Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.
Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39
На мировом рынке участвует
огромное количество субъектов хозяйствования
— поставщиков аналогичных
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь представляет собой определенным образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами.
Товарная номенклатура вводится в действие Советом Министров Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. [18]
До 1 января 2008 года в Республике
Беларусь действовала товарная номенклатура
внешнеэкономической
Номенклатура
В Республике Беларусь ТН ВЭД охватывает все виды движимого имущества. Для покрытия всех товаров используются оговорки типа «прочие». Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД Республики Беларусь составляет 10 цифровых знаков, первые шесть из которых — общемировые, а последние четыре отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими в стране.
В Законе о таможенном тарифе также отдельно закреплено понятие таможенной пошлины. В соответствии с Законом, таможенная пошлина — это обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
В соответствии с Законом о таможенном тарифе, ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов.
Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом Республики Беларусь, устанавливаются (изменяются) Советом Министров Республики Беларусь в целях выполнения международных договоров Республики Беларусь, в иных случаях — Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что по общему правилу ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Республики Беларусь, однако Президент также имеет право устанавливать ставки таможенных пошлин.
Такая система установления
ставок таможенных пошлин позволяет
быстро реагировать на состояние
национальной и мировой экономики
и принимать своевременные
Также закон наделяет Президента Республики Беларусь исключительным правом устанавливать нулевые ставки таможенных пошлин, то есть полностью освобождать субъектов от уплаты таможенных платежей. Данная норма позволяет не только эффективно регулировать экономические отношения, но и активно влиять на социальную сферу.
Для большинства товаров,
ввозимых на территорию Республики Беларусь,
ставки ввозных таможенных платежей
до 1 января 2008 года были установлены
в Постановлении № 865. Кроме ставок
ввозных таможенных платежей данный
нормативный акт утверждал
Так, для ряда стран законодателем во исполнение международных договорённостей установлен режим свободной торговли. К ним относятся: Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина. [14]
Для данных стран режим свободной торговли установлен во исполнение Соглашения «О создании зоны свободной торговли», подписанного в Москве 15 апреля 1994 года, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О ратификации соглашения о создании зоны свободной торговли».
В отношении товаров, происходящих
из стран, торгово-политические отношения
с которыми не предусматривают режим
наибольшего
Начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным методом.
Основным является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью по которому является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов.
Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в фиксированном размере в зависимости от категории товаров, и их размер не зависит от таможенной стоимости товаров. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 г. № 443 «О таможенных сборах».
С помощью пошлин государство
стремится рационализировать
Для регулирования внешней торговли используются также нетарифные меры регулирования.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. [16]
Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.
В Республике Беларусь меры
нетарифного регулирования
Рис. 3.1 Нетарифное регулирование в РБ[7]
Основные функции управления нетарифного регулирования:
* лицензирование экспорта
и (или) импорта отдельных
* прием и рассмотрение
документов для выдачи
* формирование и
ведение электронных баз
* участие в разработке
актов законодательства по
* о ведении количественных
ограничений и (или)
* предоставлении
* ограничений и запретов ввоза/вывоза;
* участие в проведении
переговоров по заключению
Большинство нетарифных ограничений экспорта используются для решения следующих основных задач:
* ограничение вывоза
товаров, дефицитных внутри
* ограничение вывоза
товаров в рамках
* для предотвращения
исчерпания невосполнимых
При импорте нетарифные ограничения используются как правило по следующим причинам:
* защита отечественных
товаропроизводителей от
* необходимы для
соблюдения общественной
* необходимы для охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды;
* относятся к экспорту
или импорту золота или
* применяются для защиты культурных ценностей;
* необходимы для
предотвращения исчерпания
* необходимы для
приобретения или
* необходимы для
выполнения международных
* необходимы для
обеспечения национальной
* Также практически
во всех государствах
* контроля за вывозом и ввозом товаров двойного назначения (товары, могущие быть использованными в гражданских и в военных целях);
* контроля за вывозом вооружения и товаров военного назначения. [5]
По общему правилу внешняя
торговля товарами осуществляется без
количественных ограничений. Однако, в
соответствии с Законом «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»,
Президент Республики Беларусь или
по его поручению Правительство
Республики Беларусь могут устанавливать
определённые количественные ограничения.
К ним относятся: временные ограничения
или запреты экспорта товаров
для предотвращения либо уменьшения
критического недостатка на внутреннем
рынке Республики Беларусь продовольственных
или иных товаров, которые являются
существенно важными для
Решения по применению количественных
ограничений при внешней
Лицензирование внешней торговли — это выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.
В настоящее время выдаются следующие виды лицензий:
Генеральная лицензия – лицензия,
выдаваемая участнику внешнеторговой
деятельности на основании решения
Стороны и предоставляющая
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1739 установлено, что генеральная лицензия выдается в следующих случаях:
* при экспорте и
(или) импорте товаров в
* при экспорте лицензируемых
товаров собственного