Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:13, реферат
Сегодня наиболее актуальными для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики.
Ставя во главу угла платежи, отношение обслуживания долга к экспорту позволяет учитывать соотношение льготных и нельготных обязательств в составе долга, а динамика этого отношения во времени, особенно в рамках среднесрочных сценариев, может дать полезную информацию о пике платежей.
Как показатель внешней уязвимости отношение обслуживания долга к экспорту имеет ряд недостатков, помимо того, что платежи по обслуживанию долга и экспортные поступления из года в год могут меняться. Отношение обслуживания долга к экспорту, если оно не скорректировано на долю импортной продукции в объеме экспорта, характеризуется смещением в сторону уменьшения в странах с высокой склонностью к экспорту. Данное утверждение также относится к отношению долга к экспорту.
Процентные платежи по внешнему долгу (INT) достигают наиболее высоких значений у Бразилии, Мексики, России, Китая и Индии, что свидетельствует о дорогих заимствованиях этих государств. Как видно, выплаты процентов составляют в среднем 25 % всех расходов по обслуживанию внешнего долга.
Отношение процентных платежей к ВНД (INT/GNI) в рассматриваемых странах находится в пределах от 3 до 0,5%. У Республики Беларусь данный показатель — один из самых невысоких, точно так же, как и отношение процентных платежей к экспорту (INT/ XGS;). Самые высокие параметры: у Бразилии — 9%; Латвии — 7; Казахстана — 6; Венгрии, Мексики, Румынии — 4 %.
Отношение официальных международных резервов к внешнему долгу (RES/EDT) показывает, может ли страна использовать свои резервы для погашения внешнего долга. Оно позволяет определить, как скоро государство будет вынуждено скорректировать свою политику, если оно лишится доступа к внешним заимствованиям (например, в силу неблагоприятных изменений на международных рынках капитала). В анализируемой группе стран у Республики Беларусь данное соотношение — одно из самых небольших, сопоставимое с Казахстаном, Латвией, а также Молдовой, Таджикистаном, Киргизией, Мозамбиком и Уругваем.
Ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако анализируя мировую задолженность, помимо вышеуказанных показателей необходимо учитывать в том числе определенные изменения, происходящие в структуре внешнего долга.
С учетом благоприятной хозяйственной динамики большинства государств с формирующимся рынком и развивающихся стран следует отметить, что в последние годы они сумели привлечь значительные объемы краткосрочных кредитов, доля которых в общей задолженности повысилась с 13,2% в 2000 г. до 25% в 2010 г. Наиболее высокий удельный вес краткосрочного долга в государствах Ближнего Востока — 43,9 %; ЦВЕ — 24,6% и в развивающихся странах Азии — 28,4%. В менее благополучных и надежных в финансовом отношении государствах Африки и Латинской Америки соответствующий показатель не превышает 10%, а по группе сильно обремененных долгами беднейших стран он не достигает и 3%. Краткосрочные обязательства превалируют и в Республике Беларусь — на 01.01.2011 их объем составил 12 793.6 млн. долл. США (около 20% годового ВВП), что соответствует 44,9% общего размера валового внешнего долга.
Отклонение
от критических значений
некоторых показателей
не обязательно ведет
к возникновению кризиса.
Во многих развитых
государствах определенные
параметры превышают
допустимые больше,
чем у стран с формирующимся
рынком, оказавшихся
уязвимыми по отношению
к финансовым кризисам.
Важную роль также играют
основные макроэкономические
показатели, в частности,
дефицит счета текущих
операций и реальный
валютный курс.
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РБ
Сегодня Республика Беларусь – это малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников материально-сырьевых ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу развития республики.
Экономической безопасности принадлежит решающая, базисная роль в системе Национальной безопасности.
Минэкономики Беларуси прогнозирует, что в 2011 году 6 из 17 важнейших индикаторов экономической безопасности выйдут за пределы пороговых значений. Как следует из Постановления 31 декабря 2010 г. № 199 пороговые значения, которые считаются безопасными для экономики страны, будут превышены, в том числе по таким показателям, как средняя зарплата, уровень малообеспеченности, внешнеторговое сальдо, уровень золотовалютных резервов.
Отношение платежей по обслуживанию долга к доходам республиканского бюджета составит 6,8% (против 5,7% в 2010 году) и пороге не более 10%. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке составит 3,9% (против 3,4% в 2010 году) и пороге также не более 10%. Следует отметить, что все перечисленные индикаторы рассчитываются при условии обязательного выполнения страной прогнозов социального экономического развития, в частности, достижение роста ВВП на 9-10% и т.д.
Стоит напомнить, что эксперты МВФ прогнозируют замедление роста ВВП Беларуси до 6,9% в 2011 году с 7,6% в 2010 году. Очевидно, что в таком случае не будут выполнены большинство индикаторов экономической безопасности Беларуси.
Одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики страны является валовой внутренний продукт.
В январе-феврале 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 24,5 трлн.рублей и увеличился по сравнению с январем-февралем 2010г. в сопоставимых ценах на 7,8%. Прогнозом на 2011 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. №596 предусмотрен его рост на 9-10%.
В январе-феврале 2011г. использовано 6,6 трлн.рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 130,1% к уровню января-февраля 2010 г. при прогнозе на 2011год, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596, – 116-117%.
В январе 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 9,5 трлн. рублей и по сравнению с январем 2010 г. увеличился на 38,7%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 25,4%.
Реальные располагаемые
В январе 2011 г. в экономике республики было занято 4644,2 тыс. человек, что на 0,2% больше, чем в январе 2010 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3454,7 тыс. человек, или 74,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец февраля 2011г. составила 34,1 тыс. человек, что на 21,7% меньше, чем в феврале 2010 г. и на 1,1% меньше, чем в январе 2011г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец февраля 2010 г. – 0,9%) при пороговом значении- 7%.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе-феврале 2011 г. составил 11173,5 млрд. рублей, или 122% к уровню января-февраля 2010 г.
По данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за январь 2011 г. составил 4528 млн. долларов США, в том числе экспорт – 1922,3 млн. долларов, импорт – 2605,7 млн.долларов. К уровню января 2010 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 111,1%, экспорт – 90,9%, импорт – 132,9%. В январе 2011 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 683,4 млн. долларов.
По оценке МВФ, инфляция в Беларуси в 2011 году ускорится до 10,5% с 9,9% в 2010 году.
Статистические данные об итогах социально-экономического развития республики в январе 2011 г. в целом показали позитивные тенденции дальнейшего экономического роста.
В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.
Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.
Экономический
уровень развития
Беларуси к концу
пятилетия будет
сопоставимым со средней
европейской страной.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РБ, СТРАН ЦВЕ И СНГ
Страны ЦВЕ сильно пострадали от глобального финансового кризиса 2009 г., хотя и в разной степени в разных странах. Семь из десяти стран мира, в которых падение ВВП было самым большим, расположены в этом регионе. Страны Балтии и Украина оказались среди мировых лидеров по темпам падения ВВП.
Восемь стран Центральной и Восточной Европы обратились в МВФ за предоставлением экстренной экономической помощи. Уровень долгов начал приближаться к критическому значению, что в условиях новых заимствований стало причиной паники на рынке и резкого ухудшения настроения инвесторов.
В среднем по странам ЦВЕ дефицит текущего счета платежного баланса в 2010г. составил 2,8% ВВП, что является достаточно высоким показателем. Гораздо больше тревоги вызывает размер и структура долга. В целом ряде стран уровень долга очень высок, а отношение золотовалютных резервов к объему краткосрочного долга находится на очень низком уровне. Наибольшей угрозе долгового кризиса подвержены Латвия и Литва. Очень серьезные угрозы угрожают развитию Беларуси, Украины и Болгарии.
В 2007 году практически все основные страны ЦВЕ (за исключением Венгрии) выполняли Маастрихтские критерии по размеру дефицита бюджета (3% ВВП). В 2010г. ситуация кардинально изменилась. Только Эстония и Беларусь сумели выполнить критерий по размеру дефицита бюджета. При этом по данным МВФ к белорусским данным нужно относиться осторожно по причине недостаточной прозрачности бюджетной и финансовой статистики.
Пока в странах ЦВЕ есть достаточный объем золотовалютных резервов, чтобы противодействовать рискам дефолта. Исключением являются Литва и Беларусь.
Экономическая политика белорусских властей 2010 года имела лишь краткосрочный позитивный эффект. Накопление долгов усугубило внешние позиции нашей страны.
Почти во всех странах СНГ отношение совокупного внешнего долга к ВВП намного меньше, чем в большинстве стран ЕС. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что государства Содружества в отличие от "евросоюзовских" не поддерживали высокий уровень жизни и потребительских расходов за счет безудержного роста внутренних и внешних заимствований.
Если, например, в регионе ЕС совокупный внешний долг стран-членов вдвое, а то и вчетверо выше к национальному ВВП, то в регионе Содружества этот показатель, как правило, меньше 70%.
Ни у одной из стран СНГ объем совокупного внешнего долга не превышает ВВП, а в отдельных случаях этот показатель крайне далек от критического, например, в зоне евро.
Что касается притока прямых иностранных капиталовложений, максимальным этот показатель является в России - свыше $44 млрд, в Казахстане ($9,5 млрд) и на Украине ($4,5 млрд) в 2009-м. Но если почти во всех странах СНГ приток таких инвестиций понизился в среднем на четверть из-за общемирового финансового кризиса, то в Туркменистане и Узбекистане их объем возрос почти наполовину - соответственно, до $1,4 и 1,5 млрд, а в Азербайджане - более чем в 10 раз - до $0,5 млрд. Это обусловлено реализацией в тех странах новых проектов по развитию нефте-, газодобычи, расширению сети магистральных трубопроводов и железных дорог.
Чем ниже отношение совокупного внешнего долга к ВВП, тем стабильнее темпы импорта зарубежных инвестиций. В СНГ такая тенденция характерна для России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. На фоне долгового кризиса в еврозоне и других странах ЕС, а также дестабилизации евро многие страны СНГ, с учетом динамики их ВВП и совокупного внешнего долга, становятся более привлекательными для долгосрочных иностранных вложений.
В ослаблении зависимости экономических связей внутри СНГ от евро-долларовых перепадов все более важную роль играет развитие взаиморасчетов между странами Содружества в нацвалютах стран Содружества. По имеющимся данным, доля нацвалют в объеме взаиморасчетов между государствами СНГ к концу 2010г. превысила 20.
Информация о работе Валовой внешний долг Республики Беларусь