Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:42, реферат
Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году.
Введение 3
1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси 4
2. Государственное построение розничной торговли в республике
5
3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь
9
4. Состояние розничной торговли Республики Беларусь на 2010 г. 17
Заключение 20
Список использованных источников
4.
Состояние розничной
торговли Республики
Беларусь на 2010 г.
Число точек розничной торговли в Беларуси в последние годы снижается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen (представитель в Беларуси - иностранное предприятие «Эй-Си Нильсен Бел»). Как рассказала на практической конференции «Трейд-маркетинг: как продавать больше» представитель компании Елена Борковская, в 2009 году их стало на 10,5% меньше (16 202) по сравнению с 2005-м.
В то же время в разных по размерам населенных пунктах наблюдаются неодинаковые тенденции, отметила эксперт. Ссылаясь на данные, собранные Nielsen, она рассказала, что наиболее стремительное снижение количества торговых точек зафиксировано в Минске (31%) и малых городах, численностью от 10 до 20 тыс. человек (20%). Незначительные изменения произошли в областных центрах (-1%), городах с числом жителей от 10 до 50 тыс. (-0,4%). В крупных городах (100-250 тыс.) даже произошел рост. По мнению эксперта, причины «первенства» в этом списке самого большого в Беларуси населенного пункта и малых городов разные. Она предположила, что в первом случае причины общего снижения количества точек розничной торговли связаны с административным регулированием, а точнее «выживанием» киосков с минских улиц. В то время как уменьшение числа объектов розничной торговли в малых городах может быть связано с невысокой платежеспособностью тамошнего населения. Давно существующие госмагазины сохраняются, а частные - закрываются. Свою роль сыграло изменение условий деятельности, регулирование деятельности ИП. После запрета нанимать работников многие из них вынуждены были закрыть свои торговые точки, полагает эксперт.
Данные Nielsen говорят о том, что меняется и формат торговли - возникают новые, отмирают старые. Так, появились гипермаркеты, а исчезли «универсамы» - традиционные «советские» магазины торговой площадью до 300 кв.м с обслуживанием покупателей через прилавок. В переписи 2005 года было зафиксировано 57 универсамов, в 2006 году - 28, в 2007-м - уже ни одного. Параллельно росло количество современных больших магазинов - гипер- и супермаркетов: 138 в 2005 году, 147 в 2006-м и 163 в 2007-м. К началу 2009 года перепись Nielsen зафиксировала в Беларуси 8 гипермаркетов и 217 супермаркетов. Что касается киосков, то их по вышеупомянутым причинам стало на 27,8% меньше. В частности, в Минске из 912 по состоянию на начало 2005 года осталось 111. Да и то, по словам Е.Борковской, они потеряли основные признаки киоска как нестационарной точки розничной торговли. Киоски сохранились в подземных переходах и называются таковыми в силу сохранения ассортимента - упакованные продовольственные товары импульсного спроса.
Свои
тенденции - в секторе общественного
питания. Существенно уменьшилось
количество кафетериев/чайных (на 67%), буфетов/закусочных
(41,4%), сократилось число баров/пивных
(на 22,4%). Больше становится ночных клубов
(на 23,5%), ресторанов/кафе (на 7,1%). Интересно,
что не только сохранилась, но и стала
более доступной такая
В целом по стране уменьшается и количество торговых мест на рынках. Имеются в виду киоски, павильоны, контейнеры, палатки, прилавки. Если в начале 2005 года их было 9912, то к началу 2009-го осталось 6163. Максимальные темпы снижения снова демонстрирует Минск (-50,5%), города с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (49,4%) и малые города (48,9%). По мнению экспертов, и в данном случае влияние оказало регулирование деятельности ИП, которые, лишившись наемных работников, ликвидировали или объединили торговые точки.
В
тенденцию снижения не вписываются
только областные центры. Они демонстрируют
хоть и небольшой, но рост - на 1,6%. «Вероятно,
относительно высокий платежеспособный
спрос (по сравнению с более мелкими
городами) мотивировал рыночную торговлю
взять на себя риски работы в изменившихся
менее благоприятных условиях», - пояснила
Е.Борковская [6].
Заключение
Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности.
Рынок розничной торговли в Беларуси представлен, в основном, отдельными торговыми объектами и небольшими сетями (5-10 магазинов).
Одной из особенностей розничной торговли Республики Беларусь является отсутствие крупного национального оператора, вследствие этого концентрация бел очень низкая по сравнению со многими европейскими странами (5-7%).
Число точек розничной торговли в Беларуси в последние годы снижается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen (представитель в Беларуси - иностранное предприятие «Эй-Си Нильсен Бел»). Как рассказала на практической конференции «Трейд-маркетинг: как продавать больше» представитель компании Елена Борковская, в 2009 году их стало на 10,5% меньше (16 202) по сравнению с 2005-м.
В целом по стране уменьшается и количество торговых мест на рынках. Имеются в виду киоски, павильоны, контейнеры, палатки, прилавки. Если в начале 2005 года их было 9912, то к началу 2009-го осталось 6163. Максимальные темпы снижения снова демонстрирует Минск (-50,5%), города с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (49,4%) и малые города (48,9%). По мнению экспертов, и в данном случае влияние оказало регулирование деятельности ИП, которые, лишившись наемных работников, ликвидировали или объединили торговые точки.
1. Розничная торговля: обзор отрасли за 2010 год // Партнер ООО «Капитал Таймс», №12. – 2010 г.
2. Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 460 с.
3. Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
4. Положение о приемке товаров по количеству и качеству Утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 августа 2001 г. № 5/7505).
5. Правила ведения розничной торговли [Электронный ресурс] // Юридический консалтинг . – Режим доступа:
http://www.legservices.com/
6. Торговые центры
и универсамы [Электронный ресурс]
. – Режим доступа: http://www.interfax.by/
Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь