Розничная торговля в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:42, реферат

Краткое описание

Розничная торговля в Беларуси является одним из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году.

Оглавление

Введение 3
1. Краткий обзор розничной торговли в Беларуси 4
2. Государственное построение розничной торговли в республике
5
3. Правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь
9
4. Состояние розничной торговли Республики Беларусь на 2010 г. 17
Заключение 20
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

     Отдельным категориям покупателей, нуждающимся  в социальной защите, могут предоставляться  льготы и преимущества в торговом обслуживании в порядке, установленном законодательством.

     Продавец  обязан своевременно в наглядной  и доступной форме довести  до сведения покупателя необходимую  и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. 

     Информация  в обязательном порядке должна содержать:

наименование  товара;

фирменное наименование (наименование) и место  нахождения (юридический адрес) изготовителя товара (для индивидуального предпринимателя  – сведения о государственной  регистрации), место нахождения предприятия, уполномоченного изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей  и производящего ремонт и техническое обслуживание товара;

сведения  об основных потребительских свойствах  товара (а в отношении продуктов  питания также – о составе, энергетической ценности, безопасности товара, наличии противопоказаний для применения;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного  товара, и порядок предъявления претензий;

правила и условия эффективного и безопасного  использования товара, его хранения и безопасной утилизации;

срок  годности или срок службы, если они  установлены для конкретного  товара, а также сведения о необходимых  действиях покупателя по истечении  указанных сроков и возможных  последствиях при невыполнении таких действий;

цену  и условия приобретения товара.

     Товары, изготовленные индивидуальным предпринимателем, должны иметь ярлык (этикетку) с указанием  сведений о государственной регистрации, а также обозначение нормативного документа по стандартизации, которому должен соответствовать изготовленный товар.

     Если  приобретаемый покупателем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

     Продавец  должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную правовыми  актами, требованиями нормативных документов по стандартизации.

     Информация  о товаре, его изготовителе и продавце доводится до сведения покупателя технической  документацией, прилагаемой к товару, маркировкой, наносимой непосредственно  на товар, а также иными способами, предусмотренными правовыми актами и нормативными документами по стандартизации для отдельных видов товаров.

     Информация  о товарах и их изготовителях  доводится до сведения покупателей на государственном языке.

     Продавец  обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на образцы реализуемых товаров с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, подписи соответствующего должностного лица и печати (штампа) предприятия, даты оформления ценника.

     Товары, расфасованные продавцом, должны иметь  информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса (килограмм, литр и т.п.), весе нетто, стоимости  отвеса, стоимости упаковки, сроке  годности, дате фасования, номере или фамилии фасовщика.

     Цена  продовольственных товаров, продаваемых  вразвес, определяется по весу нетто [5].

 

     4. Состояние розничной  торговли Республики  Беларусь на 2010 г. 

     Число точек розничной торговли в Беларуси в последние годы снижается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen (представитель в Беларуси - иностранное  предприятие «Эй-Си Нильсен Бел»). Как рассказала на практической конференции  «Трейд-маркетинг: как продавать  больше» представитель компании Елена Борковская, в 2009 году их стало  на 10,5% меньше (16 202) по сравнению с 2005-м.

     В то же время в разных по размерам населенных пунктах наблюдаются  неодинаковые тенденции, отметила эксперт. Ссылаясь на данные, собранные  Nielsen, она рассказала, что наиболее стремительное снижение количества торговых точек зафиксировано в Минске (31%) и малых городах, численностью от 10 до 20 тыс. человек (20%). Незначительные изменения произошли в областных  центрах (-1%), городах с числом жителей от 10 до 50 тыс. (-0,4%). В крупных городах (100-250 тыс.) даже произошел рост. По мнению эксперта, причины «первенства» в этом списке самого большого в Беларуси населенного пункта и малых городов разные. Она предположила, что в первом случае причины общего снижения количества точек розничной торговли связаны с административным регулированием, а точнее «выживанием» киосков с минских улиц. В то время как уменьшение числа объектов розничной торговли в малых городах может быть связано с невысокой платежеспособностью тамошнего населения. Давно существующие госмагазины сохраняются, а частные - закрываются. Свою роль  сыграло  изменение условий деятельности, регулирование деятельности ИП. После запрета нанимать работников многие из них вынуждены были закрыть свои торговые точки, полагает эксперт.

     Данные  Nielsen говорят о том, что меняется и формат торговли - возникают новые, отмирают старые. Так, появились гипермаркеты, а исчезли «универсамы» - традиционные «советские» магазины торговой площадью до 300 кв.м с обслуживанием покупателей через прилавок. В переписи 2005 года было зафиксировано  57 универсамов, в  2006 году - 28, в 2007-м - уже ни одного.  Параллельно росло количество современных больших магазинов - гипер- и супермаркетов: 138 в 2005 году, 147 в 2006-м и 163 в 2007-м. К началу 2009 года перепись Nielsen зафиксировала в Беларуси 8 гипермаркетов и 217 супермаркетов. Что касается киосков, то их по вышеупомянутым причинам стало на 27,8% меньше. В частности, в Минске из 912 по состоянию на начало 2005 года осталось 111. Да и то, по словам Е.Борковской, они потеряли основные признаки киоска как нестационарной точки розничной торговли. Киоски сохранились в подземных переходах и называются таковыми в силу сохранения ассортимента - упакованные продовольственные товары импульсного спроса.

     Свои  тенденции - в секторе общественного  питания. Существенно уменьшилось  количество кафетериев/чайных (на 67%), буфетов/закусочных (41,4%), сократилось число баров/пивных (на 22,4%). Больше становится ночных клубов (на 23,5%), ресторанов/кафе (на 7,1%). Интересно, что не только сохранилась, но и стала  более доступной такая советская  точка общепита, как столовая. Их стало больше на 9%. Правда, как пояснила Е.Борковская, произошло это не из-за строительства новых, а за счет того, что некоторые предприятия открыли  свои точки общепита для широкого круга посетителей.  Наиболее ярко эти тенденции выражены в Минске. Что касается остальных городов, там как о тенденции можно говорить о снижении количества точек общественного питания к 2009 году по сравнению с 2005-м. Незначительный рост дают только бары/пивные.

     В целом по стране уменьшается и  количество торговых мест на рынках. Имеются  в виду киоски, павильоны, контейнеры, палатки, прилавки. Если в начале 2005 года их было 9912, то к началу 2009-го осталось 6163. Максимальные темпы снижения снова  демонстрирует Минск (-50,5%), города с  численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (49,4%) и малые города (48,9%). По мнению экспертов, и в данном случае влияние оказало регулирование  деятельности ИП, которые, лишившись  наемных работников, ликвидировали  или объединили торговые точки.

     В тенденцию снижения не вписываются  только областные центры. Они демонстрируют  хоть и небольшой, но рост - на 1,6%. «Вероятно, относительно высокий платежеспособный спрос (по сравнению с более мелкими  городами) мотивировал рыночную торговлю взять на себя риски работы в изменившихся  менее благоприятных условиях», - пояснила Е.Борковская [6]. 

Заключение 

     Розничная торговля в Беларуси является одним  из секторов в стране, в котором  доминируют предприятия частной  формы собственности.

     Рынок розничной торговли в Беларуси представлен, в основном, отдельными торговыми  объектами и небольшими сетями (5-10 магазинов).

     Одной из особенностей розничной торговли Республики Беларусь является отсутствие крупного национального оператора, вследствие этого концентрация бел  очень низкая по сравнению со многими  европейскими странами (5-7%).

     Число точек розничной торговли в Беларуси в последние годы снижается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen (представитель в Беларуси - иностранное  предприятие «Эй-Си Нильсен Бел»). Как рассказала на практической конференции  «Трейд-маркетинг: как продавать  больше» представитель компании Елена Борковская, в 2009 году их стало  на 10,5% меньше (16 202) по сравнению с 2005-м.

     В целом по стране уменьшается и  количество торговых мест на рынках. Имеются  в виду киоски, павильоны, контейнеры, палатки, прилавки. Если в начале 2005 года их было 9912, то к началу 2009-го осталось 6163. Максимальные темпы снижения снова  демонстрирует Минск (-50,5%), города с  численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (49,4%) и малые города (48,9%). По мнению экспертов, и в данном случае влияние оказало регулирование  деятельности ИП, которые, лишившись  наемных работников, ликвидировали  или объединили торговые точки.

 

     Список  использованных источников

 

            1. Розничная торговля: обзор отрасли за 2010 год // Партнер  ООО «Капитал Таймс», №12. – 2010 г.

            2. Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 460 с.

            3. Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.

            4. Положение о приемке товаров по количеству и качеству Утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 августа 2001 г. № 5/7505).

            5. Правила ведения розничной торговли [Электронный ресурс] // Юридический консалтинг . – Режим доступа:

          http://www.legservices.com/jurist/0000039.shtml

            6. Торговые центры  и универсамы [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.interfax.by/article/55589

Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь