Валовой внешний долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:13, реферат

Краткое описание

Сегодня наиболее актуальными для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики.

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 40.53 Кб (Скачать)

     Сегодня наиболее актуальными  для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики.

     Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.  

     ПРОБЛЕМЫ  ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ  РБ

     За  последние годы произошли  серьезные изменения  в объеме и структуре  внешнего долга Республики Беларусь. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь внешний государственный долг - общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Колоссальный его рост, увеличение доли менее надежного корпоративного долга, краткосрочной составляющей, трансформация внутреннего государственного долга во внешний обусловливают необходимость более тщательного исследования тенденций и динамики внешнего долга Беларуси.

     В настоящее время внешнедолговой портфель Беларуси подвержен следующим видам рисков

  • риск долгового объема, в наибольшей степени характерный для корпоративного сектора, с 2007г. – органов государственного управления. Увеличение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание негативно отражается на состоянии платежного баланса, накоплении официальных золотовалютных резервов, ликвидности и устойчивости банковской системы и корпоративного сектора;

     Анализируя  структуру ВВД  по секторам экономики, можно отметить постоянное преобладание и увеличение объема внешнего долга  других секторов (так называемого корпоративного сектора), удельный вес которого на 01.01.2011г. составил 38 %. Наименьшую долю составляет внешний долг органов денежно-кредитного регулировании, причем наблюдалось его сокращение с 21,7% на 01.01.1997 г. до 6,5% на 01.01.2011г.

     Доля  внешнего долга органов  государственного управления вначале уменьшилась  с 33,5% на 01.01.1997 г. до 8,2% на 01.01.2004г., затем  вновь возросла до 35,3% на 01.01.2011г. Доля внешнего долга банков на ранних этапах развития долговой ситуации по сравнению с другими секторами была незначительна(8,8% на 01.01.1997г.), увеличившись к 01.01.2011г. до 20,2% .

     Ситуация  в сфере обслуживания долга осложняется  хроническим дефицитом внешнеторгового сальдо, что обусловливает необходимость сохранения финансирования данного дефицита за счет последующих притоков иностранного капитала в долгосрочной перспективе.

     Результаты  внешнеторговой деятельности Беларуси непосредственно  влияют на состояние  международных резервов страны, поскольку  валютные поступления  от экспорта являются основным источником пополнения резервных запасов.

  • риск рефинансирования, связанный с увеличение объема долга и его краткосрочной составляющей, а также отсутствием альтернативных внутренних источников финансирования экономического развития;

     В структуре ВВД  Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно увеличивалась, достигнув максимума в 2005г. – 77,8%(пороговое значение – 50%). Такая структура внешнего долга делает его динамику весьма чувствительной к изменению цены денег – долг повышается быстро в кризисные периоды, когда растут процентные ставки или национальная валюта обесценивается. Начиная с 2005г. происходит некоторое сокращение краткосрочной составляющей ВВД – до 47,6% на 01.10.2009г

  • валютный риск, определяемый волатилностью обменных курсов, нестабильностью на международном и валютном ранке Республики Беларусь, наличием понижающего давления на обменный курс белорусского рубля к доллару США, существующим валютным составом портфеля внешнего государственного долга;
  • риск ликвидности, усугубляемый недостаточными золотовалютными резервами и зависимостью белорусского экспорта от конъюнктуры на международных товарных рынках;
  • риск случайных долгов, в незначительной мере влияющий на внешнедолговую ситуацию, поскольку доля государственных гарантий в общем объеме внешнего государственного долга не превышает 2%;
  • операционный риск, связанный с недостаточно скоординированной и результативной деятельностью отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка), отсутствием законодательной базы, регулирующей сферу ВВД.

     Перечисленные риски не позволяют  выполнить исчерпывающий  анализ проблем, связанных  с внешним долгом, но являются основанием для выбора приоритетов  в долговом управлении. Кроме того, на основании  выявленной системы  рисков определяется экономически безопасный уровень внешнего долга путем разработки относительных показателей ВВД Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, выступающих в качестве «сигнальных» пороговых значений, согласно которым государственные органы могут принимать ограничительные меры для недопущения превышения валовым внешним долгом данных «порогов».

     Система управления государственным  внешним долгом Республики Беларусь базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала. Внешнюю задолженность можно считать экономически приемлемой, если предполагается, что страна может полностью выполнить свои внешние обязательства, не прибегая к переоформлению долга или накапливанию просроченных платежей.

     Наиболее  крупными заимодавцами являются такие международные  финансовые организации, как МВФ, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов - Германия, США и Россия.

     На 1 января 2011 г. валовой  внешний долг Республики Беларусь составил      28 512.1 млн. долл. США. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности по состоянию по состоянию на 2010 год.

     В структуре внешнего государственного долга  Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1%, кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9%. На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

     В условиях мирового финансового  кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".

     В процессе управления внешней задолженностью перед Республикой  Беларусь встаёт необходимость  решения следующих  задач:

  1. поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
  2. контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;
  3. минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;
  4. своевременное и полное выполнение обязательств и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика;
  5. обеспечение эффективного использования привлечённых средств;
  6. обеспечение стабильности рынка долговых обязательств;
  7. создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения эффективного контроля за привлечением и использованием средств;
  8. согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом.
 

     ОЦЕНКА  УРОВНЯ МИРОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

     Долг стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) значительно ниже, чем долговые показатели в странах Еврозоны.  Так, совокупный госдолг Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и Хорватии составляет около 200 млрд. евро, а одной только Греции - 300 млрд. евро. В относительном выражении все страны ЦВЕ (за исключением Венгрии) сохранили свой государственный долг на уровне ниже 60% от ВВП. Государственный долг Венгрии составляет порядка 80% от ВВП в 2009 г., что является средним показателем по еврозоне.  

     Лидером по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий являются США— 14,412 трлн. долл. США. В государство-должника Соединенные Штаты Америки превратились в 1985 г. (впервые с 1919 г.), когда  иностранные активы в этой стране превысили ее активы за рубежом и нетто-дебиторская позиция достигла 200 млрд. долл. США.

     На  долю государств с формирующимся рынком и развивающихся стран приходится 3 492,9 млрд. долл. США внешнего долга, в том числе на государства Азии — 968,7, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — 760,5, западного полушария — 754,2, Содружества Независимых Государств (СНГ) — 435,9, Ближнего Востока — 318,7, африканские страны — 254,8 млрд. долл. США3 [5, с. 272].

     Одним из показателей, позволяющих  наглядно увидеть  место каждого  государства в  общей сумме мировой  задолженности, является удельный вес отдельных  стран в общем  объеме мирового внешнего долга. В настоящее  время 25,29% всех внешних заемных средств в мире приходится на США, 8,3% — на Германию. Удельный вес бывших советских республик невелик: Беларуси – 0,022 %, России — 0,65%, Казахстана — 0,17%, Украины — 0,12%, у остальных еще меньше — от 0,05 (Латвия) до 0,002% (Таджикистан). Невысокие параметры у государств Восточной Европы.

     Темпы роста внешнего долга  дают возможность  проследить его динамику за определенный период и свидетельствуют о том, что практически по всем странам происходит увеличение общих объемов внешнего долга. В последние годы наиболее высокие темпы роста внешнего долга наблюдаются у развитых государств, особенно у стран Европейского союза (ЕС). Среднегодовые темпы прироста внешнего долга Республики Беларусь за период с 1997 г. по 2011 г. колеблются от 2 до 85% и практически соответствуют среднемировым.

     Показатель  внешнего долга на душу населения дает больше представления о внешнеэкономической зависимости страны, чем его абсолютное значение. По данному показателю лидируют развитые государства, а самые высокие значения этого параметра у Люксембурга – 4028,3, Ирландии – 515,7, Нидерландов — 226,5 тыс. долл. США; Швеции — 72,6 и Германии — 63,5 тыс. долл. США. У Республики Беларусь внешний долг на душу населения по сравнению с другими странами невелик – 3007 долл.США. Однако настораживает его рост: за период с 1997 г. по 2010 г. он увеличился почти в 7 раз. Так, в США внешний долг вырос в 44 раза, Германии — в 115 раз, Бразилии — в 1,6 раза, Венгрии — в 10,7 раза и в России — в 13,6 раз.

     Наиболее  определяющими показателями внешнего долга являются его соотношения  с валовым национальным доходом (ВНД, GNI) и  экспортом (XGS) . Они  показывают возможность  без особых проблем  обслуживать внешний  долг за счет переключения ресурсов с производства товаров для внутреннего потребления на производство экспортных товаров. Действительно, страна может иметь высокое отношение долга к экспорту, но низкое отношение долга к ВНД, если экспортные товары составляют весьма небольшую долю ВНД.

     Критический уровень показателя EDT/GNI (отношение  внешнего долга к  экспорту) 50% постоянно  наблюдается у  Казахстана, Латвии, в отдельные годы у России, Польши. Превышение уровня в 50% в 2010 г. имели Германия (159%), Швеция (165%), Ирландия (1004) и др. Одно из самых  низких значений отношения  долга к ВНД  зафиксировано у  Китая —7%; самые  высокие — у  государств Африки (например, у Гвинеи-Бисау — до 396%, Либерии — до 733%). У Республики Беларусь данный параметр один из самых невысоких — на 01.01.2011 он составляет 57,3 % годового ВВП.

     Отношение внешнего долга к  экспорту (EDT/XGS) может  служить показателем устойчивости безопасного уровня долга, поскольку увеличение отношения долга к экспорту со временем при данной процентной ставке подразумевает более высокие темпы роста общего долга по сравнению с основным источником поступлений в страну извне. Данный показатель имеет отличительную особенность: при превышении критической отметки до 275% может частично или полностью списываться внешний долг страны.

     Расходы по обслуживанию внешнего долга (TDS) включают в  себя все платежи, осуществляемые заемщиком: основной долг, проценты и комиссии. Самые  высокие показатели расходов по обслуживанию внешнего долга у  Бразилии, Мексики, России. В целом на страны с формирующимся рынком и на развивающиеся государства в 2010 г. приходилось 575 млрд. долл. США, в том числе на страны Азии — 128,9, ЦВЕ — 140,4, западного полушария — 148,7, СНГ — 91,2, Ближнего Востока — 36,2, Африки — 29,6 млрд. долл. США. Из государств высокие показатели имеют Турция — 40,5 млрд. долл. США, Таиланд — 14,7, Казахстан — 14,5, Филиппины — 13,7, Румыния — 8,7 млрд.долл. США. Весьма скромное место в этом ряду занимает Республика Беларусь.

     Расходы по обслуживанию внешнего долга к экспорту (TDS/XGS). Рекомендуемое предельное значение не более  20—30%. Данное соотношение определяется как отношение платежей по обслуживанию основного долга и процентов по внешней долгосрочной и краткосрочной задолженности к экспорту товаров и услуг за любой отдельно взятый год. Отношение обслуживания долга к экспорту потенциально может служить показателем устойчивости долговой ситуации, поскольку оно дает представление о том, какая часть экспортных поступлений страны будет использована для обслуживания долга, и, следовательно, о том, насколько чувствительно погашение обязательств по обслуживанию долга к неожиданному сокращению поступлений от экспорта. Как правило, это соотношение позволяет выявить государства со значительным краткосрочным внешним долгом.

Информация о работе Валовой внешний долг Республики Беларусь