Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа
Объект исследования - внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.
Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.
Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.
Эти
преимущества могут, с одной стороны,
порождаться естественными
С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.
Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.
Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:
До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
Совокупный
объем выпуска продукции будет
наибольшим тогда, когда каждый товар
будет производиться той
Неоклассические
теории
Современные западные экономисты развили теорию сравнительных издержек Рикардо. Наибольшую известность получила модель альтернативных издержек, автором которой является американский экономист Г. Хаберлер.
Рассматривается модель экономики 2-х стран, в которых производятся 2 товара. Для каждой страны предполагаются кривые производственных возможностей. Считается, что используется наилучшая технология и все ресурсы. При определении сравнительных преимуществ каждой страны за основу берется объем производства одного товара, который приходится сокращать для увеличения производства другого товара.
Данная модель разделения труда получила название неоклассической. Но она основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия:
По
мнению авторов, межстрановые различия
в относительных издержках
Отсюда
следует закон
Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.
В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.
Если же в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.
В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.
Теория жизненного цикла продукта.
В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
Теория эффекта масштаба.
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно
этой теории, многие страны обеспечены
основными факторами производства в сходных
пропорциях, и поэтому им будет выгодно
торговать между собой при специализации
в отраслях, которые характеризуются наличием
эффекта массового производства. Специализация
позволяет расширить объемы производства,
снизить издержки, цену. Для того, чтобы
эффект масштаба был реализован, необходим
емкий рынок, т.е. мировой.
Модель технологического разрыва.
Сторонники
неотехнологического
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.
Обе
торгующие страны выигрывают от нововведения.
По мере распространения новой
Внешнеэкономическая политика - это «система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства» [4, с. 5].
Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:
-
созданию условий для доступа
и функционирования
- обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;
-
обеспечению защиты
При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера:
-
преобразующую (политика
- мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков),
- балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.) [4, с. 12].
Основные
направления экономической
Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития