Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Оглавление

Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Макро БГЭУ Внешняя торговля РБ 2010 Кузьменок.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

     Исторически сложились два вида международной торговой политики. Если государство стимулирует экспорт и сдерживает импорт товаров и услуг, говорят о политике протекционизма (защиты) собственной национальной экономики. Если страны вступают в период промышленных переворотов, идет процесс либерализации внешней торговли и страны переходят к политике свободной торговли (фритредерству).

     Исходя  из анализа мира, можно сделать  вывод о том, что конкуренция на международной арене не является чистой или совершенной, поэтому неравенство между странами - это правило, а не исключение. На этом и основаны аргументы в пользу политики протекционизма. Защита необходима новым появившимся отраслям, не способным выдержать международную конкуренцию. Закрытие границ привлекает капитал, участвующий в развитии национальной экономики, - это первый аргумент с точки зрения структуры.

     С точки зрения конъюнктуры протекционизм  прогрессивен тем, что может увеличить  уровень занятости и возможность  осуществлять различные программы развития.

     В краткосрочном периоде он может улучшить условия обмена, перенося протекционистские издержки на иностранных производителей.

     В самом общем виде аргументация в  пользу протекционизма выглядит следующим образом: он устанавливает барьеры, способствуя развитию важнейших отраслей, обеспечивающих национальную безопасность (сельское хозяйство, производство стали, химия, компьютерная техника и др.), является способом защиты определенных социальных слоев и некоторых региональных видов деятельности и уровня жизни, так как включает в себя борьбу с теми развитыми странами, у которых ниже уровень заработной платы.

     Однако  в долгосрочном плане протекционизм  вреден для развития национальной экономики. Он уничтожает конкуренцию, развивает  искусственное преимущество той или иной отрасли и может тормозить развитие экономики в целом. Он наносит вред потребителям, так как заставляет их переплачивать за товары и услуги. Нередко правительства тех или иных стран вводят протекционизм временно для защиты зарождающейся или испытывающей трудности отрасли либо в качестве сопровождения конъюнктурной национальной политики, отличной от той, что проводят другие крупные страны. Вместе с тем нередко оказывается трудно определить срок этих временных мер. Во время депрессии 30-х гг. XX в. международная торговля потерпела крах, потому что введение протекционизма с целью защиты отечественных рабочих мест за счет рабочих мест за границей вызвало цепную реакцию в других странах с последующим экономическим спадом, имеющим глобальные последствия. Уроки разрушительных торговых войн этого периода до сих пор заставляют правительства многих стран опасаться принятия широких торговых ограничений [16, с. 540].

     Преимущества  свободной торговли основаны на том, что она благоприятствует развитию международной специализации, конкуренции; дает возможность расширять рынки, увеличивая масштабы производства, способствуя в конечном счете удовлетворению спроса потребителей.

     Последовательно проводившееся в течение последних  трех десятилетий устранение препятствий на пути международного обмена способствовало беспрецедентному экономическому развитию всего мира в целом и социальному прогрессу в тех странах, которые включились в этот процесс. Однако установление границ протекционизма и свободной торговли необходимо и при учете уровня развития страны. Строгое соблюдение принципов свободы торговли всеми развивающимися странами могло бы подвергнуть некоторые из них опасности так никогда и не пройти через индустриализацию. Вполне очевидно, что и развитым странам необходимо стараться избегать наводнения национального рынка иностранными товарами, которое остро поставило бы проблему занятости, привело к упадку старые отрасли и дало развиться новым.

     Следовательно, между свободой торговли и протекционизмом  должно существовать равновесие. Это  равновесие необходимо для глобального прогресса мировой экономики, а любые изменения, отклонения в ту или иную сторону неизбежно усиливают неравенство между странами.

     Для более полного понимания политики протекционизма рассмотрим ее инструменты.

     Политика  протекционизма проводится главным образом двумя путями:

     а) через таможенный тариф;

     б) нетарифные ограничения.

     Оба пути широко практикуются во всем мире.

     Таможенный  тариф – «систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы» [15, с. 45]. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

     Различают:

     1) фискальные пошлины, которые применяются  в отношении товаров, не производимых  у себя (в США это кофе, олово, бананы и т.д.). Ставки фискальных пошлин невелики. Их основная цель - наполнить государственный бюджет налоговыми поступлениями;

     2) протекционистские пошлины, которые  предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.

     И те, и другие пошлины взыскивают при выпуске товаров на внутренний рынок данной страны через ее таможню. Экономическая функция пошлины состоит в том, что она увеличивает цену импортных товаров, ввозимых в страну, поэтому создает разницу в цене одного и того же товара - на мировом рынке и в пределах данной страны.

     Пошлины в тарифе устанавливаются двумя  методами:

     а) в виде процентов к цене товара (пошлина с цены), т.е. адвалорная пошлина;

     б) в виде определенной суммы с веса, объема, штуки ввозимого товара. Такая пошлина называется специфической. Сегодня в мировой практике применяются оба вида пошлин.

     Сам таможенный тариф может быть выражен  в трех видах:

     - простой (одна ставка пошлины  для каждого товара независимой страны);

     - сложный (по каждому товару  устанавливаются две и больше пошлины - в зависимости от торговых отношений стран: есть между ними торговые соглашения или нет торговых соглашений);

     - преференциальные пошлины, т.е.  пошлины для товаров определенного  круга, в зависимости от интересов  страны [15, с. 43].

     Нетарифные  ограничения - это система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Их цель - сократить количество импорта в данную страну. К числу нетарифных ограничений относятся:

     - импортные квоты - т.е. максимальные  объемы товаров, которые могут  быть импортированы за какой-то  период времени. Это более эффективный  метод сдерживать международную  торговлю, чем пошлины. Пошлина  не может сдерживать поступления определенных товаров в больших количествах. А низкие импортные квоты полностью запрещают импорт данного товара сверх установленного количества;

     - добровольные экспортные ограничения  - это относительно новая форма торговых барьеров. Возникает в случаях, когда инофирмы дают согласие на свои экспортные ограничения в надежде избежать более жестких торговых барьеров.

     Количественные  ограничения включают:

     а) контингентирование, которое устанавливается  через двусторонние переговоры. Контингент может быть общий и тарифный (разрешает  ввоз по особо низким пошлинам или  вообще беспошлинный);

     б) лицензирование - специальное право  на ввод в страну определенного количества товаров. Обычно лицензии получают наиболее крупные компании. Лицензии могут быть индивидуальные (как правило, разовое разрешение) и генеральные (на определенное время, на срок) [15, с. 44].

     Существуют, кроме того, в мировой практике и меры косвенного или скрытого протекционизма. Сюда входит масса форм и методов, например:

     - разные таможенные формальности;

     - санитарно-ветеринарные нормы;

     - система внутренних налогов и  акцизов (т.е. вид косвенного  налога на некоторые товары  широкого потребления: водка, сахар и др.);

     - различные административные положения,  указы, постановления, распоряжения, касающиеся использования иностранных товаров на данной местности, территории и т.д.

     Все это открыто импорту не препятствует, но создает массу неудобств и  волнений, а поэтому является скрытым протекционизмом.

     В мировой экономике, как уже было отмечено ранее, применяется еще  одна торговая политика, а именно: политика так называемого «фритредерства», т.е. свободная торговля. Такой политики придерживалась, например, Англия до середины XIX в., когда была самой мощной экономической державой («первая механическая мастерская мира»). Или, скажем, Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлину - превращая тем самым территории этих штатов в зону «фритредерства», а это важнейший позитивный фактор экономики.

     В наше время к торговой политике «фритредерства»  прибегают в отдельных случаях. Так, создание «общего рынка» в Западной Европе в 1957 г. во многом устранило пошлины  между странами - членами ЕЭС и  стало важнейшим фактором развития после Второй мировой войны. С 40-х гг. XX в. в мировой экономике проявилась тенденция к снижению пошлины, что являлось серьезным стимулом в развитии послевоенного мирового хозяйства. Слаборазвитые страны, вводившие протекционизм, очень медленно поднимались по сравнению с теми, кто проводил более открытую торговую политику.

     Торгово-политические средства расширения экспорта имеют  два основных направления:

     1) кредитование экспорта в различных  формах и продажа товара на  экспорт по демпинговым ценам, т.е. по более низким, чем мировые. Демпинг - продажа товаров на рынке других стран по ценам ниже уровня мировых. К демпингу прибегают, чтобы внедриться на рынок, расширить объем продаж, вытеснить конкурента;

     2) второе серьезное средство - экспортные премии в прямой и косвенной форме. Прямые - это выдача экспортерам денежных средств из госбюджета при экспорте товаров. Они дают возможность товаропроизводителю снижать свои цены на экспортную продукцию и расширять свои экспортные возможности. Косвенные - это предоставление экспортерам различных финансовых льгот - освобождение от уплаты внутренних налогов и др. Важнейшим процессом в сторону либеризации внешней торговли стала в наши дни экономическая интеграция, т.е. объединение рынков двух и более стран в единую зону свободной торговли. Например, этап «Общего рынка» в европейской интерпретации. Целью этого интеграционного этапа западноевропейских стран - «Общий рынок» - стало: постепенная отмена пошлин + импортных квот на все товары, которыми эти страны между собой торговали; установление общей системы пошлин на товары, получаемые извне «Общего рынка»; свободное перемещение (миграция) капитала и рабочей силы в рамках «Общего рынка»; разработка общей политики по ряду экономических проблем, вызывающих взаимный интерес стран-участниц (с/х, транспорт и др.).

     Еще один пример - американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно подписано  в 1988 г., хотя некоторая часть объема во взаимной торговле этих стран пошлиной уже не облагалась. Тем не менее, сейчас это соглашение – реальный шаг к созданию крупнейшей в мире беспошлинной торговой зоны. Устранены все виды торговых ограничений: квоты, пошлины, нетарифные барьеры и т.д. Канадцы получают свободный доступ на американский рынок, который в 10 раз больше их собственного [15, с. 46].

     Американцы  выигрывают от снижения цен на канадскую  продукцию, а Канада стала крупнейшим торговым партнером США. И сами США - основной покупатель канадского экспорта. Потому выгоды от такого соглашения обоюдно  весьма значительны. Это соглашение имеет большое международное значение - оно открывает путь к переговорам с Мексикой, а за ней - и со всей Латинской Америкой.

     Тем не менее, на сегодня все же протекционизм  остается самой популярной политикой: во-первых, конкуренция в мире растет, особенно со стороны азиатских стран, во-вторых, импорт у многих превышает экспорт, а это значит, что угроза проблеме национальной занятости все еще сильна.

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития