Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа
Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.
Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Особенности
промышленного комплекса
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала. При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009 году, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь.
Динамика
объемов внешней торговли товарами
Республики Беларусь приведена в
таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн. долларов США
Наименование показателя | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Оборот | 15 972,6 | 32 687,4 | 71 952,1 | 49 873,2 | 60 167,9 |
Экспорт | 7 326,4 | 15 979,3 | 32 570,8 | 21 304,2 | 25 283,5 |
Импорт | 8 646,2 | 16 708,1 | 39 381,3 | 28 569,0 | 34 884,4 |
Сальдо | -1 319,8 | -728,8 | -6 810,5 | -7 264,8 | -9 600,9 |
Примечание
– Источник: [3].
Объем внешней торговли товарами за 2010 год составил 60,2 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 10,3 млрд. долларов или на 20,6 процента. Экспорт товаров составил 25,3 млрд. долларов и возрос на 4 млрд. долларов или на 18,7 процента. Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2010 г. В октябре экспорт составил 2,3 млрд. долларов, в ноябре – 2,3 млрд. долларов, в декабре – 3 млрд. дол. (рисунок 2.1).
Номенклатура экспортной продукции характеризуется разнообразием и насчитывает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров относятся калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, прокат стали, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, металлокорд, капролактам, мебель, холодильники и морозильники, древесина и изделия из нее, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.
Рисунок 2.1 – Экспорт по месяцам 2010 г.
Примечание
– Источник: [3].
В 2010 году существенно изменились условия торговли нефтью и нефтепродуктами. Без учета этих товаров экспорт составил 18,5 млрд. долларов и вырос на 36,3 процента. В стоимостном выражении – это прирост на 4,9 млрд. долларов.
Значительно возросли поставки на внешние рынки капролактама (экспорт вырос в 1,8 раза), калийных удобрений (в 1,6 раза), авто-, сельхозтехники и ее частей (в 1,5 раза), изолированных проводов и кабелей (на 40,6 процента), шин (на 33,9 процента), черных металлов и изделий из них (на 27,6 процента), свинины (в 2,5 раза), говядины свежей и охлажденной (в 1,5 раза), молочных продуктов (в 1,5 раза), сахара (в 1,5 раза). Товарная структура экспорта в 2009-2010 гг. представлена на рисунке 2.2.
Основными покупателями белорусской продукции в 2010 году являлись: Россия – 38,9 процента от всего объема экспорта, Нидерланды – 11 процентов, Украина – 10,2 процента, Соединенное Королевство – 3,9 процента, Латвия – 3,7 процента, Польша – 3,5 процента, Бразилия – 2,8 процента, Китай – 1,9 процента, Казахстан – 1,8 процента, Германия – 1,8 процента, Литва – 1,8 процента.
За счет сокращения поставок нефти и нефтепродуктов на рынок ЕС его удельный вес в экспорте сократился на 13,5 процентных пункта и составил 30,1 процента. Одновременно произошло увеличение доли России на 7,4 процентных пункта, остальных стран СНГ – на 2,4 процентных пункта, стран Латинской Америки – на 0,9 процентных пункта, Азии – на 0,7 процентных пункта.
В 2010 году в страну ввезено товаров на 34,9 млрд. долларов. По сравнению с 2009 годом импорт вырос на 6,3 млрд. долларов или на 22 процента. Товарная структура импорта в 2009-2010 гг. представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.2 – Товарная структура экспорта в 2009-2010 гг., %
Примечание
– Источник: [3].
Рисунок 2.3 – Товарная структура импорта в 2009-2010 гг., %
Примечание
– Источник: [3].
Импорт представлен, в основном, энергоресурсами (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газы, электроэнергия) и сырьем, материалами и комплектующими (металлы и изделия из них; сырье для химических производств; части машин, оборудования и транспортных средств).
В 2010 году доля товарной группы «Сырье, материалы, комплектующие» в общем объеме импорта составила 38,6 процента, «Энергетические товары» – 34,3 процента, «Потребительские товары» – 16,1 процента, «Технологическое оборудование, машины и механизмы» – 10 процентов.
Основной прирост импорта пришелся на сырье, материалы и комплектующие, что обусловлено ростом объемов производства (рост промышленного производства в 2010 году составил 111,3 процента к уровню предыдущего года). Импорт сырья, материалов и комплектующих вырос на 3,8 млрд. долларов. 83 процента или 3,2 млрд. долларов от общего прироста по этой группе товаров дали 6 товарных позиций: металлы и изделия из них (импорт вырос на 1 337 млн. долларов), сырье и продукция химических производств (на 824 млн. долларов), части оборудования, механизмов и транспортных средств (на 733 млн. долларов), сахар-сырец (на 146 млн. долларов), удобрения (на 133 млн. долларов), табачное сырье (на 20 млн. долларов).
Импорт потребительских товаров вырос на 1 026 млн. долларов, в том числе непродовольственных – на 769 млн. долларов, продовольственных – на 257 млн. долларов. Легковые автомобили дали 42 процента прироста по непродовольственной группе товаров.
Импорт энергетических товаров увеличился на 736 млн. долларов. При сокращении стоимостных объемов импорта нефти и нефтепродуктов на 724 млн. долларов произошел рост импорта природного газа – на 1,4 млрд. долларов.
Импорт технологического оборудования, машин и механизмов вырос на 659 млн. долларов.
В географической структуре импорта также происходят изменения, хотя и не столь значительные как в экспорте.
Основными поставщиками продукции в Республику Беларусь в 2010 году являлись: Россия – 51,8 процента от всего объема импорта, Германия – 6,8 процента, Украина – 5,4 процента, Китай – 4,8 процента, Венесуэла – 3,3 процента, Польша – 3,1 процента, Италия – 2,2 процента, США – 1,3 процента, Казахстан – 1,2 процента, Франция – 1,1 процента.
Удельный вес России в импорте по сравнению с 2009 годом сократился на 6,8 процентных пункта. Главной причиной этого являются принимаемые Правительством меры по диверсификации поставок энергоносителей. Доля Венесуэлы в импорте республики выросла на 3,3 процентных пункта. Одновременно в импорте увеличилась доля Китая на 1 процентный пункт, Украины – на 0,9 процентных пункта, Казахстана – на 0,9 процентных пункта.
Отрицательное
сальдо внешней торговли в 2010 году составило
9,7 млрд. долларов и увеличилось по
сравнению с аналогичным
Таким образом, открытость экономики республики характеризуется числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.
Российская Федерация является основным торговым партнером Республики Беларусь. На ее долю приходится треть экспорта республики и половина импорта.
Европейский союз занимает второе место среди торговых партнеров. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.
Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ.
В рамках таможенного союза наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.
Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.
В
последние годы заметно возросли
объемы торговли с ключевыми партнерами
в Латинской Америке –
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами частично компенсируется положительным результатом торговли услугами.
Динамика
объемов внешней торговли услугами
Республики Беларусь приведена в
таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь, млн. долларов США
Наименование показателя | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Оборот | 1 535,9 | 3 166,0 | 6 751,1 | 5 523,8 | 7 263,8 |
Экспорт | 1 000,3 | 2 072,7 | 4 187,6 | 3 482,0 | 4 478,2 |
Импорт | 535,6 | 1 093,3 | 2 563,5 | 2 041,8 | 2 785,6 |
Сальдо | 464,7 | 979,4 | 1 624,1 | 1 440,2 | 1 692,6 |
Примечание
– Источник: [3].
Объем внешней торговли услугами за 2010 год составил 7 263,8 млн. долларов и по сравнению с 2009 годом возрос на 30,4 процента. Экспорт услуг составил 4 478,2 млн. долларов и увеличился на 27,8 процента или на 973,9 млн. долларов. На долю услуг приходится 15 процентов общего объема экспорта республики.
Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.
Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.
Значительный
рост экспорта произошел по транспортным
услугам (на 31,4 процента), их доля в общем
объеме экспорта услуг превышает 67 процентов
– рисунок 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура внешней торговли услугами
Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития