Динамика и структура внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты международной торговли.
2. Провести анализ внешней торговли России.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений 5
1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли 6
1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности 8
1.4 Международное регулирование международной торговли 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ 15
2.1 Внешнеторговый оборот России 15
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья 24
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Файлы: 1 файл

15.08.103 - статистика сзагс курс.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Динамика  и структура внешней  торговли России

 

    Содержание

 

    Введение

 

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

     Россия  на протяжении длительного времени  была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв. Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.

     В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности1.

     В системе внешнеэкономических приоритетов  России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной  Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.

     Достижение  поставленных целей тесно увязывалось  с созданием нового имиджа России как государства, покончившего с  идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.

     Предметом исследования в курсовой работе выступает  внешняя торговля России.

     Объект  исследования – внешняя торговля России в 2007-2010 гг.

     Цель  работы – раскрыть роль внешней  торговли в экономическом и социальном развитии России.

     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Раскрыть теоретические аспекты  международной торговли.

     2. Провести анализ внешней торговли  России.

     Теоретико-методологической основой работы стали разработки, концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и  современных трудах отечественных  и зарубежных экономистов. В рамках системного подхода в работе использовались методы сравнительного и системного анализа, а также теоретического моделирования.

     Эмпирической  базой исследования послужили законодательные  и нормативные акты президентских  и правительственных структур, данные монографических изданий и периодической печати, нормативно – методическая документация, информационные ресурсы INTERNET.

 

    Глава 1. Теоретические аспекты  международной торговли

1.1 Место международной  торговли в системе  международных экономических  отношений

 

     Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

     Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

     Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.

     Международная торговля связывает национальные экономики  в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

     1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

     2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

  1. он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);
  2. решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

     5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

     В процессе международной торговли возникает  два направления товаропотоков  — экспорт и импорт.

     Учет  экспортных поставок осуществляется в  ценах РОВ; учет импортных поставок — в ценах СIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;

1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли

 

     Товарная  структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг.2

     Географическая  структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.

     Субъектами  международной торговли выступают  все государства мира, которые  в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов  на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

     Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

1.3 Роль государства  в регулировании  внешнеторговой деятельности

     международный торговля экспорт импорт

     Государственное регулирование внешней торговли может быть односторонним — без  согласований и консультаций с торговыми  партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).

     Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

           Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

     Тарифные  методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.

     Нетарифные  методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические  барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

     Таможенный  тариф — перечень товаров и  система ставок, по которым они  облагаются пошлинами.

     Таможенная  пошлина — обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта.

     Таможенные  пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

     Различают следующие виды таможенных пошлин:

     1. По способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну).

     Применение  адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются  на стандартизированные товары и  имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары.

     2. По объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные (используются как средства торговой войны).

     3. По характеру: сезонные — срок действия — от 1 месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается); антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров; компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

     4. По происхождению: автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти; конвенциональные — на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта.

     5. По типам ставок: постоянные; переменные  — изменяются при изменении мировых цен.

     6. По способу вычисления: номинальные  — указанные в тарифах; эффективные  — уровень пошлин определяется  с учетом пошлин, наложенных на  узлы и детали товаров.

     Пошлина накладывается на таможенную стоимость  товара. Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Информация о работе Динамика и структура внешней торговли России