Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа
Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.
Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Исторически сложились два вида международной торговой политики. Если государство стимулирует экспорт и сдерживает импорт товаров и услуг, говорят о политике протекционизма (защиты) собственной национальной экономики. Если страны вступают в период промышленных переворотов, идет процесс либерализации внешней торговли и страны переходят к политике свободной торговли (фритредерству).
Исходя из анализа мира, можно сделать вывод о том, что конкуренция на международной арене не является чистой или совершенной, поэтому неравенство между странами - это правило, а не исключение. На этом и основаны аргументы в пользу политики протекционизма. Защита необходима новым появившимся отраслям, не способным выдержать международную конкуренцию. Закрытие границ привлекает капитал, участвующий в развитии национальной экономики, - это первый аргумент с точки зрения структуры.
С
точки зрения конъюнктуры протекционизм
прогрессивен тем, что может увеличить
уровень занятости и
В краткосрочном периоде он может улучшить условия обмена, перенося протекционистские издержки на иностранных производителей.
В самом общем виде аргументация в пользу протекционизма выглядит следующим образом: он устанавливает барьеры, способствуя развитию важнейших отраслей, обеспечивающих национальную безопасность (сельское хозяйство, производство стали, химия, компьютерная техника и др.), является способом защиты определенных социальных слоев и некоторых региональных видов деятельности и уровня жизни, так как включает в себя борьбу с теми развитыми странами, у которых ниже уровень заработной платы.
Однако в долгосрочном плане протекционизм вреден для развития национальной экономики. Он уничтожает конкуренцию, развивает искусственное преимущество той или иной отрасли и может тормозить развитие экономики в целом. Он наносит вред потребителям, так как заставляет их переплачивать за товары и услуги. Нередко правительства тех или иных стран вводят протекционизм временно для защиты зарождающейся или испытывающей трудности отрасли либо в качестве сопровождения конъюнктурной национальной политики, отличной от той, что проводят другие крупные страны. Вместе с тем нередко оказывается трудно определить срок этих временных мер. Во время депрессии 30-х гг. XX в. международная торговля потерпела крах, потому что введение протекционизма с целью защиты отечественных рабочих мест за счет рабочих мест за границей вызвало цепную реакцию в других странах с последующим экономическим спадом, имеющим глобальные последствия. Уроки разрушительных торговых войн этого периода до сих пор заставляют правительства многих стран опасаться принятия широких торговых ограничений [16, с. 540].
Преимущества свободной торговли основаны на том, что она благоприятствует развитию международной специализации, конкуренции; дает возможность расширять рынки, увеличивая масштабы производства, способствуя в конечном счете удовлетворению спроса потребителей.
Последовательно
проводившееся в течение
Следовательно, между свободой торговли и протекционизмом должно существовать равновесие. Это равновесие необходимо для глобального прогресса мировой экономики, а любые изменения, отклонения в ту или иную сторону неизбежно усиливают неравенство между странами.
Для
более полного понимания
Политика протекционизма проводится главным образом двумя путями:
а) через таможенный тариф;
б) нетарифные ограничения.
Оба пути широко практикуются во всем мире.
Таможенный тариф – «систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы» [15, с. 45]. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.
Различают:
1)
фискальные пошлины, которые
2)
протекционистские пошлины,
И те, и другие пошлины взыскивают при выпуске товаров на внутренний рынок данной страны через ее таможню. Экономическая функция пошлины состоит в том, что она увеличивает цену импортных товаров, ввозимых в страну, поэтому создает разницу в цене одного и того же товара - на мировом рынке и в пределах данной страны.
Пошлины в тарифе устанавливаются двумя методами:
а) в виде процентов к цене товара (пошлина с цены), т.е. адвалорная пошлина;
б) в виде определенной суммы с веса, объема, штуки ввозимого товара. Такая пошлина называется специфической. Сегодня в мировой практике применяются оба вида пошлин.
Сам таможенный тариф может быть выражен в трех видах:
- простой (одна ставка пошлины для каждого товара независимой страны);
- сложный (по каждому товару устанавливаются две и больше пошлины - в зависимости от торговых отношений стран: есть между ними торговые соглашения или нет торговых соглашений);
-
преференциальные пошлины, т.е.
Нетарифные ограничения - это система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Их цель - сократить количество импорта в данную страну. К числу нетарифных ограничений относятся:
-
импортные квоты - т.е. максимальные
объемы товаров, которые могут
быть импортированы за какой-
-
добровольные экспортные
Количественные ограничения включают:
а) контингентирование, которое устанавливается через двусторонние переговоры. Контингент может быть общий и тарифный (разрешает ввоз по особо низким пошлинам или вообще беспошлинный);
б) лицензирование - специальное право на ввод в страну определенного количества товаров. Обычно лицензии получают наиболее крупные компании. Лицензии могут быть индивидуальные (как правило, разовое разрешение) и генеральные (на определенное время, на срок) [15, с. 44].
Существуют, кроме того, в мировой практике и меры косвенного или скрытого протекционизма. Сюда входит масса форм и методов, например:
-
разные таможенные
- санитарно-ветеринарные нормы;
- система внутренних налогов и акцизов (т.е. вид косвенного налога на некоторые товары широкого потребления: водка, сахар и др.);
-
различные административные
Все это открыто импорту не препятствует, но создает массу неудобств и волнений, а поэтому является скрытым протекционизмом.
В
мировой экономике, как уже было
отмечено ранее, применяется еще
одна торговая политика, а именно: политика
так называемого «
В наше время к торговой политике «фритредерства» прибегают в отдельных случаях. Так, создание «общего рынка» в Западной Европе в 1957 г. во многом устранило пошлины между странами - членами ЕЭС и стало важнейшим фактором развития после Второй мировой войны. С 40-х гг. XX в. в мировой экономике проявилась тенденция к снижению пошлины, что являлось серьезным стимулом в развитии послевоенного мирового хозяйства. Слаборазвитые страны, вводившие протекционизм, очень медленно поднимались по сравнению с теми, кто проводил более открытую торговую политику.
Торгово-политические средства расширения экспорта имеют два основных направления:
1)
кредитование экспорта в
2) второе серьезное средство - экспортные премии в прямой и косвенной форме. Прямые - это выдача экспортерам денежных средств из госбюджета при экспорте товаров. Они дают возможность товаропроизводителю снижать свои цены на экспортную продукцию и расширять свои экспортные возможности. Косвенные - это предоставление экспортерам различных финансовых льгот - освобождение от уплаты внутренних налогов и др. Важнейшим процессом в сторону либеризации внешней торговли стала в наши дни экономическая интеграция, т.е. объединение рынков двух и более стран в единую зону свободной торговли. Например, этап «Общего рынка» в европейской интерпретации. Целью этого интеграционного этапа западноевропейских стран - «Общий рынок» - стало: постепенная отмена пошлин + импортных квот на все товары, которыми эти страны между собой торговали; установление общей системы пошлин на товары, получаемые извне «Общего рынка»; свободное перемещение (миграция) капитала и рабочей силы в рамках «Общего рынка»; разработка общей политики по ряду экономических проблем, вызывающих взаимный интерес стран-участниц (с/х, транспорт и др.).
Еще один пример - американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно подписано в 1988 г., хотя некоторая часть объема во взаимной торговле этих стран пошлиной уже не облагалась. Тем не менее, сейчас это соглашение – реальный шаг к созданию крупнейшей в мире беспошлинной торговой зоны. Устранены все виды торговых ограничений: квоты, пошлины, нетарифные барьеры и т.д. Канадцы получают свободный доступ на американский рынок, который в 10 раз больше их собственного [15, с. 46].
Американцы выигрывают от снижения цен на канадскую продукцию, а Канада стала крупнейшим торговым партнером США. И сами США - основной покупатель канадского экспорта. Потому выгоды от такого соглашения обоюдно весьма значительны. Это соглашение имеет большое международное значение - оно открывает путь к переговорам с Мексикой, а за ней - и со всей Латинской Америкой.
Тем не менее, на сегодня все же протекционизм остается самой популярной политикой: во-первых, конкуренция в мире растет, особенно со стороны азиатских стран, во-вторых, импорт у многих превышает экспорт, а это значит, что угроза проблеме национальной занятости все еще сильна.
Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития