Внешняя торговля Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

1111.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

   * при импорте лицензируемых  товаров для обеспечения собственного  производства;

   * в иных случаях  по решению Совета Министров  Республики Беларусь, согласованному  с Президентом Республики Беларусь.

Исключительная лицензия – лицензия, предоставляющая участнику  внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара;

Разовая лицензия – лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая  право на экспорт и (или) импорт этого  товара в определенном количестве.

 Срок действия генеральной  лицензии не может превышать  одного года с даты начала  ее действия, а для товаров,  в отношении которых введены  количественные ограничения, заканчивается  в календарном году, на который  установлена квота. 

 Период действия разовой  лицензии не может превышать  1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии  может быть ограничен сроком  действия внешнеторгового контракта  (договора) или сроком действия  документа, являющегося основанием  для выдачи лицензии.

 Для товаров, в отношении  которых введены количественные  ограничения, период действия  лицензии заканчивается в календарном  году, на который установлена  квота. 

 Исключительная лицензия  действует в течение срока,  на который организации-заявителю  предоставлено исключительное право  на экспорт и (или) импорт  отдельного вида товара, но не  более 1 года с даты начала  действия исключительной лицензии.

Выдача лицензии или отказ  в ее выдаче осуществляется Министерством  торговли течение 15 рабочих дней со дня подачи документов. [5]

Меры нетарифного регулирования, предусмотренные Постановлением о  лицензировании внешней торговли, не применяются при экспорте — в  отношении товаров, происходящих с  территории иностранных государств, при импорте — в отношении  товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.

Порядок выдачи лицензий регулируется Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29 «Об утверждении  Положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров Республике Беларусь и Положения о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь».

Экспорт отдельных товаров  осуществляется по лицензиям Министерства торговли, выдаваемым по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству  Республики Беларусь, в зависимости  от вида и происхождения товара.

Причём отнесение товара к определённой категории данных перечней производится на основании  наименования товара и его кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь.

Экспорт текстильных изделий  осуществляется по специальным лицензиям  образца Европейского союза для  торговли текстильными изделиями в  страны ЕС и Турцию. Резиденты свободных  экономических зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт.

Импортные квоты устанавливаются  на рыбу и морепродукты, продукты их переработки, алкогольные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, табачные изделия, сахар-сырец, экспортные —  на минеральные удобрения, отходы и  лом черных и цветных металлов, текстильные изделия.

Распределение квот, как правило, осуществляется путем проведения конкурса (аукциона), участники которого направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений  предпочтение отдается тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые способны реализовать квоту  на наиболее выгодных для государства  экономических условиях.

Победителю аукционной продажи  квот выдается сертификат, дающий право  получить лицензию на экспорт или  импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям  аукциона, не может превышать срока  действия квоты, а также продлеваться.

На территории Республики Беларусь объектами экспортного  контроля (специфическими товарами, работами, услугами) признаются:

   * товары, технологии  и услуги, предусмотренные международными  договорами и обязательствами  Республики Беларусь, касающиеся  международной и национальной  безопасности:

   * химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы  для создания и производства  химического и бактериологического  (биологического) оружия;

   * товары, технологии  и услуги, связанные с ядерным  топливным циклом и производством  ядерных материалов, которые могут  быть использованы для создания  ядерного оружия и ядерных  взрывных устройств;

   * товары, технологии  и услуги, которые могут быть  использованы при создании средств  доставки оружия массового поражения;

   * оружие массового  поражения и средства его доставки;

   * продукция военного  назначения;

   * товары и технологии  двойного применения;

   * шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную  технику, а также специальные  технические изделия, предназначенные  для негласного получения информации.

Внешнеторговые операции с объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами) осуществляются в соответствии с  единым порядком лицензирования, ввоза  и вывоза, утверждаемым Президентом  Республики Беларусь.

Основой торговой политики страны являются заключенные Республикой  Беларусь международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более  чем 80 государствами мира, в том  числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает  установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого  таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных  норм и ориентируется на принципы ВТО.

В рамках Таможенного союза  отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению  к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам - членам ЕС сформулированы в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом  и его государствами-членами и  Республикой Беларусь, подписанном 06.03.1995 г. и ратифицированном парламентами восьми стран - членов ЕС.

Торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора. [7]

С 1 января 2012 года начинает свою работу Единое экономическое пространство, что означает более тесную торговую и производственную интеграцию Беларуси, России и Казахстана.

Также в этом году Россия вступила в ВТО, что, по идее, должно изменить структуру регулирования  торгово-экономических отношений  России с другими странами. Однако, как предполагает Президент РБ, А. Лукашенко, этот факт мало отразится  на Беларуси, поскольку этот процесс  постепенный.

Но, например, заместитель  министра экономики Александр Ярошенко считает несколько иначе. По его  мнению, прежде всего, вступление России в ВТО грозит Беларуси потерей  конкурентоспособности на российском рынке в долгосрочной перспективе.

Замминистра пояснил, что  после вступления России в ВТО  значительно возрастет приток иностранных  инвестиций в РФ, что ускорит модернизацию российских предприятий. Как следствие, произойдет вытеснение белорусской  продукции с российского рынка. [19]

 

Заключение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов  всего нынешнего объема международных  экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать  экономику, без участия в международной  торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

 Международная торговля  является следствием международного  разделения труда и международной  специализации. Это закрепляет  за ней серьёзные перспективы  развития. Кроме того, мировая торговля  способствует углублению интернационализации  производства, международной экономической  интеграции и глобализации. Исходя  из этого изучение её современного  положения и рассмотрение перспектив  её развития необходимо для  построения внешнеэкономической  стратегии как на макро-, так  и на микроуровне. Это означает, что не только государства  должны иметь свою программу  поведения на международном рынке  товаров и услуг, но и сами  предприятия и организации, работающие  на этом рынке должны иметь  стратегические концепции функционирования  и поведения в меняющихся условиях.

Если рассматривать мировую  торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и  отсталые.

 Нельзя не заметить  все возрастающую роль современных  средств связи в процессе обмена  информации и заключении самих  сделок. Тенденции к обезличиванию  и стандартизации товаров позволяют  ускорять процесс заключения  сделок и оборот капиталов.

Беларусь – молодое  независимое развивающееся государство, которое постепенно делает шаги в  направлении расширения своего внешнего рынка, улучшения экономического благосостояния страны за счет увеличения числа торговых партнеров и рынков сбыта, а также  количества экспортных и импортных  операций.

В Беларуси осуществляется активная работа по подготовке к вступлению в ВТО. Членство в данной организации  позволит Беларуси цивилизованно работать на мировом рынке, используя выгоды и преимущества полноправного партнерства, создаст условия для конкуренции  белорусских товаров в международной  торговле, приблизит установление режима свободной торговли между Европейским  Союзом и Беларусью.

 

Список использованной литературы

   1. Экспорт и импорт  товаров, изменение сальдо внешней  торговли товарами, географическое  распределение внешней торговли // Национальный статистический комитет  Беларуси [Электрон. ресурс] 2011. – Режим  доступа:  http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_11/8.pdf

   2. Энциклопедия Кругосвет  [Электрон. ресурс]  - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/MEZHDUNARODNAYA_TORGOVLYA.html?page=0,2#part-1847

   3. Белорусский журнал  международного права и международных  отношений 2002 — №3 [Электрон. ресурс] / Ред. Д. Решетников. – Режим  http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=518&Itemid=53

   4. Товарная структура  внешней торговли Беларуси [Электрон. ресурс]  - Режим доступа: http://novabelarus.com/articlesru/economy/001.html

   5. Министерство торговли  Республики Беларусь [Электрон. ресурс]  - Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=68&Itemid=73

   6. Дайнеко А.Е. «Механизмы  сбалансированности внешней торговли  Беларуси» - Беларуская думка  №8

   7. Портал информационной  поддержки экспорта  [Электрон. ресурс]  - Режим доступа: http://export.by/bel_info/o_belarusi/organizaciya_i_vedenie_biznesa_v_belarusib62/regulirovanie_vneshnei_torgovli438.html

   8. Миклашевская Н.А,  Холопов А.В. Международная Экономика.  – М.: Дело и Сервис, 1998

   9. Фомичев В.И. Международная  торговля: Учебник; 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с. - (Серия  «Высшее образование»)

   10. Шимелик К. А.  Международное правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности  развивающихся стран. — Мн.: БГУ, 1999

   11. Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности  в Республике Беларусь: Учебник  для юридических вузов / Шалаева  Т. З. — Брест: БрГУ, 2005—381с.

   12. Артёмов Н. М.  Финансово-правовое регулирование  ВЭД в Российской Федерации.  — М.: Полиграф ОПГ, 2004

   13. Закон республики  Беларусь от 29 декабря 1998 г. №  223-З «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» 

   14. Постановление Совета  Министров № 1267 от 27.09.2006 г. «О  лицензировании внешней торговли  отдельными видами товаров» в  редакции Постановления от 23.02.2007 № 228

   15. Внешнеэкономическая  деятельность: Курс лекций / Войтович  А. И.-Мн.:Академия управления при  Президенте Республики Беларусь, 2003.- 223 с.

   16. Закон Республики  Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» // Нац. реестр правовых актов  Республики Беларусь. № 193 от 15.12.2004 г. 2/1096

   17. Баранов Д. Е.  Правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности в России. — М.: РАГС, 2003

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь