Внешняя торговля Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

С получением независимости Беларусь, ориентируясь на мировой рынок, постепенно предпринимает шаги, связанные с улучшением свой внешней торговли и сотрудничеством с другими государствами. Но в условии присутствия в стране пока еще нерешенных политических и экономических проблем, этот процесс затягивается и протекает не так интенсивно, как это предполагается планами национального правительства.
Целью работы в соответствии с избранной темой является анализ внешнеторговых отношений в мире в целом и в частности для Беларуси.

Оглавление

Введение 3
1. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений 4
1.1 Понятие внешней торговли, причины и цели 4
1.2 Конкурентные преимущества и международное разделение труда 7
1.3 Методы регулирования внешней торговли 10
2. Особенности внешней торговли Республики Беларусь 14
2.1 Товарная и географическая структуры внешней торговли Республики Беларусь 14
2.2 Состояние торгового баланса Республики Беларусь 24
3. Оценка эффективности государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути его совершенствования 29
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

1111.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

На мировом рынке участвует  огромное количество субъектов хозяйствования — поставщиков аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым  параметрам превосходят отечественные. Для нивелировки внутренних и  мировых цен на аналогичную продукцию  применяются в том числе и  тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых  регулируется импорт товаров на внутренний рынок.

Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь представляет собой определенным образом  построенный перечень товаров с  присвоенными им десятизначными цифровыми  кодами.

Товарная номенклатура вводится в действие Советом Министров  Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. [18]

До 1 января 2008 года в Республике Беларусь действовала товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 июня 2002 г. № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности», включала в себя 21 раздел и 91 группу товаров. Постановлением о  ТНВЭД, вступившим в силу с 1 января 2008 года, утверждена новая ТНВЭД. Данная номенклатура основана на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров, Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества.

Номенклатура Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров (далее — номенклатура ГС) на сегодняшний день в качестве классификатора товаров получила наибольшее распространение  в мире.

В Республике Беларусь ТН ВЭД  охватывает все виды движимого имущества. Для покрытия всех товаров используются оговорки типа «прочие». Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД Республики Беларусь составляет 10 цифровых знаков, первые шесть из которых — общемировые, а последние четыре отражают детализацию  номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими  в стране.

В Законе о таможенном тарифе также отдельно закреплено понятие  таможенной пошлины. В соответствии с Законом, таможенная пошлина —  это обязательный платеж в республиканский  бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В соответствии с Законом  о таможенном тарифе, ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу  Республики Беларусь, видов сделок и других факторов.

Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом  Республики Беларусь, устанавливаются (изменяются) Советом Министров Республики Беларусь в целях выполнения международных  договоров Республики Беларусь, в  иных случаях — Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Анализ данной нормы позволяет  сделать вывод, что по общему правилу  ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Республики Беларусь, однако Президент также имеет  право устанавливать ставки таможенных пошлин.

Такая система установления ставок таможенных пошлин позволяет  быстро реагировать на состояние  национальной и мировой экономики  и принимать своевременные решения  по регулированию внешнеэкономической  деятельности в Республике Беларусь.

Также закон наделяет Президента Республики Беларусь исключительным правом устанавливать нулевые ставки таможенных пошлин, то есть полностью освобождать  субъектов от уплаты таможенных платежей. Данная норма позволяет не только эффективно регулировать экономические  отношения, но и активно влиять на социальную сферу.

Для большинства товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, ставки ввозных таможенных платежей до 1 января 2008 года были установлены  в Постановлении № 865. Кроме ставок ввозных таможенных платежей данный нормативный акт утверждал особые режимы взимания данных платежей в  отношении отдельных товаров.

Так, для ряда стран законодателем  во исполнение международных договорённостей  установлен режим свободной торговли. К ним относятся: Азербайджанская  Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина. [14]

Для данных стран режим  свободной торговли установлен во исполнение Соглашения «О создании зоны свободной  торговли», подписанного в Москве 15 апреля 1994 года, ратифицированного  Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О ратификации соглашения о создании зоны свободной торговли».

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения  с которыми не предусматривают режим  наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых  не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением  случаев предоставления Республикой  Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций).

Начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости.

Определение таможенной стоимости  товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем  применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным методом.

Основным является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью по которому является цена сделки, фактически уплаченная или  подлежащая уплате за ввозимый товар  на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. В том  случае, если основной метод не может  быть использован, применяется последовательно  каждый из перечисленных методов.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу  Республики Беларусь, устанавливаются  Президентом Республики Беларусь и  Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам  Республики Беларусь предоставляются  Президентом Республики Беларусь.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в фиксированном  размере в зависимости от категории  товаров, и их размер не зависит от таможенной стоимости товаров. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

С помощью пошлин государство  стремится рационализировать структуру  импорта. Изменения таможенного  тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию  общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство  своими внешнеторговыми ограничениями  не создавало во внутренней экономике  зоны монопольного господства местных  производителей и в то же время  не допускало разорения важных с  народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной  продукции. Найти оптимальное соотношение  мер регулирования для решения  этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической  политики государства. [10]

Для регулирования внешней  торговли используются также нетарифные меры регулирования.

Нетарифное регулирование  — метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. [16]

Нетарифное регулирование  предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.

В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней  торговли товарами устанавливаются  Президентом Республики Беларусь или  по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений  внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической  политики) или по основаниям неэкономического характера. [16]

 

Рис. 3.1 Нетарифное регулирование  в РБ[7]

Основные функции управления нетарифного регулирования:

   * лицензирование экспорта  и (или) импорта отдельных видов  товаров в порядке и по перечням, определенным действующим законодательством; 

   * прием и рассмотрение  документов для выдачи лицензий  на экспорт и (или) импорт  товаров отдельных видов товаров,  а также рассмотрение обращений  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, связанных с применением  мер нетарифного регулирования  внешней торговли;

   * формирование и  ведение электронных баз данных  по выдаваемым лицензиям; 

   * участие в разработке  актов законодательства по вопросам  регулирования внешней торговли, в том числе: 

   * о ведении количественных  ограничений и (или) лицензирования  экспорта/импорта товаров; 

   * предоставлении исключительного  права на экспорт/импорт отдельных  видов товаров; 

   * ограничений и  запретов ввоза/вывоза;

   * участие в проведении  переговоров по заключению международных  соглашений и подписании протоколов  по торгово-экономическому сотрудничеству  в рамках своей компетенции. 

Большинство нетарифных ограничений  экспорта используются для решения  следующих основных задач:

   * ограничение вывоза  товаров, дефицитных внутри страны. Такое применение нетарифных  ограничений разрешено правилами  ГАТТ/ВТО. Обычно это осуществляется  с помощью квотирования и лицензирования  вывоза;

   * ограничение вывоза  товаров в рамках международных  соглашений (Международные товарные  соглашения) с тем, чтобы обеспечить  стабильность рынка какого-либо  товара;

   * для предотвращения  исчерпания невосполнимых природных  ресурсов, используемых во внутреннем  производстве.

При импорте нетарифные ограничения  используются как правило по следующим  причинам:

   * защита отечественных  товаропроизводителей от недобросовестной  конкуренции со стороны зарубежных  производителей аналогичных товаров; 

   * необходимы для  соблюдения общественной морали  или правопорядка;

   * необходимы для  охраны жизни или здоровья  человека, окружающей среды; 

   * относятся к экспорту  или импорту золота или серебра; 

   * применяются для  защиты культурных ценностей; 

   * необходимы для  предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов и применяются  одновременно с ограничением  внутреннего производства или  потребления, связанных с использованием  невосполнимых природных ресурсов;

   * необходимы для  приобретения или распределения  товаров при общем или местном  их дефиците;

   * необходимы для  выполнения международных обязательств;

   * необходимы для  обеспечения национальной безопасности.

   * Также практически  во всех государствах существуют  меры, направленные на обеспечение: 

   * контроля за вывозом  и ввозом товаров двойного  назначения (товары, могущие быть  использованными в гражданских  и в военных целях);

   * контроля за вывозом  вооружения и товаров военного  назначения. [5]

По общему правилу внешняя  торговля товарами осуществляется без  количественных ограничений. Однако, в  соответствии с Законом «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», Президент Республики Беларусь или  по его поручению Правительство  Республики Беларусь могут устанавливать  определённые количественные ограничения. К ним относятся: временные ограничения  или запреты экспорта товаров  для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных  или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего  рынка Республики Беларусь; ограничения  импорта сельскохозяйственных товаров  или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в  любом виде. [16]

Решения по применению количественных ограничений при внешней торговле товарами в настоящее время принимаются  Советом Министров Республики Беларусь. Во исполнение данного указа принято  Постановление Совета Министров  № 1267 от 27 сентября 2006 г. «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» (далее — Постановление  о лицензировании внешней торговли).

Лицензирование внешней  торговли — это выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление  действия лицензий, их аннулирование.

В настоящее время выдаются следующие виды лицензий:

Генеральная лицензия – лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения  Стороны и предоставляющая право  на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь  от 31 декабря 2009 г. № 1739 установлено, что генеральная  лицензия выдается в следующих случаях:

   * при экспорте и  (или) импорте товаров в пределах  установленных квот;

   * при экспорте лицензируемых  товаров собственного производства;

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь