Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.
Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Политика автаркии, так
же как и политика свободной торговли,
в чистом виде не проводится. Различные
степени протекционизма встречаются
постоянно и зависят от уровня
экономического развития той или
иной страны. Иногда могут одновременно
проводиться политика свободной
торговли и политика протекционизма,
но в отношении различной
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую
политику, используют инструменты внешнеторговой
политики, выбор которых зависит
от ее конкретных целей. Для достижения
одной и той же цели могут быть
применены различные
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф —
это систематизированный
Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины.
Нетарифные методы подразделяются на три группы:
1) меры, направленные на
прямое ограничение импорта с
целью защиты определенных
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
3) прочие меры, непосредственно
не направленные на
Квоты и лицензии
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период.
При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот (absolute qvota) регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.
Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта (voluntary export restraint — VER), которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. «Добровольность» в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о «добровольном» ограничении экспорта.
Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты (tariff-rate qvota). В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.
Квоты обычно распределяются на основе лицензий, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
Прочие нетарифные методы регулирования внешней торговли
Политика той или иной
страны в области ценообразования
может быть направлена на поддержание
внутренних цен на относительно высоком
уровне и в относительно стабильном
состоянии по сравнению с условиями
мирового рынка, например на поддержание
определенного уровня доходов производителей
того или иного товара. Пошлины
в данном случае не являются адекватным
инструментом, так как внутренние
цены изменяются в зависимости от
изменений мировых цен. Для того
чтобы избежать этого, применяют
компенсационные (уравнительные) сборы,
величина которых равна разнице
между относительно низкой ценой
данного товара за границей и его
относительно высокой ценой на внутреннем
рынке. Компенсационные сборы могут
использоваться вместо пошлин или вместе
с ними. Для них характерна почти
автоматическая изменяемость. Если внутренние
цены постоянны, а мировые цены изменяются,
то и компенсационные сборы
Импортные депозиты — это
взносы определенной суммы на специальный
счет в некоторой пропорции к
стоимости импорта. Через определенное
время эти суммы возвращаются
(без процентов). В результате у
импортеров возникают дополнительные
затраты, так как им обычно приходится
брать кредит для депозитов. Стремление
компенсировать дополнительные затраты
приводит к росту цен на импортируемые
товары, а в конечном счете —
к сокращению спроса и, соответственно,
импорта. Чаще всего импортные депозиты
применяются для улучшения
Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.
К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.
В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда.
Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглашения, встречная торговля.
Могут применяться и иные
нетарифные ограничения внешней
торговли, например государственная
монополия внешней торговли, требование
обязательного использования
Под экспортными субсидиями
(export subsidies) понимаются пособия, преимущественно
в денежной форме, предоставляемые
государством предприятиям для стимулирования
экспорта и повышения
1) прямые субсидии, непосредственно
выплачиваемые государством
* выплата некоторой
суммы в определенной
* возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
* финансирование государством
некоторых затрат экспортера, например
затрат на исследование
2) косвенные субсидии, предоставляемые
в виде различных льгот с
целью снижения затрат
* налоговые льготы
(государство может
* государственное
кредитование (государство может
предоставлять кредиты
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь
2.1 Товарная и географическая
структуры внешней торговли
Товарная структура
Номенклатура экспортной продукции Беларуси включает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров республики относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, шины, химические волокна и нити.[3]