Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.
Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Таблица 2.7
Данные об объемах экспорта
и импорта промежуточных
[1, с. 15]
На энергетические товары
приходится 49,3% стоимостного объема экспорта
и 53% импорта промежуточных товаров.
За январь-октябрь 2011 г. На внешний рынок
их поставлено на сумму 11 393,1 млн. долларов,
что в 2,3 раза больше, чем за январь-октябрь
2010 г. Импорт энергетических товаров
составил 14 864,3 млн. долларов, что в 1,6
раза больше, чем за январь-октябрь
2010 г. Сальдо внешней торговли энергоносителями
сложилось отрицательным в
Увеличение импорта по прочим промежуточным товарам вызвано значительным ростом стоимостных объемов импортных закупок черных металлов (на 452,6 млн. долларов), сахара-сырца (на 126,4 млн. долларов), двигателей внутреннего сгорания (на 102 млн. долларов), удобрений минеральных смешанных (на 76,2 млн. долларов), каучука натурального (на 66,9 млн. долларов), частей и оборудования для автомобилей и тракторов (на 55,9 млн. долларов), спиртов ациклических (на 45,8 млн. долларов).
Одновременно увеличились
стоимостные объемы поставок на внешний
рынок растворителей и
оборудования для автомобилей и тракторов (на 66,5 млн. долларов), капролактама (на 63,4 млн. долларов), проводов изолированных и кабелей (на 55,9 млн. долларов).
Таблица 2.8
Данные о внешней торговле прочими промежуточными товарами (сырье, материалы, комплектующие)
[1, с. 16]
Таблица 2.9
Объемы экспорта и импорта инвестиционных товаров характеризуются данными
[1, с. 17]
Увеличение поставок на внешний рынок инвестиционных товаров произошло в результате роста стоимостных объемов экспорта тракторов и седельных тягачей (на 559,4 млн. долларов), грузовых автомобилей (на 438,6 млн. долларов), машин и механизмов для уборки и обмолота сельско-хозяйственных культур (на 76 млн. долларов), автомобилей специального назначения (на 52,4 млн. долларов), прицепов и полуприцепов (на 29,2 млн. долларов), металлоконструкций из черных металлов (на 26,3 млн. долларов), дорожной техники (на 23 млн. долларов).
Одновременно увеличились
импортные закупки машин и
устройств для подъема, перемещения,
погрузки или разгрузки (на 79,7 млн. долларов),
вагонов железнодорожных и
Таблица 2.10
Данные о внешней торговле потребительскими товарами
[1, с. 17]
Формирование отрицательного сальдо внешней торговли потребительскими товарами обусловлено результатом экспортно-импортных операций по непродовольственной группе товаров. Отрицательное сальдо по данной группе в январе-октябре 2011 г. составило 1 667,8 млн. долларов. В январе-октябре 2010 г. величина отрицательного сальдо составляла 952,4 млн. долларов.
Стоимостной объем импорта непродовольственных товаров в январе-октябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,5 раза. Возросли поставки на внутренний рынок автомобилей легковых (на 1 405,5 млн. долларов), обоев (на 34,2 млн. долларов), одежды трикотажной (на 15,8 млн. долларов), одежды текстильной (на 12 млн. долларов), лекарственных средств (на 10,3 млн. долларов), мебели (на 9,8 млн. долларов).
Таблица 2.12
Данные о внешней торговле продовольственными товарами
[1, с. 18]
Увеличение стоимостного объема экспорта и импорта продовольственных товаров обусловлено, прежде всего, ростом средних цен. Средние цены на экспортированные продовольственные товары возросли на 15,8%, на импортированные – на 13,8%. Товарная масса поставок изменилась незначительно (экспорта – увеличилась на 3,5%, импорта – уменьшилась на 1%).
Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок свинины (на 88,6 млн. долларов), мяса домашней птицы (на 61,1 млн. долларов), сыров и творога (на 48,9 млн. долларов), говядины (на 36 млн. долларов), замороженных ягод (на 30,8 млн. долларов), молочной сыворотки (на 30,6 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 28,1 млн. долларов).
Одновременно возросли стоимостные объемы импортных закупок свинины (на 111,9 млн. долларов), масел растительных (на 24,3 млн. долларов), яблок (на 21,4 млн. долларов), картофеля (на 19,5 млн. долларов), рыбы мороженой (на 11,8 млн. долларов).
3. Оценка эффективности
государственного
В современных условиях государство
активно регулирует внешнеэкономические
связи в национальных интересах.
Рыночной системе хозяйства в
принципе больше соответствуют экономические
инструменты регулирования
В условиях рыночной экономики
внешнеэкономическая
Можно выделить следующие
методы государственного регулирования
внешнеэкономической
* таможенно-тарифное регулирование;
* нетарифное регулирование;
* запреты и ограничения
внешней торговли услугами и
интеллектуальной
* меры экономического
и административного характера,
Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.
Внешняя торговля Республики Беларусь регулируется Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 года, а также Таможенным кодексом Республики Беларусь, Законом "О таможенном тарифе", указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, актами Государственного таможенного комитета и других ведомств.
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:
* реализации внешнеторговой
политики как составной части
единой внешней политики
* обеспечения национальной
безопасности Республики
* единства таможенной
территории Республики
* приоритета экономических
мер государственного
* невмешательства
в частные дела при
* обеспечения выполнения
обязательств, принятых Республикой
Беларусь по международным
* применения в отношении
другого государства (группы
* выбора мер государственного
регулирования внешнеторговой
* обоснованности и
объективности применения мер
государственного
* гарантирования права
на судебную защиту прав, свобод
и законных интересов
* гласности в применении
мер государственного
Основные функции управления координации внешнеторговой деятельности:
* координация работы
республиканских органов
* координация создания
многопрофильных торговых
* разработка и осуществление
совместно с республиканскими
органами государственного
* формирование Национального
календаря выставок (ярмарок), организуемых
в Республике Беларусь, и Плана
национальных выставок (экспозиций)
Республики Беларусь за
* подготовка национальных
выставок (экспозиций) Республики Беларусь
за рубежом, а также отдельных
международных выставочных
Осуществлять внешнеторговую деятельность может любая белорусская компания со дня ее государственной регистрации. При этом она должна зарегистрироваться на региональной таможне. Внешнеторговые операции совершаются только на основании соответствующих контрактов.
В целях либерализации
экономических условий и
Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию республики.
Резиденты, осуществляющие внешнеторговые
операции, могут также прекращать
обязательства путем заключения
договора факторинга либо с использованием
неденежных форм; осуществлять перемену
лиц в обязательстве с
Работы в пользу белорусского резидента должны быть выполнены в течение 90 календарных дней с даты платежа. За превышение сроков предусмотрен штраф в размере 2% от суммы не поступившего платежа или стоимости непоставленного товара, но не более суммы сделки по контракту. Указанные сроки в исключительных случаях могут быть продлены Министерством торговли Республики Беларусь.
Рассмотрим более подробно тарифное регулирование.
В соответствии со ст. 2 Закона, таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.
В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование. [16]
Под тарифным регулированием
внешнеэкономической
Согласно международной практике внешнеторгового регулирования, таможенный тариф является основой государственного воздействия на сферу внешнеторговой деятельности.
Под Таможенным тарифом понимается
свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу Республики Беларусь, систематизированный
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической
Функция тарифного регулирования — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров. [17]
В соответствии с Законом о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа являются:
* рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;
* поддержание рационального
соотношения вывоза и ввоза
товаров, валютных доходов и
расходов на территории
* создание условий
для прогрессивных изменений
в структуре производства и
потребления товаров в
* защита экономики
Республики Беларусь от
* обеспечение условий
для эффективной интеграции