Внешняя торговля Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

1111.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

Таблица 2.7

Данные об объемах экспорта и импорта промежуточных товаров

 

[1, с. 15]

На энергетические товары приходится 49,3% стоимостного объема экспорта и 53% импорта промежуточных товаров. За январь-октябрь 2011 г. На внешний рынок  их поставлено на сумму 11 393,1 млн. долларов, что в 2,3 раза больше, чем за январь-октябрь 2010 г. Импорт энергетических товаров  составил 14 864,3 млн. долларов, что в 1,6 раза больше, чем за январь-октябрь 2010 г. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательным в объеме 3 471,2 млн. долларов. В январе-октябре 2010 г. Величина отрицательного сальдо составляла 4 116 млн. долларов.

Увеличение импорта по прочим промежуточным товарам вызвано  значительным ростом стоимостных объемов  импортных закупок черных металлов (на 452,6 млн. долларов), сахара-сырца (на 126,4 млн. долларов), двигателей внутреннего  сгорания (на 102 млн. долларов), удобрений  минеральных смешанных (на 76,2 млн. долларов), каучука натурального (на 66,9 млн. долларов), частей и оборудования для автомобилей  и тракторов (на 55,9 млн. долларов), спиртов  ациклических (на 45,8 млн. долларов).

Одновременно увеличились  стоимостные объемы поставок на внешний  рынок растворителей и разбавителей сложных органических (на 999,1 млн. долларов), калийных удобрений (на 936,9 млн. долларов), черных металлов (на 276 млн. долларов), материалов смазочных (на 144,9 млн. долларов), шин (на 143,1 млн. долларов), удобрений азотных (на 109,9 млн. долларов), частей и

оборудования для автомобилей  и тракторов (на 66,5 млн. долларов), капролактама (на 63,4 млн. долларов), проводов изолированных  и кабелей (на 55,9 млн. долларов).

Таблица 2.8

Данные о внешней торговле прочими промежуточными товарами (сырье, материалы, комплектующие)

[1, с. 16]

Таблица 2.9

Объемы экспорта и импорта  инвестиционных товаров характеризуются  данными

 

[1, с. 17]

Увеличение поставок на внешний  рынок инвестиционных товаров произошло  в результате роста стоимостных  объемов экспорта тракторов и  седельных тягачей (на 559,4 млн. долларов), грузовых автомобилей (на 438,6 млн. долларов), машин и механизмов для уборки и обмолота сельско-хозяйственных  культур (на 76 млн. долларов), автомобилей  специального назначения (на 52,4 млн. долларов), прицепов и полуприцепов (на 29,2 млн. долларов), металлоконструкций из черных металлов (на 26,3 млн. долларов), дорожной техники (на 23 млн. долларов).

Одновременно увеличились  импортные закупки машин и  устройств для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (на 79,7 млн. долларов), вагонов железнодорожных и трамвайных (на 79,6 млн. долларов), тракторов и  седельных тягачей (на 76,2 млн. долларов), оборудования для сортировки и измельчения  грунта (на 74,6 млн. долларов), машин и  механизмов для грунтовых работ (на 44,4 млн. долларов).

Таблица 2.10

Данные о внешней торговле потребительскими товарами

 

[1, с. 17]

Формирование отрицательного сальдо внешней торговли потребительскими товарами обусловлено результатом  экспортно-импортных операций по непродовольственной  группе товаров. Отрицательное сальдо по данной группе в январе-октябре 2011 г. составило 1 667,8 млн. долларов. В январе-октябре 2010 г. величина отрицательного сальдо составляла 952,4 млн. долларов.

Стоимостной объем импорта  непродовольственных товаров в  январе-октябре 2011 г. по сравнению с  соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,5 раза. Возросли поставки на внутренний рынок автомобилей  легковых (на 1 405,5 млн. долларов), обоев (на 34,2 млн. долларов), одежды трикотажной (на 15,8 млн. долларов), одежды текстильной (на 12 млн. долларов), лекарственных  средств (на 10,3 млн. долларов), мебели (на 9,8 млн. долларов).

Таблица 2.12

Данные о внешней торговле продовольственными товарами

 

[1, с. 18]

Увеличение стоимостного объема экспорта и импорта продовольственных  товаров обусловлено, прежде всего, ростом средних цен. Средние цены на экспортированные продовольственные  товары возросли на 15,8%, на импортированные  – на 13,8%. Товарная масса поставок изменилась незначительно (экспорта –  увеличилась на 3,5%, импорта –  уменьшилась на 1%).

Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста  стоимостных объемов поставок свинины (на 88,6 млн. долларов), мяса домашней птицы (на 61,1 млн. долларов), сыров и творога (на 48,9 млн. долларов), говядины (на 36 млн. долларов), замороженных ягод (на 30,8 млн. долларов), молочной сыворотки (на 30,6 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 28,1 млн. долларов).

Одновременно возросли стоимостные  объемы импортных закупок свинины (на 111,9 млн. долларов), масел растительных (на 24,3 млн. долларов), яблок (на 21,4 млн. долларов), картофеля (на 19,5 млн. долларов), рыбы мороженой (на 11,8 млн. долларов).

3. Оценка эффективности  государственного регулирования  внешней торговли в Республике  Беларусь и пути его совершенствования

В современных условиях государство  активно регулирует внешнеэкономические  связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в  принципе больше соответствуют экономические  инструменты регулирования внешнеэкономических  связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д. [10]

В условиях рыночной экономики  внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), имеющая предпринимательский  характер, в целом подчиняется  общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой  деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую  деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование  ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере. [11]

Можно выделить следующие  методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности:

   * таможенно-тарифное  регулирование;

   * нетарифное регулирование;

   * запреты и ограничения  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

   * меры экономического  и административного характера,  способствующие развитию внешнеторговой  деятельности. [12]

Главной задачей внешнеэкономической  политики является создание благоприятных  внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

Внешняя торговля Республики Беларусь регулируется Законом «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  от 25 ноября 2004 года, а также Таможенным кодексом Республики Беларусь, Законом "О таможенном тарифе", указами  Президента Республики Беларусь, постановлениями  Правительства, актами Государственного таможенного комитета и других ведомств.

В соответствии с Законом  о внешнеторговой деятельности, государственное  регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:

   * реализации внешнеторговой  политики как составной части  единой внешней политики Республики  Беларусь;

   * обеспечения национальной  безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической  сфере;

   * единства таможенной  территории Республики Беларусь;

   * приоритета экономических  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

   * невмешательства  в частные дела при осуществлении  внешнеторговой деятельности, за  исключением случаев, когда такое  вмешательство осуществляется на  основании правовых норм в  интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны  здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

   * обеспечения выполнения  обязательств, принятых Республикой  Беларусь по международным договорам,  и реализации прав, возникающих  из международных договоров Республики  Беларусь;

   * применения в отношении  другого государства (группы государств) мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности с  учетом взаимности;

   * выбора мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для ее участников, чем это  необходимо для обеспечения эффективного  достижения целей, преследуемых  данными мерами;

   * обоснованности и  объективности применения мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

   * гарантирования права  на судебную защиту прав, свобод  и законных интересов участников  внешнеторговой деятельности;

   * гласности в применении  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности. [13]

Основные функции управления координации внешнеторговой деятельности:

   * координация работы  республиканских органов государственного  управления, иных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома  по созданию ТПС белорусских  организаций за рубежом; 

   * координация создания  многопрофильных торговых домов  за рубежом, а также работу  белорусского торгово-выставочного  центра, созданного на базе павильона  «Республика Беларусь» Всероссийского  выставочного центра;

   * разработка и осуществление  совместно с республиканскими  органами государственного управления  мероприятий, направленных на  создание условий для роста  экспорта товаров; 

   * формирование Национального  календаря выставок (ярмарок), организуемых  в Республике Беларусь, и Плана  национальных выставок (экспозиций) Республики Беларусь за рубежом; 

   * подготовка национальных  выставок (экспозиций) Республики Беларусь  за рубежом, а также отдельных  международных выставочных мероприятий  в Республике Беларусь.

Осуществлять внешнеторговую деятельность может любая белорусская  компания со дня ее государственной  регистрации. При этом она должна зарегистрироваться на региональной таможне. Внешнеторговые операции совершаются  только на основании соответствующих  контрактов.

В целях либерализации  экономических условий и инвестиционного  климата в Беларуси с 1 апреля 2009 года упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существовавший прежде механизм оформления паспорта сделки был заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация  будет осуществляться в день представления  документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.

Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено  право не регистрировать сделки при  предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном  поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить  с разрешения Национального банка  расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров  без их поступления на таможенную территорию республики.

Резиденты, осуществляющие внешнеторговые операции, могут также прекращать обязательства путем заключения договора факторинга либо с использованием неденежных форм; осуществлять перемену лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки; самостоятельно определять сведения, указываемые в документах, посредством  которых оформлены внешнеторговые операции (за исключением условий  расчета, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены  в таких документах).

Работы в пользу белорусского резидента должны быть выполнены  в течение 90 календарных дней с  даты платежа. За превышение сроков предусмотрен штраф в размере 2% от суммы не поступившего платежа или стоимости  непоставленного товара, но не более  суммы сделки по контракту. Указанные  сроки в исключительных случаях  могут быть продлены Министерством  торговли Республики Беларусь.

Рассмотрим более подробно тарифное регулирование.

В соответствии со ст. 2 Закона, таможенно-тарифное регулирование  — метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения  и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через  таможенную границу Республики Беларусь.

В законе прямо установлено, что основным методом регулирования  внешней торговли товарами, применяемым  в целях защиты внутреннего рынка  Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование. [16]

Под тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность экономических (тарифных) мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части государственного бюджета. [15]

Согласно международной  практике внешнеторгового регулирования, таможенный тариф является основой  государственного воздействия на сферу  внешнеторговой деятельности.

Под Таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Функция тарифного регулирования  — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции  со стороны иностранных товаров. [17]

В соответствии с Законом  о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа являются:

   * рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  Республику Беларусь;

   * поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории Республики  Беларусь;

   * создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Республике  Беларусь;

   * защита экономики  Республики Беларусь от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

   * обеспечение условий  для эффективной интеграции Республики  Беларусь в мировую экономику. 

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь