Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты международной торговли.
2. Провести анализ внешней торговли России.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений 5
1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли 6
1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности 8
1.4 Международное регулирование международной торговли 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ 15
2.1 Внешнеторговый оборот России 15
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья 24
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
Динамика и структура внешней торговли России
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.
Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв. Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.
В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности1.
В
системе внешнеэкономических
Достижение поставленных целей тесно увязывалось с созданием нового имиджа России как государства, покончившего с идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.
Предметом исследования в курсовой работе выступает внешняя торговля России.
Объект исследования – внешняя торговля России в 2007-2010 гг.
Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Раскрыть теоретические
2.
Провести анализ внешней
Теоретико-
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты президентских и правительственных структур, данные монографических изданий и периодической печати, нормативно – методическая документация, информационные ресурсы INTERNET.
Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.
Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:
1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;
2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);
5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.
В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт.
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах РОВ; учет импортных поставок — в ценах СIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления;
Товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг.2
Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.
Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).
Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).
международный торговля экспорт импорт
Государственное регулирование внешней торговли может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).
Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.
Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).
Таможенный тариф — перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.
Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).
Различают следующие виды таможенных пошлин:
1. По способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну).
Применение
адвалорных пошлин связано с субъективностью
оценок таможенной стоимости товара,
что оставляет место для
2. По объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные (используются как средства торговой войны).
3. По характеру: сезонные — срок действия — от 1 месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается); антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров; компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
4. По происхождению: автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти; конвенциональные — на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта.
5. По типам ставок: постоянные; переменные — изменяются при изменении мировых цен.
6.
По способу вычисления: номинальные
— указанные в тарифах;
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара. Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.
Информация о работе Динамика и структура внешней торговли России