Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Оглавление

Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Макро БГЭУ Внешняя торговля РБ 2010 Кузьменок.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

    Основы  теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

    Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

    Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

    Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами  – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

    С другой стороны, преимущества могут  быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации  производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

    Относительные цены товаров на внутреннем рынке  определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

    Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте  потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

  • изменением структуры потребления;
  • специализацией производства.

    До  тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются  различия, каждая страна будет располагать  сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

    Совокупный  объем выпуска продукции будет  наибольшим тогда, когда каждый товар  будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками. 

    Неоклассические теории  

    Современные западные экономисты развили теорию сравнительных издержек Рикардо. Наибольшую известность получила модель альтернативных издержек, автором которой является американский экономист Г. Хаберлер.

    Рассматривается модель экономики 2-х стран, в которых  производятся 2 товара. Для каждой страны предполагаются кривые производственных возможностей. Считается, что используется наилучшая технология и все ресурсы. При определении сравнительных преимуществ каждой страны за основу берется объем производства одного товара, который приходится сокращать для увеличения производства другого товара.

    Данная  модель разделения труда получила название неоклассической. Но она основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия:

  1. лишь 2-х стран и 2-х товаров;
  2. свободной торговли;
  3. мобильности труда внутри страны и иммобильности (отсутствия перелива) м/у странами;
  4. постоянных затрат производства;
  5. отсутствия транспортных затрат;
  6. отсутствия технических изменений;
  7. полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

    Теория  Хекшера-Олина 

    В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.

    По  мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются  тем, что:

  1. в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
  2. неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

    Отсюда  следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие.

    Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются  дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в  страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

    В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.

    Если  же  в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

    Альтернативные  теории международной  торговли

 

    В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.

    Теория  жизненного цикла продукта. 

    В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

    Цикл  жизни продукта охватывает 4 стадии:

  1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
  2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
  3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
  4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.
 

    Теория  эффекта масштаба.

    В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

    Согласно  этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой. 

      Модель технологического  разрыва.

    Сторонники  неотехнологического направления  структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

    Изменилось  и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства  – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического  направления считают, что государство  должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

    Наиболее  популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского  экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

    Торговля  между странами может быть вызвана  технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в  одной из торгующих стран. Эта  страна приобретает сравнительные  преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

    В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора.  Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

    Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

     

 
     1.3 Понятие и виды  внешнеэкономической  политики государства

     Внешнеэкономическая политика - это «система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства» [4, с. 5].

     Комплекс  государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

     - созданию условий для доступа  и функционирования отечественным  производственным звеньям на  мировых рынках;

     - обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

     - обеспечению защиты внешнеэкономических  интересов страны.

     При этом следует отметить, что внешнеэкономическая  политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера:

     - преобразующую (политика развития  отраслей, регионов в области  ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.),

     - мобилизующую (выход, удержание позиций  на тех или иных рынках и  расширение внешних рынков),

     - балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.) [4, с. 12].

     Основные  направления экономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической  деятельности: международное перемещение  товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д. Важнейшим же её элементом внешнеэкономического регулирования является внешнеторговая политика государства. Важнейшим, уже в силу того, что именно на неё приходится 90% внешнеэкономического оборота [15, с. 58].

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития