд;

3) результаты интеллектуальной  деятельности, права на интеллектуальную  собственность, информацию;

4) деньги и ценные бумаги, ибо на практике и деньги (особенно  “валюта”) могут быть товаром,  ибо ими можно торговать; тем  более это относится к ценным  бумагам. Торговля и валютно-финансовые  отношения трудноразделимы.

Теперь рассмотрим теории международной торговли.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в  конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все  денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует  продавать на внешнем рынке как  можно больше любых товаров, а  покупать как можно меньше. При  этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время  с богатством.

Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного  торгового баланса. Богатство отождествлялось  с избытком товаров, который уже  на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка  считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:

• вывоз изделий из своей  страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;

• посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз  денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной  стране и продавать дороже в другой.

В период перехода ведущих  стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) снова поставил вопрос о рациональной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776), посвященной критике  меркантилизма, он предположил, что  для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров  на внешнем рынке, а также попытался  определить, какие именно товары выгодно  экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил  название принципа (или модели) абсолютного  преимущества (absolute advantage). А. Смит выделял  некоторые общие принципы, которые  считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и  переносил их на внешнюю торговлю.

Идея А. Смита может  быть выражена в простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, необходимо ввести некоторые условия, при которых она может быть использована для анализа:

Условие 1. В мире существуют только две страны.

Условие 2. В странах производятся только два товара.

Условие 3. Торговля товарами между странами осуществляется без  каких-либо ограничений.

Условие 4. Международная  торговля сбалансирована (импорт оплачивается экспортом).

Условие 5. Факторы производства не перемещаются между странами.

Условие 6. Только труд влияет на производительность и цену товара.

Условие 7. Соотношение между  трудом и выходом продукции постоянно (эффект масштаба).

Условие 8. Факторы производства абсолютно мобильны между отраслями.

Условие 9. В обеих странах  и в обеих отраслях имеет место  совершенная конкуренция.

Рассмотрим модель абсолютного  преимущества.

Таблица 1.1

Принцип абсолютного преимущества

  | Страна А | Страна В |

 Товар S Товар Т | 3 ч6 ч | 12 ч4 ч |

[9, c.4]

В табл. 1.1 приведены данные о времени, необходимом для производства единицы конкретного товара в  конкретной стране. Например, на производство единицы товара S в стране А требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч, т. е. в  стране А на производство единицы  товара S затрачивается меньше времени, чем в стране В, что означает абсолютное преимущество страны А в производстве товара S. Страна В, в свою очередь, имеет  абсолютное преимущество в производстве товара Т. Если страна А сократит производство товара Т и увеличит производство товара S, страна В, наоборот, сократит производство товара S и увеличит производство товара Т, то будут иметь место  международное разделение труда  и международная торговля на основе принципа абсолютного преимущества (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Выгоды от международного разделения труда на основе принципа абсолютного преимущества

  | Страна А | Страна В | Весь мир |

 Товар SТовар Т | +2 шт. -1 шт. | -1 шт. +3 шт. | +1 шт. +2 шт. |

[9, c.5]

В том случае, если в стране А производство товара Т сократится на 1 шт., то это позволит сэкономить 6 ч, которые можно использовать для  производства дополнительных 2 шт. товара S. Подобная ситуация произойдет и в  стране В. В этом случае в результате сокращения производства на 1 шт. товара S будет сэкономлено 12 ч, которые  можно использовать для дополнительного  производства 3 шт. товара Т. В целом, мировое производство товара S увеличится на 1 шт., а товара Т — на 2 шт., причем без использования дополнительных ресурсов, а только благодаря международному разделению труда.

В конце XVIII в. преобладала  торговля сырьевыми товарами, что  и обусловило создание А. Смитом его  теории. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в  то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины объема внешней торговли Англии. Естественно, что теория абсолютных преимуществ  не могла основываться исключительно на природных различиях. В связи с этим А. Смит отмечает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные.

А. Смит не рассматривал ситуацию, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам (табл. 1.3). Это сделал Давид Рикардо (David Ricardo), который в своей работе «Начала  политической экономии и налогового обложения» (1819) сформулировал более  общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации; включающий в качестве частного случая модель А. Смита.

Таблица 1.3

Абсолютное преимущество одной страны по всем товарам

  | Страна А | Страна В |

 Товар S Товар Т | 3 ч6 ч | 12 ч8 ч |

[9, c.5]

Д. Рикардо, отметив специфику  международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита  не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон  сравнительного преимущества (comparative advantage): страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых  она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или  наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного  преимущества ни по одному из товаров).

В соответствии с этим подходом заданным считается количество ресурсов, имеющихся в стране. Тогда можно  ввести в наш анализ еще одно условие:

Условие 10. В каждой стране технология и количество факторов неизменны.

В конце XIX в. - начале XX в. произошли, структурные сдвиги в международной  торговле. Роль естественных природных  различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях  в производительности труда, поскольку  торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США  и европейские страны) была достаточно активной.

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь